ТОП-5 событий в Калининградской области на неделе с 31 марта по 6 апреля: обзор Русского Запада

08.04.2014 11:00
   


На минувшей неделе Калининградской области было уделено внимание на самом высоком федеральном уровне. В Правительстве Российской Федерации прошло отдельное совещание по вопросам энергетической безопасности самого западного региона страны. Кроме того, наступила определенная ясность относительно будущего строительства в областном центре спортивной арены к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Об этих и других значительных событиях минувших семи дней - в тринадцатом выпуске традиционной итоговой рубрики. 

1. Несколько сценариев. В плане обеспечения энергетикой объектов на территории Калининградской области еще предстоит найти оптимальное решение

Совещание в Правительстве Российской Федерации получилось внезапным – о намерении его провести стало известно только утром в четверг, 3 апреля. Тем не менее разговор получился обстоятельным и высоко представительным. Достаточно отметить то, что Калининградскую область представляли губернатор Николай Цуканов и заместитель полномочного представителя президента в Северо-Западном федеральном округе Станислав Воскресенский. 

Премьер-министр страны Дмитрий Медведев продемонстрировал знание калининградского энергетического вопроса еще на заседании федерального правительства, отметив, что в самом западном регионе планируется использование, помимо газовой, еще и угольной генерации. На первый взгляд, такая позиция вызывает значительное количество вопросов, уголь не считается современным видом топлива, значительное количество таких котельных в регионе уже закрыто и подвержено реконструкции, а доставка угля с основной территории РФ, что по железной дороге через Литву и Беларусь, что по морю из Ленинградской области, сделает его стоимость неподъемной. 

Однако необходимость использования угля может объясняться тем, что “Газпром” явно не заинтересован вести ответвление газопровода “Северный поток“ по дну Балтийского моря, так как эти расходы российского газовому концерну вряд ли будут компенсированы. А что касается проекта Балтийской атомной электростанции, то он пока вызывает больше вопросов, чем ответов, – в частности, не так давно в федеральных СМИ была обнародована позиция, что реакторы малой мощности, которые могли бы закрыть потребности Калининградской области, вопреки обещаниям из “Росэнергоатома“ не будут построены. 

Еще один важный итог общения калининградского руководства с председателем Правительства РФ: Дмитрий Медведев обозначил свое намерение лично приехать в Калининградскую область для выработки окончательного решения по пресловутой “проблеме 2016 года“, когда прекратят свое действие таможенные льготы режима Особой экономической зоны. 

На сегодняшний день зависимость калининградского бизнеса от указанных льгот более чем значительная. До 1 апреля 2016 года – даты, когда прекратят действие льготы – осталось менее чем 2 года. Соответствующее решение необходимо принимать в самые кратчайшие сроки – в идеале уже в ближайшие несколько месяцев, чтобы представители бизнеса успели провести адаптацию своих технологических цепочек. 

2. Ясности и неясности с "Ареной Балтика”. Федеральное правительство определило подрядчика строительства стадиона в Калининграде к ЧМ-2018

Еще одно важное действие в отношении Калининградской области совершил Дмитрий Медведев, подписав распоряжение в соответствии с которым ЗАО “Крокус Интернэшнл” определено в качестве единственного исполнителя для осуществления Министерством спорта РФ закупки работ по строительству стадиона, который будет возводиться в Калининграде к Чемпионату мира по футболу 2018 года. В документе также прописано, что арена вместимостью 45 тысяч зрителей будет возводиться на территории микрорайона Остров. Определены подрядчики строительства и для стадионов в других городах, причем все той же компании - “Крокус Интернэшнл” - достался еще и Ростов-на-Дону. 

Crocus Group – это одна из ведущих девелоперских компаний России, принадлежащая известному бизнесмену Арасу Агаларову. Достаточно упомянуть то, что компания являлась генеральным подрядчиком строительства объектов Дальневосточного федерального университета на острове Русский, где в 2012 году состоялся саммит АТЭС. 

Помимо этого, компания построила выставочный центр, концертный зал, развлекательные комплексы и прочие значительные объекты в столице. Очевидно, что калининградский стадион отдали в надежные федеральные руки, а региональному бизнесу, в свою очередь, остается надеяться лишь на статус субподрядчиков. 

Пока Crocus Group в Калининграде никак себя не проявила. Зато в регионе достаточно представлено омское архитектурно-проектное бюро “Мостовик” – подрядчик проектирования стадиона к ЧМ-2018 и сопутствующей инфраструктуры. Несколько месяцев назад данная компания, имеющая федеральный статус, взяла подряд на проектирование важного транспортного объекта в областном центре – Восточной эстакады. Периодически возникали сообщения, что у “Мостовика” возникают финансовые проблемы, но все они не казались серьезными. И вот в минувшую пятницу компания объявила о собственном банкротстве. И если проекту стадиона в основной части ничего не угрожает, то вопрос с дальнейшей судьбой эстакады будет решаться в ближайшие месяцы. 

3. Стоп. Мечеть. Суд запретил строительство религиозного сооружения на территории Южного парка.

