Ваше мнение Все блоги

Тихую 30-ю годовщину отпраздновал год назад одно из самых бессмысленных свидетельств советской эпохи - "монумент" на территории бывшего военного училища КВАТУ в районе улиц Осенней и Маршала Борзова. "Монумент сооружён в честь XXVII съезда КПСС силами и на средства личного состава Калининградского ВАТУ. Открыт 23 февраля 1986 года", - гласит табличка на тыльной стороне странного обелиска. На другой: "Слава Вооружённым Силам СССР" и советский герб. https://img-fotki.yandex.ru/get/48807/93455290.b4/0_1f7f6a_cca47bb0_L.jpg Вокруг монумента стоят скамейки. Родители с колясками из нового микрорайона раскатывают рядом детей. Кому-нибудь из них приходит в голову вдуматься в существо написанного? Военнослужащие, как там сказано, собирали деньги, чтобы отметить... очередной съезд компартии. Очередной, значит, 27-й. То есть, по идее к каждому съезду, раз событие такое замечательное, можно было бы сооружать по "монументу". Пусть не в КВАТУ. Есть же и другие военно-учебные заведения. А если добавить гражданские вузы, так и вовсе могли бы все съезды КПСС после 1945 года отметить в Калининградской области. Не знаю, есть ли этот "монумент" в списках объектов культурного наследия, подлежащих государственной защите. Но если его там нет, то сносить монумент всё равно не надо. Хотя стоило бы дописать на табличке, которую поставить рядом, кое-какие мысли по поводу съездов "правящей партии". https://img-fotki.yandex.ru/get/170749/93455290.b4/0_1f7f6b_2d92dd04_L.jpg 
Вот так иной раз идёшь по улицам Калининграда, думаешь думы о том, как хорошо бы было реконструировать/восстановить тот или иной памятник старины, чтобы привлечь туристов, да и самим чувствовать себя уютно, и натыкаешься на это: https://img-fotki.yandex.ru/get/50526/93455290.b4/0_1f7ef0_b3cd081c_L.jpg Хорошо, когда не знаешь немецкий язык или знаешь его на уровне выпускного класса общеобразовательной школы. Тогда надпись выглядит благозвучно, картинка красивая, внизу какая-то странная подпись, и вроде всё хорошо. Вот тут в 2012 году был долгий спор по поводу перевода этой надписи. В результате всё равно ничего непонятно, если не видеть контекста. Надпись на кирпичной стенке расположена в Калининграде на улице Пролетарской - как раз там у башни Врангеля, куда теперь перенесены палатки янтарщиков от Верхнего озера (музея янтаря). Если честно, я был шокирован. Вот так эта надпись выглядела в октябре 2012 года: http://ic.pics.livejournal.com/swinokotleta/8837910/13209/13209_600.jpg А теперь кто-то заботливо восстановил текст. Когда и кто это сделал? Где наши великие "журналисты"-борцы с "германизацией" и ночным малеванием свастик? Это, конечно, не свастика, но в переводе означает: "Немцы, помните о наших колониях". Это просто прямой памятник нацизму - если знать контекст. А он достаточно прост. Давайте посмотрим на то, что было установлено в 1936 году в Бреслау. Да, да, в Бреслау. Сейчас это польский Вроцлав. https://img-fotki.yandex.ru/get/227342/93455290.b4/0_1f7ef1_48ca1165_L.jpg Хорошо читается надпись? Похожа на ту, что заботливо восстановлена в Калининграде? А вверху? Вверху написано "Deutsches Land in fremder Hand!" Со знаком восклицания. Перевод: "Немецкая земля в чужих руках!" Ну, и год установки должен вам о чём-то да говорить. Это памятник колониальным войнам Германии, созданный в период Третьего рейха. По сути - замаскированный призыв вернуть себе колонии и начать новые войны. Что и было сделано спустя три года с началом Второй мировой войны. Вопрос: что делает это блаженное воспоминание о немецкой колониальной эпохе у башни Врангеля в центре Калининграда? Второй вопрос: кто так заботливо восстановил этот бред и для кого? Для туристов-реваншистов? Для того, чтобы про нас думали, насколько мы глупы, что даже не понимаем, что у нас на стенах малюют? ДОПОЛНЕНИЕ По наводке от читателей блога (на ФБ, где сделан перепост) поступило сообщение о возможной предыстории появления этой надписи. В сообществе "Янтарный ДЛБ" 12 мая 2017 года от анонима появилось следующее сообщение: "ЯНТАРНАЯ АРХЕОЛОГИЯ https://vk.com/feed?section=search&q=%23%D1%8F%D0%B4>#яд https://vk.com/feed?section=search&q=%23%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B5>#наследие https://vk.com/feed?section=search&q=%23%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F>#история https://vk.com/feed?section=search&q=%23%D0%B1%D1%8B%D0%BB%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BE>#былостало Недавно, гуляя по городу, проходил мимо башни Врангеля, и со стороны дороги увидел белую плиту, и вроде как, на ней, какой-то рисунок, долго разглядывал, нашёл и рисунок, и букавки. Ну, кароч не долго думая потратил 200 серебряных, результат на фото. Пока красил, понял такую фигню, фреску намеренно уничтожали зубилом и молотком. Жаль мелкий шрифт, потерян, судя по всему, безвозвратно...  Б.А.Р.С.икам - правильно используйте краску https://vk.com/images/blank.gif Ононемъ ЯД: когда совсем делать нечего :)" https://img-fotki.yandex.ru/get/197923/93455290.b4/0_1f7f3f_faa6420c_L.jpg
Текст прислан читателем на адрес редакции "Русского Запада" info@ruwest.ru На наших дорогах широко используются автоматические средства фиксации нарушений правил дорожного движения и большую часть из них занимают передвижные радары (так называемые треноги). Процесс наказания за нарушение ПДД доведен до автоматизма: радар делает фото, с этим фото отправляют «письмо счастья» и вот человек уже бежит оплачивать как добропорядочный гражданин. Но всегда ли показания скорости в «письме счастья» верны?!?!? На дорогах Калининградской области установлены передвижные радары  «Арена» произведенные ЗАО «ОЛВИЯ»  и производитель пишет, что радар должен устанавливаться на высоте 1-2метра, под углом 25 градусов +/-1 градус, на расстоянии 3-5 метров от края дороги. Производитель оговаривает, что радар должен быть установлен на расстоянии трех метров от проезжей части. А если по каким-то причинам это сделать невозможно, то допускается установка на большем (!) расстоянии.  И только при соблюдении всех этих параметров показания радара будут корректными! https://img-fotki.yandex.ru/get/94189/93455290.b4/0_1f5e93_bff9be28_orig.jpg Подготовка комплекса к работе не занимает много времени, но требует наличия… отвеса, вешки и рулетки. Отвес, подвешиваемый на специальный карабин под измерительным блоком, необходим, чтобы выдержать требуемое по инструкции расстояние от обочины дороги: 3—5 м. Вешка с рулеткой вместе со вспомогательным угольником, расположенным на крышке измерительного блока, помогут точно выдержать угол, под которым Арена будет «смотреть» на дорогу: он должен составлять 25±1°." Проехавшись по радарам, установленным на наших дорогах, мы заметили, что не всегда они установлены по инструкции и, следовательно, не корректно измеряют скорость! https://img-fotki.yandex.ru/get/111568/93455290.b4/0_1f5e94_4b9f9839_L.jpg https://img-fotki.yandex.ru/get/195648/93455290.b4/0_1f5e91_c56f595d_L.jpg https://img-fotki.yandex.ru/get/196258/93455290.b4/0_1f5e92_d8988e7a_L.jpg Устанавливают эти радары гражданские люди (все время разные), вешка и отвес при установке не используется, другими словами радар устанавливается «на глазок»!!! А свидетельство о поверке на радар они вообще не видели!!! Так почему же мы, получив «письмо счастья» молча идем платить?!?!? Как доказать, что радар работает с нарушением Вот это самое сложное. В «письме счастья» обычно бывают координаты места совершения правонарушения и фотография автомобиля. А вот фотографию, как установлен радар, не присылают. Но выход существует. - Есть видеорегистраторы, которые могут зафиксировать, что камера расположена неправильно, что отсутствует тренога, что она стоит на краю обочины - это все визуально можно определить. Потому что, доказательства, добытые с нарушением, являются недопустимым и не могут быть приняты, как доказательства вины автолюбителя. п. 3 ст.26.2 КоАП РФ. Заявите ходатайство о неиспользовании такого доказательства.
Мнения блоггеров могут не совпадать с мнением редакции.

