Архитектор бюро "Сердце города" рассказала Русскому Западу, как столица эксклава может вырулить из заторов и оставить старые здания целыми.
ВСЯ ВЛАСТЬ ПРОСПЕКТАМ?
- Из-за чего Калининград "заперт" пробками?
- У нас всего две основных магистрали – Ленинский и Московский проспекты. Они дают возможность транзита с севера на юг или с востока на запад. Нужно вам это или нет, но благодаря им автомобилистам приходится проделывать этот путь через центр Калининграда. Это происходит вне зависимости от желаний людей. В других городах России уже давно проведены мероприятия, которые позволяют избежать такого вынужденного транзита. Архитекторы, которые входят в некоммерческое партнерство "Градостроительное бюро "Сердце города", пришли к общему выводу: существование Ленинского и Московского проспектов в их современном состоянии невозможно.
- Какие установки решения проблемы даются сотрудниками бюро?
- Разгрузить Ленинский и Московский проспекты можно за счет улиц вдоль второго вального кольца. Только для этого на некоторых точках этого "зеленого пояса" следует решить проблему нескольких перекрестков. Вы спрашиваете, стоит ли расширять улицы? Сам по себе этот процесс мало что дает. Скажем, Московский проспект пропускает очень много транспорта, но только до очередного перекрестка. Сейчас существует масса методов решения этой проблемы, причем даже в виде одноуровневого пересечения. Конечная цель - создать новые преобладающие направления автомобильного движения, участники которого предпочтут не пользоваться Ленинским и Московским проспектами. К примеру, на одном из отрезков для такого движения можно предусмотреть ул. 9 Апреля и Пионерскую, чтобы не перегружать ул. Литовский вал.
На фото: Бывший главный архитектор Берлина Ханс Штимманн (слева) побывал в бюро "Сердце города" и пообщался с Ольгой Мезей
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ ТРАНСПОРТНИКАМ
- Какие перекрестки должны быть реорганизованы в Калининграде прежде всего?
- Пересечение ул. Театральной и Гвардейского просп., ул. Озерова с ул. Гаражной. Кстати, в последнем случае необходима реконструкция моста через железную дорогу на ул. Озерова. Также уже давно в архитектурной среде Калининграда шли разговоры о необходимости дублера ул. Черняховского, чтобы увести транспортные потоки от Центрального рынка. Ул. Черняховского должна использоваться для общественного транспорта и пешеходов. Для движения частного автотранспорта нужно использовать путь через ул. Гаражную, Юношескую, Ракитную – с выходом на ул. Пролетарскую. Если этот дублирующий маршрут будет создан с хорошими перекрестками, можно рассчитывать на ограничение скорости движения на центральных отрезках Ленинского и Московского проспектов. То есть в зоне исторического ядра Калининграда. Тогда жители и гости города на частных авто предпочтут быстрое движение в объезд центра, чем через него – со скоростью 30 км/ч.
На фото: В районе памятника героям-катерникам бюро "Сердце города" предлагает общественную зону с набережной имени философа Гамана
- Кто должен заниматься решением таких задач?
- Есть специальные проектные институты, которые просчитывают решение транспортных проблем городов России. К примеру, в этом направлении работают ГУП "Научно-исследовательский и проектный институт Генерального плана города Москвы" и организация такого же уровня в Минске. Мы, градостроители, даем лишь общие направления, ставим задачи. Транспортники решают их. Пока градостроительное бюро "Сердце города" ведет переговоры с администрацией Калининграда, такие транспортно-градостроительные расчеты должны быть заказаны у одной из соответствующих организаций, ведь сегодня единой современной схемы транспортного обслуживания в Калининграде нет. Ее нельзя создать в рамках конкурса. Она может родиться только в итоге научно-исследовательской работы. Сотрудники бюро "Сердце города" уже проконсультировались с градостроителями-транспортниками. А мы, в свою очередь, предоставили компетентные мнения ученых в Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, а также в администрацию городского округа "Город Калининград". Похоже на то, что в мэрии уже есть понимание важности заказа таких расчетов.