Суд Московского района областного центра удовлетворил исковое заявление о незаконности строительства мечети на территории Южного парка. Изначально с иском к выдавшей все разрешительные документы администрации Калининграда обратилось подведомственное властям учреждение – музей “Фридландские ворота”. Потом к процессу подключилась прокуратура, доводы работников надзорного ведомства о том, что строительство мечети осуществляется в охранной зоне калининградского памятника архитектуры, были приняты во внимание. 

Представители исламского сообщества заявили о намерении оспорить судебное решение в вышестоящей судебной инстанции. В ряде специализированных мусульманских изданий были опубликованы сообщения о том, что решение калининградского суда противоречит государственной политике в отношении равенства религий. Сами же городские власти пытаются сохранить стоическую позицию, подчеркивая верховенство судебных решений. 

В этой истории есть ряд моментов, которые публично не принято обсуждать. С одной стороны, проблема мигрантов, большая часть которых в регионе придерживается мусульманского вероисповедания, становится все более актуальной для вроде бы как европейского Калининграда. Во время религиозных праздников рядом со строившейся мечетью собиралось столько человек, что жители этого района чувствовали себя не особо уютно. Кроме того, ряд улиц Калининграда, например промышленная Правая Набережная, отличается также тотальным количественным превосходством мигрантов из Средней Азии. 

Однако остаются вопросы и к администрации Калининграда. Сначала все выглядело так, будто сверху была дана команда максимально поспособствовать строительству религиозного объекта. А сейчас складывается впечатление, что во властных кругах передумали, после чего были предприняты все возможные правовые усилия. Впрочем, окончательная точка в этой истории еще не поставлена. 

4. Недофинансирование. Федеральный фонд реформирования ЖКХ приостановил выделение средств Калининградской области. 

Неприятная новость пришла в конце прошедшей недели. Федеральный фонд реформирования жилищно-коммунального хозяйства сообщил о том, что приостанавливается финансирование работ в 28 регионах, в том числе и в Калининградской области. Причины для всех регионов разные, для Калининграда это “невыполнение условий предоставления финансовой поддержки в части принятия нормативных правовых актов, необходимых для создания региональной системы капитального ремонта многоквартирных домов”. 

Пресловутый закон о капитальном ремонте многоквартирных домов, о который было сломано столько копий во время его принятия в региональном парламенте в декабре прошлого года, и здесь сыграл свою роль – закон был принят, но необходимую программу принять не успели. Теперь, чтобы стали осуществляться начисления, региональные органы исполнительной и законодательной власти должны решить поставленную задачу в максимально адекватные сроки. 

Данный случай - не первый, когда прохождение необходимого нормативно-правового акта через Калининградскую областную Думу максимально затягивается. Можно вспомнить судьбу резонансного закона об эвакуаторах, который был принят спустя год после федерального. Более того, на определение порядка действия эвакуаторов понадобился еще целый год. 

С одной стороны, это может говорить о высоком уровне конфликтности в стенах регионального парламента, что препятствует развитию области в контексте неоперативного принятия важнейших нормативно-правовых актов. С другой – калининградский парламент отличается значительным уровнем дискуссионности, что, наверное, не так уж плохо ввиду стремления региона соответствовать хоть каким-то европейским стандартам. 

5. Эвакуаторы, на выход. В Калининграде началась принудительная эвакуация автомобилей, припаркованных с нарушением правил дорожного движения. 

Как уже отмечалось в предыдущем блоке, ждать соответствующего закона калининградцам пришлось долго. Федеральный закон, предписывающий региональным депутатам ввести соответствующие нормы, был принят еще в 2011 году. В феврале 2012 года проект необходимого нормативно-правового акта был внесен в Калининградскую областную Думу из регионального правительства. Законодатели должны были справиться до июля, однако в установленные сроки успели принять только рамочный закон – в первом чтении. 

Дальнейшая эпопея длилась еще много месяцев, и в окончательном варианте закон появился только в феврале прошлого года. Но и тут точка поставлена не была. На разработку необходимых регламентов, проведение конкурсных процедур, расчет и утверждение тарифа понадобилось еще больше года! Сначала с поставленными задачами справились в Зеленоградске, и вот, наконец, в минувшие выходные эвакуаторы появились на улицах областного центра. Первые результаты не такие уж и впечатляющие: с улиц города были убраны всего пятьдесят припаркованных с нарушениями автомобилей

Важный момент: введя финансовую ответственность за нарушение правил парковки, власти не предложили альтернативных возможностей для многочисленных калининградских автомобилистов. Да, в центре Калининграда расположено значительное количество платных паркингов, но в выходные дни и они бывают переполнены. Многое говорилось о том, что до введения в действие эвакуаторов необходимо определить дополнительные зоны для бесплатной парковки в центре города, но это так и не было осуществлено. 

Если эвакуаторы будут работать честно, то есть на штрафные стоянки будут перемещаться автомобили всех нарушителей, то это, определенно, может привести к некоторому росту социального неудовольствия. Речь, конечно же, не идет о временах массовых митингов, вызванных повышением транспортного налога, но такая ситуация, безусловно, не добавит рейтинга калининградским властям всех уровней. 

© Кирилл Качанов, специально для Русского Запада