Календарь мероприятий

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Чт 01 Февраля 2018 / 13:52
Россия ждет в 2018 году миллион футбольных фанатов
Гендиректор оргкомитета «Россия-2018» Алексей Сорокин заявил, что стране стоит ждать наплыва миллиона футбольных болельщиков. Трибуны на стадионах во время Чемпионата мира также обещают быть заполненными.
<br />
Сб 02 Сентября 2017 / 00:00
Сб 05 Августа 2017 / 00:00
В Калининградской области началась подготовка ко Дню балтийского поля
Масштабное событие агропромышленной отрасли запланировано на август.
Вт 01 Августа 2017 / 00:00
В Калининграде пройдут съемки фантастического детектива с Константином Хабенским
Над фильмом «Пробуждение» будут работать сразу три известных режиссера – Антон Борматов, Юрий Мороз и Дмитрий Лактионов.
Сб 15 Июля 2017 / 00:00
Летом Зеленоградск примет Чемпионат России по серфингу
Спортивное мероприятие планируют посетить полторы тысячи гостей и участников.
Пт 07 Июля 2017 / 00:00
На День города в Калининграде пройдет регата «Кубок трех губернаторов»
Соревнования стартуют в Балтийске, пройдут в Калининградском (Вислинском) заливе и завершатся возле Музея Мирового океана.
Сб 01 Июля 2017 / 11:05
Минимальная заработная плата в Калининградской области повысится на 10%
Повышение произойдет в два этапа: с 1 июля 2017 года и с 1 января 2018 года.
Пт 30 Июня 2017 / 00:00
Высокий мост будет закрыт для транспорта до 30 июня 2017 года
Сквозное движение по мосту закрыто с 27 июня 2016 года.
Вт 13 Июня 2017 / 00:00
В Ленинградском районе приостановят газоснабжение жилых домов и промпредприятий (список)
Временные неудобства связаны с присоединением газопровода к сети газораспределения, попадающего в зону строительства Восточной эстакады в Калининграде.
Пн 12 Июня 2017 / 00:00
На празднование Дня России в Калининграде потратят 375 тысяч рублей
За эти средства установят флаги, вымпелы и транспаранты, а также организуют праздник в Центральном парке культуры и отдыха.
Вт 06 Июня 2017 / 01:00
В июне запускается авиасообщение Калининград-Калуга
Время в пути составит 1 час 50 минут.
Пн 05 Июня 2017 / 00:00
Глава авиакомпании LOT: билеты до Варшавы калининградцы смогут купить на этой неделе
Регулярные рейсы до польской столицы возобновятся с 5 июня 2017 года.
Сб 03 Июня 2017 / 00:00
Кинотеатр «Заря» откроется 3 июня
Об этом сообщил арт-директор кинотеатра Артем Рыжков.
Чт 01 Июня 2017 / 00:00
С июня начнутся полеты по маршруту Архангельск – Калининград – Архангельск
Регулярные рейсы планирует выполнять авиакомпания «НОРДАВИА».
Ср 31 Мая 2017 / 08:00
31 мая дважды перекроют пол-Калининграда из-за автопробега (схема)
От Гвардейского проспекта до улицы Емельянова через Московский проспект город будет стоять с 8 до 9 и с 16 до 17 часов, чтобы пропустить участников автопробега «Бумеранг-2017».
Пн 29 Мая 2017 / 10:00
Сергей Кривченко в 3-й раз попытается выйти на свободу досрочно
В понедельник Калининградский областной суд рассмотрит дело водителя, сбившего 21 ноября 2014 года насмерть двух девушек на улице Куйбышева в Калининграде, находясь в пьяном виде за рулём.
Пн 29 Мая 2017 / 00:00
Вс 28 Мая 2017 / 00:00
На День колеса в Калининграде изменится схема движения транспорта (список + схема)
На время фестиваля также будут перекрыты центральные улицы города.
Сб 27 Мая 2017 / 00:00
Из-за демонтажа рекламы Сбербанка с крыши КГТУ перекроют улицы
Сквозное движение от ул. Генделя до площади Победы будет закрыто в ночное время 27,28 и 29 мая 2017 года.
Чт 25 Мая 2017 / 00:00
В мае в Калининград с гастролями может приехать санкт-петербургский БДТ
В настоящее время активно ведутся переговоры с руководством театра.
Чт 25 Мая 2017 / 00:00
Концерт гитарной музыки пройдет в Художественной галерее
Классические мотивы и страстное фламенко прозвучат в исполнении Алексея и Кристины Бачинских.
Чт 25 Мая 2017 / 00:00
В Кафедральном соборе состоится музыкальная презентация книги об Иосифе Бродском
Для этого в Калининград специально приедет автор - режиссер-документалист, писатель Елена Якович.
Ср 24 Мая 2017 / 00:00