На фото: Некомфортный участок транспортной сети в центре столицы эксклава
СТАРИНУ ЗАКХАЙМА НУЖНО СОХРАНЯТЬ
- Стоит ли сносить старинное здание на ул. Литовский вал, 59, ради решения проблемы перекрестка с Московским проспектом?
- Конечно, в районе перекрестка ул. Литовский вал с Московским проспектом мало места. Но я думаю, что есть другие решения проблемы этого перекрестка, нежели снос дома № 59 по ул. Литовский вал. Сносить - это легче всего, конечно…
- Насколько, по вашему мнению, обоснована волонтерская инициатива создания архитектурного заповедника в бывшем районе Закхайм, на востоке Калининграда?
- Я знаю точно, что все остатки старых сооружений интересны. Их нужно сохранять, особенно если это фортификация (в охранную зону, предлагаемую губернатору Цуканову, попал редюит-капонир бастиона "Литва" – прим. Русского Запада). Не знаю, как насчет создания на этих участках архитектурного заповедника, но историческая составляющая данного массива строений существенна. Ведь здание, попадающее в зону, о которой говорят волонтеры, является частью оборонительного кольца города. Его использование важно для увеличения туристической привлекательности не только Калининграда, но и всего региона в целом. Все, что напрямую относится к "ночной рубашке Кенигсберга", должно охраняться государством. Обратите внимание на то, что еще в 1910 году это все было превращено в так называемый зеленый пояс Шнайдера с парками городского значения и охранялось. Пусть это не наша культура, но это культура. Мы ее тоже должны охранять.
- Нужна ли Калининграду восточная эстакада?
- Это зависит от того, насколько беспрепятственно ее движение сможет выходить за пределы Калининграда. Понятно, что объезд города через Берлинский мост - чересчур длительное мероприятие для любого автомобилиста. Но восточная эстакада будет работать во благо Калининграда, если она будет увязана с общей транспортной концепцией развития города. А я пока не вижу такой концепции.
На фото: Двухъярусный мост стал последней клепанной по методике 1920-х гг. переправой в Калининграде
ОБ ОШИБКАХ НОВЫХ РАЙОНОВ ГОРОДА
- Насколько перспективным вы считаете район Сельма?
- Сельма как район мне в принципе не нравится. Это не город Калининград, а любой другой. Он безлик, как тысячи других таких же мест в России. Если вы окажетесь на Сельме, то легко можете перепутать ее с другим районом другого города. Помните фильм "С легким паром!"? На Сельме вполне возможна такая же история. И очень жаль.
- Насколько правильно выбран путь для развития восточных микрорайонов Калининграда?
- Мы начинали работать с восточным жилым районом Калининграда, но потом прекратили. Изначально жилой массив планировался под комфортную и недорогую застройку. Ее высотность рассчитывалась до 5 этажей. Мне и моим ближайшим коллегам хотелось, чтобы там была более комфортная градостроительная среда. Очень жаль, что все это сейчас вылилось в высотки. Не знаю, насколько это будет популярно у горожан в будущем.
- На каком этапе сегодня находятся правила архитектурного конкурса "Сердце города"?
- Мы сейчас уже практически доработали конкурсное задание. Нам пришлось сформулировать обобщенную концепцию развития конкурсной территории и ареала, который ее окружает. Это должны быть не только градостроительные, но и озелененные пространства. В техническом задании на конкурс по "Сердцу города" есть и транспортная составляющая. По крайней мере, бюро обозначило общее направление, которого нужно придерживаться, чтобы решить проблему трафика. Этих установок несколько. Одна из них: магистрали Ленинского и Московского проспектов в центре нужно превратить в улицы другой категории. Если заниматься только градостроением, то территория конкурса съежится до небольшого участка на Королевской горе. При нынешней ситуации с паркингами и пробками в центре Калининграда добавление хотя бы одного дополнительного объекта архитектуры может заткнуть движение там полностью. Даже временные сельскохозяйственные ярмарки перед Домом советов по выходным затрудняют проезд в центре города. Что уж говорить о восстановлении архитектурных массивов центрального Кенигсберга на 100%... Площадь центра города, где нужно реорганизовать работу общественного транспорта и перепланировать движение улиц, ограничена несколькими известными направлениями: с востока - Гвардейским просп., с юга – просп. Калинина, с востока – Литовским валом, а с севера – ул. Гаражной и ул. Черняховского.
