Анжелика Майстер: "Я понимаю мамин крик души"

19.12.2013 00:00
   


Анжелика Майстер

Министр социальной политики Калининградской области  откровенно пообщалась с корреспондентом Русского Запада о новой жизни семьи Маркеловых, живущей в совершенно чудовищных условиях, где дочь-подросток ухаживает за матерью-инвалидом. По мнению Анжелики Майстер, в этой ситуации сошлись вместе недостаток информации и равнодушное отношение соцработников на местах.

- Анжелика Валерьевна, история с семьей Маркеловых, рассказанная в эфире передачи "Пусть говорят", вызвала большой общественный резонанс. Прокомментируйте, пожалуйста, данную ситуацию.

- Во-первых, ранее сама эта ситуация не попадала в поле зрения Министерства социальной политики. Когда мы по поручению Николая Николаевича Цуканова организовали комиссию в составе и Контрольно-оперативного управления, и министерства, выехали на место и посмотрели, первый вопрос, который у нас возник, был такой: "Неужели действительно семья осталась без социальной помощи?". Хотя в передаче это не прозвучало, но мы проверили: действительно, все меры социальной поддержки, которые положены и матери, в одиночку воспитывающей ребенка, и инвалиду, – были предоставлены. Я знаю, что на протяжении многих лет, начиная с 2008 года, семья пользовалась услугами социальных служб на месте, поэтому я соцработников в чем-то обвинить не могу, и мы этот факт до Николая Николаевича тоже донесли.

Самый важный вопрос для этой семьи – это, конечно, жилищный. И вот здесь возникла ситуация, которую было нужно как-то разрешать. В системе ее разрешить невозможно: по Жилищному кодексу ремонтом жилья, которое находится в частной собственности, должны заниматься сами собственники. Но в доме были проблемы и с канализацией, и с водоснабжением, и с отоплением. Когда приехала комиссия, температура в доме была +14 °C – в связи с тем, что начались капитальные работы и над квартирой Златы Юрьевны и ее дочки крышу фактически демонтировали, для того чтобы сделать новую. Понятно, что в таких условиях семья жить не может.

Другие семьи, которые живут в этом доме, обладают своими ресурсами для решения проблем с водоснабжением, канализацией и теплом. А у этой семьи, кроме любви друг другу мамы и дочки, ресурсов других нет. И здесь должен быть совсем другой подход. Я могу сказать, что и соцработникам, которые должны были достучаться до местных властей, и представителям органов местного самоуправления всех уровней просто не хватило доброты, человеческого отношения к этой семье, понимания того, что человеку нужна помощь и поддержка. И если человек не в состоянии решить свои проблемы, то нужно искать любые способы, любые алгоритмы помощи, ведь никто не мешает привлечь спонсорские средства, для того чтобы решить проблемы в этой конкретной семье. И любой благотворитель увидит, что его средства пошли на благое дело. Кто им мешал это сделать? А здесь оказалось проще равнодушно отвернуться, сделать вид, что ничего нельзя сделать.

- Как продвигается сегодня ситуация с семьей Маркеловых? Какие действия предпринимаются по этому вопросу?

Насколько я знаю, сейчас в доме идет капитальный ремонт, в квартире решаются проблемы с водоснабжением и отоплением  именно за счет спонсорских средств. Спонсор нашелся, и оказывается, не так уж трудно и долго надо было его искать. Пока семья не может жить в своем доме, мы предложили маме с дочкой пройти  санаторно-курортное лечение и медицинское обследование дополнительное, что немаловажно и для мамы, и для дочери, сейчас они отдыхают в санатории в Пионерском по путевке "Мать и дитя". У нас такие путевки были, и раз такая ситуация сложилась, мы предложили маме с девочкой отдохнуть и заодно обследоваться.

Параллельно была изучена проблема с протезами у мамы. Проблема, о которой мы не знали. Обычно человек, который пользуется такими техническими средствами, обращается в случае необходимости ремонта в соответствующую организацию. Маме, может быть, времени не хватило, может быть, не знала, куда обращаться по поводу ремонта протеза. Сотрудники протезно-ортопедического предприятия  уже приехали, посмотрели, все, что надо, подкрутили и подтянули, а сейчас изготавливаются дополнительные вкладыши, чтобы женщине было удобно и комфортно.

В этой ситуации, как мне кажется, недостаток информации и равнодушное отношение сошлись вместе. Я, честно говоря, понимаю мамин крик души, и сейчас по поручению Николая Николаевича мы рассмотрим и оценим все ситуации, которые складываются подобным образом. Мы подготовим программы индивидуального сопровождения  таких семей и будем  использовать самые разные возможности решения проблем в семьях, которые оказались в похожих ситуациях.

- Возникает закономерный вопрос, что делать людям, которые также не могут достучаться до своих муниципалитетов?

Я думаю, что, во-первых, далеко не во всех муниципалитетах есть такие ситуации. Я знаю много хороших глав муниципальных образований любого уровня, которые трепетно относятся к проблемам своих жителей, которые и к власти приходили для того, чтобы помогать людям решать их проблемы. Что же касается подобных ситуаций, то для меня первоочередная задача – сделать так, чтобы органы социальной защиты прилагали максимальные усилия, чтобы руководители  местных администраций  слышали о проблемах людей, решали их, а если администрация не слышит, то сообщали нам. Мы поможем найти инструменты и ресурсы для решения таких проблем.

К концу года мы закончим  также создание большой базы данных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.  Она позволит видеть все ситуации и то, что, собственно, делают муниципальные власти для решения  проблем семей. Но здесь я прошу быть неравнодушными и наших сограждан, не надо стесняться сообщать нам о случаях, требующих решения.

- Люди, допустившие такую ситуацию с семьей Маркеловых, понесут наказание?

Во-первых, общественное порицание - само по себе наказание, и его еще никто не отменял. Во-вторых, муниципальное и городское поселения управляются органами местного самоуправления, которые не подчинены напрямую органам государственной власти. Мы рекомендовали главе муниципального образования привлечь к дисциплинарному взысканию  руководителя отдела социальной защиты и своего заместителя по социальным вопросам. Надеюсь, эти меры будут приняты. Насколько я знаю, и следственные органы изучают ситуацию, так что, возможно, мы услышим о каких-то решениях и от них. 

Примечание Русского Запада:

История с семьей Маркеловых, конечно, возмутительна. Но, возможно, благодаря такому общественному резонансу другие семьи, находящиеся в тяжелых ситуациях, впредь будут получать необходимую помощь. Создание базы данных таких семей должно способствовать изменению ситуации. А равнодушные работники муниципалитетов задумаются о том, что им грозит в случае такого отношения к людям.

© Фото: twitter.com/AMayster