На День славянской письменности и культуры перекроют центр Калининграда
Для транспорта будет закрыт участок ул. Профессора Баранова от площади Победы до ул. Подполковника Иванникова.
Пн 22 Мая 2017 / 00:00
На месяц закроется движение по съезду №1 со Второй эстакады
Автолюбителям рекомендуют осуществлять объезд закрытого участка по Московскому проспекту и съезду № 4 с Московского проспекта на Вторую эстакаду.
Сб 20 Мая 2017 / 13:00
На трансляцию решающего матча «Балтики» на стадион пустят бесплатно
Футбольных болельщиков приглашают поддержать калининградских футболистов – от результата игры с «Шинником» в Ярославле зависит, останется ли команда в первой лиге.
Пт 19 Мая 2017 / 00:00
Пт 19 Мая 2017 / 00:00
Антон Алиханов призвал калининградцев бросить вызов пробкам
И присоединиться к акции «На работу на велосипеде». Сам глава региона прибудет на работу в пятницу,19 мая 2017 года, на двухколесном транспортном средстве.
Пт 19 Мая 2017 / 00:00
Музейная ночь-2017 в Калининграде: подробная программа мероприятий (карта)
Двенадцатая Музейная ночь традиционно будет посвящена Международному дню музеев и пройдёт в ночь с 19 на 20 мая в областном центре, с 20 на 21 мая — в городах и районах области.
Чт 18 Мая 2017 / 00:00
На перекрестке улицы Борзова и Советского проспекта отключат светофоры
Ремонтные работы на объекте будут проводиться 18 мая 2017 года.
Ср 17 Мая 2017 / 00:00
Дамбу Нижнего пруда закроют на двухнедельный ремонт
Работы будет проводить МБУ «Гидротехник» с 17 по 31 мая 2017 года.
Ср 17 Мая 2017 / 00:00
Движение по путепроводу на Озерова будет полностью закрыто до пяти вечера
Маршрутку №71 направят по ул. Горького, ул. Генерал-лейтенанта Озерова, ул. Гаражной, Советскому проспекту и далее по маршруту.
Пн 15 Мая 2017 / 13:30
Аэропорт «Храброво» готов к переводу рейсов в Белоруссию в международный сектор
В летнем расписании калининградского аэропорта заявлены рейсы в Минск, Витебск, Брест, Гомель и Гродно.
Пн 15 Мая 2017 / 00:00
Полеты в Калининград по спецтарифам будут осуществлять семь авиакомпаний
На реализацию программы субсидирования перевозок в 2017 году выделено 341,529 млн руб.
Пн 15 Мая 2017 / 00:00
На улице Батальной запретят останавливаться из-за строительства салона красоты
Соответствующие дорожные знаки установят 15 мая 2017 года.
Пн 15 Мая 2017 / 00:00
«Саратовские авиалинии» запускают прямой рейс из Калининграда в Санкт-Петербург
Полеты стартуют 15 мая 2017 года, а стоимость билета по спецтарифу составит 3,5 тыс. руб.
Пн 15 Мая 2017 / 00:00
Лучшее футбольное меню выберут по результатам конкурса
Жюри будет оценивать оригинальность рецепта, качество, название, подачу, наличие перевода меню на английский язык.
Пн 15 Мая 2017 / 00:00
До 2018 года закроют два съезда со Второй эстакады (схема)
Из-за строительства набережной почти на год будут закрыты съезды №1 и №3.
Пн 15 Мая 2017 / 00:00
В середине мая в Калининграде стартуют съемки сериала с Павлом Прилучным
Телесериал для Первого канала получил название «Желтый глаз тигра».
Пн 15 Мая 2017 / 00:00
На пять дней ограничат водоснабжение части домов Центрального и Ленинградского районов
Это связано с проведением работ по очистке резервуаров чистой воды на Центральной водопроводной станции.
Вс 14 Мая 2017 / 00:00
Названа дата эфира 1/4 Высшей лиги с участием Сборной Калининградской области по КВН
В первой одной четвертой на Первом канале сыграют пять команд.
Сб 13 Мая 2017 / 00:00
В Калининграде принимают заявки на участие в международном турнире «Royal fitness show 2017»
Участие в открытом турнире может принять любой желающий.
Сб 13 Мая 2017 / 00:00
Гостей чебуречной в Талпаках будет обслуживать робот-официант Ксюша
По утверждению создателей, такого робота-официанта нет большие нигде в мире.
Пт 12 Мая 2017 / 00:00
Виолончелист Александр Рамм выступит на фестивале искусств «Янтарное ожерелье»
В концерте прозвучат произведения Шумана и Паганини.
Чт 11 Мая 2017 / 00:00
В Калининград прибудет дополнительный поезд из Москвы
Поезд №147 назначен на 11 мая 2017 года в связи с прогнозируемым увеличением пассажиропотока в послепраздничные дни.
