Про убийственный законопроект

Скажу прямо - я вынужден написать эту колонку. Вынужден потому, что практически никто в Калининградской области публично не заявляет о том, что грозит малому и среднему бизнесу в случае принятия поправок в Закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (более известный как "Закон о торговле";), подготовленных депутатом Яровой и Ко якобы в целях защиты бизнеса.


Он не защищает малый и средний бизнес, а имеет все шансы убить его. По крайней мере, у нас в регионе. И сделать это цинично, жёстко и целенаправленно. Причём - под личиной "защиты прав товаропроизводителей" и прочих красивых заверений. Более того - на эти заверения "ведутся" не только федеральные СМИ, но и отдельные законодательные собрания регионов - в карточке законопроекта находятся положительные заключения в том числе и от сельскохозяйственных регионов. Составленные, судя по всему, по принципу коллективного "одобрям-с", без глубокого чтения и анализа происходящего.


Начну, как водится, издалека. Комиссионная торговля товарами, полученных от дистрибьюторов и сельхозпроизводителей, описана ещё в "Сказках тысячи и одной ночи". Синдбад-мореход, привозя из-за моря пряности или ткани, сдаёт их багдадским торговцам в присутствии свидетелей "на реализацию", а потом, по прошествии времени, собирает с них выручку (за вычетом вознаграждения торговцев) и нераспроданные остатки.


Что продаёт торговец (неважно - торговая сеть, супермаркет или бабушка с семечками)? На самом деле, не товар, а удобство покупателя. Он обустраивает торговые площади, нанимает приветливый персонал (или сам ходит с лотком), пытается донести до покупателя товар наиболее удобным способом, а покупатель уже выбирает - или согласиться с предложением торговца или же, скажем, взять товар в каком-нибудь другом месте, будь то обратившись к другому торговцу или изготовив товар самостоятельно. Не верите? Ну и не надо. Но когда государство ограничивает места продажи алкоголя или сигарет, оно исходит именно из того, что покупателю будет несподручно или неудобно приобретать товар в определённом месте, а потому он откажется от покупки.


Раскрою страшную (ну, для тех, кто не в курсе) тайну розничной торговли. О том, откуда берётся товар. Понятно, что он берётся от производителей или дистрибьюторов. Но - откуда он берётся на полке. Так вот - на полке он берётся либо путём собственного производства из других товаров (как в примере с жареными семечками), либо путём взятия товара на реализацию у того, кто товар произвёл или импортировал, как и три тысячи лет назад.


Почему? Потому что торговец, как правило, не является 100-процентным профессионалом во взятом товаре и не может предугадать, будет он продаваться или нет и в каком количестве. Торговец - специалист в сервисе, в удобстве потребителя, но не в тысячах наименований товаров, которые предлагает современный супермаркет или же восточный базар древности. Будет товар продаваться - хорошо, оба будем с прибылью, не будет - забирай обратно, нечего тут полку зазря занимать, ввергая торговца, да и себя, в убытки.


Потому, как бы ни назывался договор, по которому товар передаётся в современную торговую сеть, фактически это договор комиссии. Юристы поймут - важно не название, а содержание. А в содержании договоров поставки товаров в торговые сети (а сеть - это любые два магазина, пусть хоть два ларька) всегда существует право на возврат. Почему? Потому что поставщик хотя бы знает, что с нераспроданными остатками делать, а торговая сеть этого знать не обязана, более того - если убрать право на возврат товара всегда будет искушение попродавать просрочку, что крайне невыгодно потребителю, да и небезопасно.


Поэтому и гражданское, и торговое, и налоговое законодательство - все учитывают фактические взаимоотношения между торговцем и тем, от кого товар поступает. "Навар" торговца - разница между наценкой и затратами на продажу товара (которые могут превышать даже стоимость самого товара, если товар невелик и дёшев), с которой и налоги собирают и предельные розничные цены высчитывают.


Потому, сдавая товар на комиссию в торговые сети, малый бизнес всегда знает, что будет иметь такие же преференции, как и бизнес крупный - ведь сеть заплатит налоги именно с разницы цены прихода и продажи.


Какие виды малого бизнеса передают на реализацию товары в сети? Во-первых, это сельхозпроизводители, применяющие систему налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога. В-вторых, это производители и импортёры, применяющие упрощённую систему налогообложения. Государство специально дало им преференции для того, чтобы они зарабатывали на жизнь таким способом. Крупнейшие торговые сети с такими не работают, так как у них товарооборот превышает десятки миллионов рублей, а средние - где товарооборот по таким отдельным производителям не превышает миллиона-двух - работают. Малый бизнес гораздо мобильнее и расторопнее, чем крупный, позволяет оперативно изменять производимый и завозимый ассортимент, а также оперативно развозить товары по магазинам.


Не побоюсь этого слова, но именно малый бизнес смог оперативно наладить поставки продовольствия в Калининградскую область во время введения "антисанкций" в августе прошлого года: пока большие разогревались, малые уже ездили по Европе и отправляли фуры из Сербии, Македонии, Турции.


Теперь же законопроект 704631-6 предлагает нарушить сложившуюся систему взаимоотношений и... запретить торговым сетям заключать с поставщиками договоры комиссии, агентские и прочие, при которых товар не переходит в собственность сети. Если остальные положения закона, запрещающие ретро-бонусы и плату за полку, столкнут торговлю на сто лет назад, то эти положения просто разрушат сложившуюся систему взаимоотношений.


Существует и иной риск, более серьёзный для малого бизнеса. Теперь торговым сетям будет просто... невыгодно брать у них товар, так как их товар окажется значительно дороже, чем у крупных поставщиков. Ведь если берёшь товар на реализацию - НДС надо платить с наценки, а если применять "способ", предложенный депутатом Яровой, то НДС должен будет уплачиваться со всей розничной стоимости продаваемого товара. И, так как малый бизнес НДС не платит, то "входящего" НДС у торговой сети не возникнет, и её придётся заплатить налог не с добавленной стоимости, а с... всей розничной стоимости товара. То есть - надо или увеличивать наценку на 18% от общей розничной цены, либо отказываться от приобретения товара у малого бизнеса, переключаясь на получение товара от крупного. Что и будет сделано.


Но вопрос в другом - в Калининградскую область, в отличие от всей остальной страны, значительная часть товара исторически ввозится именно малым бизнесом и в режиме свободной таможенной зоны в Калининградской области. Так сложилось ещё в начале девяностых, и возможность лёгкого перевоза товаров через границу в небольших объёмах кормит тысячи калининградских семей. Кормила.


Если закон примут - то эти тысячи семей рискуют остаться без средств к существованию. Или же - если тот или иной сегмент рынка не будет захвачен крупным бизнесом - это приведёт к значительному росту цен в продуктовой рознице региона на импортные товары. Не меньше чем на 18-24%. Это только за счёт изменения двух слов в законе. В-общем, сладко не покажется никому.


Существуют ли доводы авторов законопроекта в защиту предлагаемых убийственных поправок? Существуют, но состоят из общих слов "перераспределения рисков на торговую сеть" и "успокоения поставщика". Экономического обоснования того, что принимаемая норма кому-нибудь из "защищаемых" позволит зарабатывать больше, я не нашёл.


Специально написал статью без подробных выкладок законодательства и прочего. Они у меня есть, но непонятны абсолютному большинству читателей (да и чиновников тоже). А понятны простые слова - если будет принят закон Яровой - будут разорения в малом бизнесе и повышение цен в региональной торговле.

И пусть мне антимонопольная выдаст предостережение, я готов.
Мнения блоггеров может не совпадать с мнением редакции.