На фото: Заторы захватили уже и эстакадный мост
НУЖНО УЧИТЬСЯ… У СЕБЯ
- Какие еще есть ключи для решения транспортной проблемы Калининграда?
- Необходимо превратить небольшие улицы из тупиков – в проезды к главным магистралям и обратно. Должно быть спроектировано много выездов на Московский проспект и с него. Сейчас их можно пересчитать по пальцам. Именно поэтому, если там пробка, ты уже из нее никуда не денешься.
- Как это возможно, ведь между проспектом и районом ул. Вагнера очень большой перепад высот?
- Тем не менее исторически эта сеть улочек всегда была связана с улицами подножия так называемого Штайндамма (Каменного вала – прим. Русского Запада). Одна из задач архитекторов, которые будут участвовать в конкурсе на лучшую концепцию "Сердца города", – спроектировать из существующей дорожной сети такую схему, которая даст несколько альтернативных вариантов подъезда к одним и тем же точкам.
На фото: Калининградские пробки при въезде на эстакадный мост по Ленинскому проспекту
- Где взять наглядные примеры того, как это должно работать?
- В районах ул. Комсомольской, Леонова, Красной, Чернышевского. Там проблема любого затора заканчивается на любом повороте. Свернуть и объехать скопище машин можно практически на любой улице. Эта система давно апробирована в Европе, и она действует у нас. Еще один плюс сети большого количества маленьких улиц – отсутствие жизненно опасного движения, которое всегда есть на проспектах. Для Московского проспекта эта методика была бы весьма полезна, тем более что прятать центральный отрезок этой магистрали под землю дорого и неэффективно.
- Где сделаны ошибки при планировании уличного движения в Калининграде?
- В основном на мостах и перекрестках. Городу нужна тотальная реорганизация перекрестков. Это ключи к решению основных транспортных проблем Калининграда. Необходимо решить транспортную проблему у Бранденбургских ворот. Следует просчитать, как развязать узел пересечения ул. Дзержинского с просп. Калинина. Появилась у нас и новая проблема - южный съезд с новой эстакады. Там тоже необходимо реорганизовать движение. Еще один проблемный перекресток - Гвардейского просп. с ул. Театральной… Но главное - власти Калининграда должны понять, что расширять улицы нет смысла, нужно развязывать транспортные узлы на перекрестках. А в центре следует сформировать дробную сетку улиц, чтобы через нее смогли "дышать" наши проспекты.
На фото: По заявлению Александра Рольбинова, здесь будет новый пешеходный мост
Досье РУССКОГО ЗАПАДА
Ольга Викторовна Мезей - калининградский архитектор, сотрудник бюро "Сердце города", член правления Калининградского областного Союза архитекторов, градостроитель.
1981 – окончила Воронежский инженерно-строительный институт (Архитектурно-строительная академия) и поступила на службу в градостроительную мастерскую института "Калининградгражданпроект".
1991 – становится творческим руководителем ряда проектов "Калининградгражданпроекта".
1997 – выходит из состава сотрудников этой организации.
2000 – становится совладельцем архитектурно-планировочной мастерской АрхСтудия "Никор Проект".
2005 - проводит международный симпозиум "Центр Калининрада/ Перспективы градостроительного развития".
2007 - входит в оргкомитет российской стороны международного проектного семинара-воркшопа "Концепции градостроительного развития центральной части г. Калининграда".
2013 – входит в бюро "Сердце города", которое формирует условия к международному архитектурному конкурсу на лучшую концепцию центра Калининграда.
© Информационное агентство Русский Запад. Специальный корреспондент Петр Старцев