Чт 11 Мая 2017 / 00:00
В ночь на пятницу в Калининградскую область вновь придут заморозки
Дневная же температура воздуха 12 мая 2017 года составит +11…+16 градусов.
Ср 10 Мая 2017 / 00:00
Теплоисточники Калининграда остановятся в мае (+график)
Ремонтная кампания завершится в конце августа 2017 года.
Ср 10 Мая 2017 / 00:00
Из-за ремонта уличного коллектора закрывается сквозное движение на улице Старшины Дадаева (карта)
Работы будут вестись с 10 по 13 мая 2017 года в районе пересечения с ул. А. Невского.
Ср 10 Мая 2017 / 00:00
Деревянный мост в Калининграде закроют на ремонт 10 мая
Движение по мосту будет закрыто до 20 декабря 2017 года.
Ср 10 Мая 2017 / 00:00
Калининградскую область ожидают заморозки
МЧС просить не перегружать электросети и не обогревать жилище при помощи газовых горелок.
Вт 09 Мая 2017 / 00:00
Парад Победы-2017 в Калининграде: 48 единиц техники и 1547 военнослужащих
Впервые на параде продемонстрируют ракетные комплексы береговой обороны «Бал» и «Бастион».
Вт 09 Мая 2017 / 00:00
Какие улицы и на сколько закроют в Калининграде 9 Мая (список)
На время проведения Парада Победы изменится схема движения общественного транспорта.
Вт 09 Мая 2017 / 00:00
Праздничный салют на День Победы дадут из пушек, участвовавших в штурме Кёнигсберга
По сложившейся традиции 9 Мая дадут 30 артиллерийских залпов.
Вт 09 Мая 2017 / 00:00
УМВД дало несколько советов тем, кто собирается на Парад Победы
По предварительным оценкам, праздничные мероприятия 9 Мая в Калининграде могут посетить 160 тысяч человек.
Вт 09 Мая 2017 / 00:00
День Победы-2017 в Калининграде: подробная программа праздника
9 мая 2017 года отмечается 72 года со Дня Победы в Великой Отечественной войне.
Вт 09 Мая 2017 / 00:00
Антон Алиханов в День Победы посетит Госпиталь для ветеранов войн
Глава Калининградской области примет участие в церемонии возложения цветов к памятному знаку «Плачущий камень».
Вт 09 Мая 2017 / 00:00
Вс 07 Мая 2017 / 00:00
S7 Airlines открывает новые рейсы из Санкт-Петербурга в Калининград
Полеты будут осуществляться с 7 мая 2017 года по средам, четвергам и воскресеньям.
Пт 05 Мая 2017 / 00:00
На празднование Дня Победы в Калининград приедет последний разведчик группы «Джек»
Геннадий Юшкевич пробудет в самом западном российском регионе с 5 по 10 мая 2017 года.
Пт 05 Мая 2017 / 00:00
В Калининградской филармонии прозвучат «Страсти по Матфею»
Автор оратории – ведущий популярной телепередачи «Церковь и мир» митрополит Волоколамский Иларион.
Чт 04 Мая 2017 / 00:00
В Зеленоградске снимут клип участницы шоу «Голос. Дети» на Первом канале
Съемки пройдут в курортном городе, а также на Куршской косе с 4 по 6 мая 2017 года.
Ср 03 Мая 2017 / 00:00
Репетиции Парада Победы в Калининграде: дни, время, схема движения транспорта
На время проведения репетиций будут перекрыты центральные улицы города.
Вт 02 Мая 2017 / 00:00
Польский визовый центр в Калининграде закроется на несколько дней
По два дня в мае, июне и августе не будет работать и Генконсульство Польши в Калининграде.
Вт 02 Мая 2017 / 00:00
Аэропорт «Храброво» примет ветеранов Великой Отечественной войны в VIP-зале
Такую возможность ветеран и его сопровождающий получат в период со 2 по 12 мая 2017 года.
Пн 01 Мая 2017 / 00:00
В мае на Светлогорском направлении вернутся «дачные» остановки электричек
В апреле такие остановки уже вернули в направлении Стрельни, Черняховска и Советска.
Пн 01 Мая 2017 / 00:00
Пн 01 Мая 2017 / 00:00
Почта России рассказала о режиме работы в предстоящие майские праздники
Доставка пенсий и пособий за выходные и праздничные дни будет осуществляться по согласованию с региональным отделением Пенсионного фонда РФ.
Пн 01 Мая 2017 / 00:00
В Калининграде открывается сезон фонтанов
Уже завтра, 1 мая 2017 года, в областном центре заработают 12 фонтанов.
Пн 01 Мая 2017 / 00:00
В Кафедральном соборе прозвучат джазовые интерпретации шедевров Шопена
Калининградцев и гостей города приглашают на уникальный концерт выдающегося польского пианиста Анджея Ягодзинского.


 Гостиницы Калининграда на Hotellook



Опрос

  • Будете ли Вы сминать пластиковые бутылки и кидать их в специальный контейнер для пластика?

    *

В Калининграде экологическое состояние Балтийского моря отслеживается лучше, чем во многих прибалтийских странах

27.05.2014 13:00    


В Калининграде экологическое состояние Балтийского моря отслеживается лучше, чем во многих прибалтийских странах
Сергей Александров, заведующий лабораторией гидробиологии и гидрохимии, 20 мая выступал на Форуме региональных парламентов Южной Балтики, где представил свой доклад об экологическом состоянии  Балтийского моря. Оказалось, что экологическое загрязнение Балтийского моря сильно преувеличено. ИА "Русский Запад" решило узнать у автора публикации, как долго Балтийское море будет оставаться чистым и какие меры в этой связи необходимо предпринять.

- Вы выступали перед парламентариями Южной Балтики, скажите, вы рассматривали только означенную область или только Калининградскую приморскую область? О каком участке моря мы можем говорить?

- В сфере деятельности нашего Атлантического научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии находятся и заливы Калининградской области, и Балтийское море, и Атлантический океан. А иногда наши суда даже выходят в Тихий океан, так что мы и оттуда имеем информацию по биологии, химии и т. д.  

- Когда мы говорим "экологическое состояние", мы имеем в виду опасность для морских видов животных, или вы учитываете опасность для человека? Сейчас купальный сезон открывается, есть ли какая-то опасность для людей?

- Места, где разрешено купание, и их возможность использования определяются другими службами, в частности СЭС. Мы конкретно такими вопросами - где вы можете купаться – не занимаемся. Мы занимаемся долгосрочными процессами, как то:  изменяется ли уровень загрязнения, как это отражается на биологических сообществах – на рыбе, на зоопланктоне, бентосе (совокупность организмов, обитающих на грунте и в грунте дна водоемов, - прим. автора). Ну а человек нас интересует прежде всего относительно направления добычи рыбы. Конечно, если бы мы выяснили, что эти места особенно опасны для здоровья человека, тогда мы, конечно, проинформировали бы об этом, хотя это не в нашей компетенции.

- Опишите в нескольких словах  нынешнее экологическое состояние Балтики. 

- Если брать в целом, то оно достаточно нормальное. Если судить по тому, каковым оно было, то есть тенденции к его улучшению. Это происходит потому, что на Балтике впервые в мире создана Хельсинская конвенция (конвенция по защите морской среды района Балтийского моря; впервые Конвенция была подписана в 1974 году семью странами Балтийского региона (Дания, Финляндия, ГДР, ФРГ, Польша, Швеция и СССР), и по ее результатам уже на протяжении 35 лет проводится масштабная работа всеми странами Балтийского региона.

Несколько лет назад был принят план действий по улучшению состояния Балтийского моря. Т. е. есть целый ряд мероприятий, который согласуется на очень высоком уровне – на уровне министров и правительств. И согласно этим планам должны сокращаться уровни сбросов, закрываться так называемые горячие точки - какие-то очень опасные производства, так как, кроме России, все страны Балтики теперь уже относятся к ЕС, где очень жестко соблюдаются все эти правила, мы все-таки находимся не в Африке, а в Европе, в центре – эти страны имеют высокий уровень экономического развития: они могут вкладывать деньги в технологии, в защиту природы, и уровень сознания там высок как никогда.

Недавно я  познакомился с депутатом из Германии, причем она представляет партию "зеленых" в Германии. Она сказала, что у них  только в бундестаге 15% "зеленая" партия занимает. Представьте, какой уровень сознания – это одна из ведущих партий. Поэтому они следят не декларативно, а реально. Поэтому за последние 35 лет уровень загрязнения Балтики намного снизился. А то, что очень много и часто пишут  обратное, – это является либо неким пиаром, либо непониманием процесса. 

Иногда бывает по делу. Балтика - все-таки большое море, и люди видят все на поверхности; вот у нас там, говорят, цветение глобальное... Цветение, знаете, какое? Вот нам спутники показали: Балтика цветет. Все. Проблема в том, что цветение видят со спутника. Спутники когда видят? Когда хорошая погода. А когда хорошая погода, небольшое количество водорослей  всплывает – мы это видим. А когда реально проводят научные исследование, там от поверхности до дна смотрят, и это совсем другая картина. 

- Проводили ли вы какое-либо глобальное исследование в последнее время?

-  Наш институт привлекался для широкомасштабных работ по всей Балтике в рамках строительства Северо-Европейского газопровода. Когда в 2005 - 2006 годах вбили сваи и должны были начать его строить, наш институт получил заказ, и мы проводили детальнейшие исследования, начиная от Финского залива до побережья Германии. Т. е. там было более 300 станций. Через каждые 10 миль мы делали эти подробные исследования. Таких исследований в Балтике не было очень давно – как-то так сложилось, что каждая страна делает для себя. И по этим исследованиям было показано, что, в общем-то, если брать всю Балтику глобально, то ее состояние, скажем, благоприятное. Поэтому  я не стал бы говорить, что Балтика через сколько-то лет вдруг станет необитаемой. 

- А можно такие долгосрочные прогнозы делать – что произойдет с морем? Насколько возможно это вообще высчитать?

- Конечно, можно. Очень часто ученые стараются делать прогнозы на 50, на 100 лет. Если все будет  оставаться таким, как оно есть, и у нас не будет атомной войны, а будет все развиваться, то вполне можно сделать прогноз, что будет и через 50, и через 100 лет. Кстати, делать прогноз на 100 лет проще, чем на 3 года. 

- И что же нас ждет через 100 лет?

- Спустя эти годы, возможно, проявятся некоторые последствия потепления климата – на акватории Балтики станет теплее. Вероятно, через 100 лет Балтика будет чище. За счет того, что уровень самосознания людей повысится, а экономика будет еще более экономной и потребует более полного использования всех материалов и так далее.  Я - оптимист, поэтому думаю, что высокоэффективные технологии снизят уровень загрязнения Балтики, в том числе нефтяного. Море станет чище. 
А если экономика впадет в коллапс… У нас есть пример: есть Россия, есть Запад, стало чище и на Западе, и в России за последние 20 лет. Только потому, что Запад вкладывает очень много в технологии снижения уровня загрязнения, а Россия просто в 90-е годы закрыла предприятия. Балтика стала чище. Сброс биогенных веществ снизился в 2-3 раза по сравнению с 90-ми. Поэтому когда все закроется, море станет чище.

- Какая сейчас ситуация с  рыболовством? У нас правительственная программа направлена на его развитие, и мы сейчас больше вылавливаем, чем разводим. Не может ли привести активная рыбодобыча в ближайшее время к исчезновению некоторых видов, популяций рыбы? 

- Здесь есть два момента. Первый – не  надо путать: рыболовство - это вылов рыб, извлечение водных биологических ресурсов, у нас в Балтике - только рыба – то, что создается в самой естественной среде. Другой вопрос – это аквакультура. Это то, что мы разводим.  В отдельных странах мира, в Китае например, аквакультура очень широко развита. В России такого нет. Но, наверное, проблема еще в том, что она имеет богатейшие рыбные ресурсы – на Дальнем Востоке и на Севере, в Балтике с этим сложнее. Но все равно планируют проводить такие мероприятия, чтобы развивать аквакультуру – выращивание рыбы в закрытых акваториях. 

Другое дело, что в России действительно очень большая проблема с выловом рыбы в морях, в Мировом океане. Она связана с тем, что в России достаточно изношенный флот. Очень многое, что досталось с советских времен,  и сейчас эксплуатируется. Корабли  должны быть эффективны, а для этого государство должно оказывать поддержку в строительстве флота, в модернизации судов. Когда-то у нас был мощный флот – в Калининграде. Мы ловили по всему миру в 70-е, 80-е… Масштабный был флот. Сейчас все значительно скатилось.

-  Помнится, вы говорили о нефтяных загрязнениях, однако  сейчас активно идет добыча нефти на калининградском шельфе.

- Да, там компания Лукойл построила очень современную платформу. Еще до строительства нашими сотрудниками, в частности, был начат мониторинг.  Он достаточно детальный: на эту платформу ежемесячно вылетают мои сотрудники, забирают все пробы (биология, химия и пр.). Мои сотрудники в море находятся. Пока сидим с вами, они очередной ежемесячный отбор проводят в районах. Нефтяная платформа не слишком далеко находится от Куршской косы, организации зеленого направления высказывали опасения, говорили, что будет платформа - нефть все зальет, коса погибнет. Особенно много об этом говорили литовцы – конкуренты, скажем так. Но, как показали наши детальные исследования, вот уже за 10 лет работы никаких серьезных изменений нет. Вообще, надо отдать должное Лукойлу – это единственный в Калининградской области пример того, когда дают деньги на проведение мониторинга. Это при том, что государство сильно сократило научное финансирование, во многом Лукойл помогает нам объективно изучать ситуацию в Балтике. Мы мониторим большой спектр показателей.

Спешу успокоить, калининградцам не надо опасаться какого-то воздействия нефтяной платформы. Возьмем Норвегию или Англию – все Северное море просто утыкано этими нефтяными, газовыми платформами, и при этом страны нормально развиваются. Лукойл строил свою платформу в центре Европы, понимая, что этот проект  будет вызывать повышенное внимание европейской общественности, – построили по очень высоким стандартам и следят за экологией. 

- Существуют ли какие-нибудь застарелые проблемы? 

- Горячие точки, как мы их называем, хот-спот. Если брать по морю, объективно, то самой большой горячей точкой нашей области является самый большой город – Калининград. Мы все знаем, что очень давно в городе планируется создать современные очистные сооружения – их нет. Мы ждем каждый год, мы можем говорить о том, что реально, от Калининграда идет отводной коллектор, и в приморской бухте периодически встречаются очень высокие концентрации опасных веществ, а там продукты нашего хозяйственно-бытового назначения. Ртуть мы туда не сбрасываем, слава богу. Но если брать биогенные элементы (то, что может вызывать интенсивные водоросли – фосфор, азот, - то, что мы знаем как удобрения) и непропорционально сбрасывать их в воду, то там будут очень интенсивно развиваться водоросли, из-за чего создаются пятна цветения. Это не очень хорошо для купающихся. Подход такой, что должно все очищаться. К сожалению, пока ждем.

- То есть появление очистных снизит проблему экологии?

- Проблема отсутствия очистных сооружений напрямую влияет на водоемы, которые мы исследуем. В природе все должно быть сбалансированно. Если в природе добавлять чего-то много, то может произойти разбалансировка - какие-то группы будут развиваться более интенсивно. Это может создать неблагоприятные условия для самого человека. Например, вы купаться собираетесь... Любой человек хотел бы прийти туда, где чистая вода. Если вы придете туда, где будет плавать большое количество водорослей в мутной воде, то, наверное, вам не очень захочется купаться. Могут произойти изменения - смена одних видов рыб на другие, к примеру. Экосистема этих рыб может быть больше, но не такой, какую мы хотели бы видеть. Сложный вопрос… В принципе, должна быть сбалансированная ситуация.

- А какие еще меры необходимо предпринять, чтобы удерживать баланс?

- Если от каждого человека в отдельности, то надо, мягко говоря, следить за собой. Некоторые захотели помыть машину – подъехали и помыли. Все отходы, в т. ч. нефтяные, стекают и попадают в водоемы. Это на элементарном уровне. Во-вторых, есть нормально разработанные нормативные документы, которые определяют, как должны вести себя предприятия. И само руководство должно за этим следить и хорошо работать, плюс службы, которые должны за этим следить, – и тогда у нас не будет каких-то серьезных сбросов. 

По имеющейся у меня информации, источников серьезного загрязнения нет.   

Раньше, когда начиналась эта программа, было очень важно закрыть эти горячие точки. Ну а сильно загрязняющие предприятия – старые, они часто экономически невыгодны. Поэтому на Западе либо часть закрылась, либо часть перешла к другим технологиям, в России – просто закрылась. В определенной степени ликвидировались горячие точки. Но даже если их закрыть, возникает проблема правильного земледелия, размещения и вывоза мусора. Много биогенных веществ попадает потому, что ведется не совсем правильное земледелие, животноводство. Если это делать неправильно, то много удобрений окажется в ручейках, канавках, эти ручейки сходятся в малые реки, в крупные реки – все это попадет в Балтику. Но этот процесс требует глобальных изменений – в культуре земледелия.

Мне кажется, что правильные технологии являются экономически выгодными. Раньше привозили азотистые удобрения – свалили в кучу, что-то там разгребли. Дожди пошли, все это вымыло, утекло. Тогда, в советский период, по плану привезли два самосвала – и они у тебя лежат. А теперь фермеру надо за каждый килограмм платить, поэтому он, конечно, постарается сделать так, что ему привезут не 10 тонн, а полтонны, допустим. И он получит урожай, но эти полтонны будут реально использоваться на посадке, а не на поле будут выливаться. И, соответственно, эти полтонны перейдут в массу овощей, фруктов.

Азот, фосфор – это нормальные вещества. Это то, на чем мы с вами стоим. Если у нас не будет азота или фосфора, мы исчезнем. Потому что азот - один из так называемых макрокомпонентов, которые определяют состав клеток. Это все – норма. Такая же норма, как и у водорослей, просто их становится много. Эти же самые азот и фосфор могут быть, условно говоря, в огурцах и помидорах, которые мы съедим с удовольствием на берегу чистого залива. А с другой стороны, они же могут быть не в огурцах и помидорах, поскольку сельское хозяйство не очень хорошо развито, а в водорослях, которые  будут плавать перед нами уже не в чистом заливе, а в пятнах. Поэтому где лучше, чтобы они были?  А чтобы извлечь вот эти 10 тонн азота и фосфора, надо где-то раскопать, а это - отходы, где-то перевезти на машинах, а это - нефтяное загрязнение. Это же огромный процесс, в ходе которого мы загрязняем среду.

Достаточно эффективно живут, мне кажется, скандинавские страны. У них очень сильна идея самообеспечения, и те же самые отходы они сначала правильно разделяют и правильно перерабатывают. А при правильной переработке из этого даже можно получить энергию - на отопление, например. Они снижают импорт нефтепродуктов, потому что стараются обходиться собственными силами. Это правильно.   

- Очевидно, необходимо вводить экологическое обучение?

- Конечно. Мне кажется, проблема во многом начинается со школы. Если детям правильно, как на Западе, это все объяснять и показывать, то, наверное, у них сознание будет правильное. Понимаете, здесь очень много на общем уровне завязано. Мы, например, не будем мыть машину на берегу моря. Никогда не буду – просто не могу. Буду на мойке мыть. Здесь очень важно, чтобы все отходы на мойке собирались и правильным образом очищались, чтобы они никуда не сливались. 
А чтобы это вылилось потом, надо, чтоб не просто человек приехал с машиной, нужно, чтоб еще чиновники четко следили. Надо смотреть, строить, делать. 

- С какой целью вы выступили на форуме? Что вы хотели донести своим докладом об экологическом состоянии Балтики?


 - Меня привлекали как эксперта, который бы рассказал о состоянии экологии, потому что здесь есть разные горячие точки. Я так понимаю, что те же самые европейцы малюют Россию из самых негативных факторов, потому что проще обвинить соседа в том, что Балтика грязная. 
Поэтому моя задача была показать, с одной стороны (много обращают внимание на методику), что у нас  в заливах очень хорошо поставленная система мониторинга. Т. е. наш институт ежемесячно по всей акватории российской делает станции, там делается все – вся химия, биология, все ради экологии.  Мы ежеквартально пишем отчеты и подаем в Москву, уровень загрязнения у нас в норме. Все делается, полный комплекс.

Была задача показать, что у нас все объективно отслеживается. Так отслеживается, как далеко не везде в Европе.
Могу сказать, что у нас очень подробно исследуется Вислинский залив, а вот с польской стороны очень эпизодично – такой регулярной системы нет. У литовцев дело получше, но, когда мы приходим и докладываем наши данные на всех международных конференциях, у них это вызывает внимание, потому что в начале научной работы говорится о том, как получены данные и какой объем. Т. е. не просто заключения из головы, а подкреплено очень подробно. И на этом форуме было  показано, что у нас существует и хорошо работает система мониторинга. 

Второй задачей было показать, что, если берем определенные уровни загрязнения, например по нефти, то в наших водоемах они ничуть не больше, чем в Европе, а если у них там нефтяной трафик, он может быть и выше. Поэтому в этом плане наши заливы никоим образом не загрязняют Балтику нефтью или другими веществами.
 
Важно показать, что исследования, проводимые в России, соответствуют международным стандартам; в целом ситуация у нас, если брать по антропогенным загрязнениям, пока достаточно стабильная. Если мы, конечно, сделаем какие-то мероприятия, те же самые очистные сооружения, мы ожидаем, что она будет лучше.  

- Заработная плата в институте вас устраивает?

- У нас, как и у всех, достаточно слабое финансирование. Это относится к людям, которые работают в лабораториях, потому что это люди по-хорошему сумасшедшие, здесь работают умные, грамотные и активные люди, которые могли бы зарабатывать в 3-5 раз больше, чем мы получаем здесь. 

- А  технически институт достаточно оснащен?  

- У  нас уровень по оснащению приборами вполне соответствует требованиям по выполнению задачи. Т. е. сейчас у нас периодически проводятся закупки того или иного оборудования. Но и у нас, и в области, и в России, я так замечаю, часто готовы купить прибор, который будет стоить 10 млн., а его будет обслуживать человек, который будет получать 10 тысяч рублей. Ну что от него можно ожидать? Тем более потенциально можно купить прибор и за 2 млн., который ничем не хуже, а вот на эти 8 млн. можно было бы взять пару специалистов, которые бы зарабатывали реальные деньги.  

Я даже не хочу говорить, сколько я получаю, – вы сильно удивитесь. Зарплата младших научных сотрудников у нас меньше среднего заработка по Калининградской области, а в общем-то, все имеют высшее образование, некоторые имеют кандидатские степени, много публикаций, многие владеют английским языком. И это не вина руководства института, это общая ситуация.

©  Денис Зайцев-Болотников, специально для Русского Запада
©  Фото автора
(0)

Записи по теме

В Калининграде будут снижать негативное воздействие парниковых газов на окружающую среду
... агентства, обсудили формирование системы скоростного городского сообщения и варианты новой транспортной схемы, которую возможно осуществить в Калининграде.  - На сокращение выбросов парниковых газов направлен целый ряд мероприятий - это сокращение заторовых ситуаций, оптимизация ...

Возврат к списку

Комментарии

Комментировать