"Феномену" предложили застрелиться

19.06.2014 17:00
   


Презентация нового туристического бренда Калининградской области, прошедшая сегодня, 19 июня, в региональном правительстве, с треском провалилась. 

К такому выводу пришло большинство специалистов, приглашенных региональным Минтуризма на презентацию разработки платформы бренда Калининградской области, которую представляла малоизвестная компания из Санкт-Петербурга ООО "Медиагруппа "Феномен".

Напомним, именно эта компания выиграла в мае 2014 года конкурс на разработку нового турбренда, снизив изначальную цену контракта с 995 тысяч до 174 тысяч рублей. Почти пятикратное снижение первоначальной цены почему-то специалистов министерства туризма Янтарного края не смутило. При вполне очевидном факте: ни одна уважающая себя брендовая компания работать за такие смешные деньги не станет. И, как показала сегодняшняя презентация, чуда не случилось. 

Так что же так возмутило уважаемых специалистов туриндустрии, среди которых оказалась и экс-министр туризма Марина Друтман, и председатель Союза туристических компаний региона Тамара Торопова, а также разработчик предыдущего бренда - директор брендинговой компании "Лаборатория Успеха" Александр Пронин? 

IMG_3998.JPG

По прописанному в контракте Минтуризма техзаданию компания на первом этапе работы в течение полутора месяцев должна была создать отчет о платформе бренда Калининградской области как центра всесезонного туризма и придумать не менее 4 вариантов нового бренда и слогана. 

Почти часовой монолог со статистическими выкладками и с зачитыванием цитат из опросника директора компании "Феномен" Сергея Мешавкина заставил калининградцев недоуменно переглядываться. Согласно представленным статистическим выкладкам привлечь туристов в Калининградский регион могут такие "завлекалочки", как уникальность архитектуры и истории региона (62% респондентов), дешевизна поездки (23%) и качество туристического сервиса, включая обслуживание в многочисленных кафе и ресторанах (9%). 

Препятствиями на пути желающего отдохнуть в самом зеленом городе Европы, по версии специалистов "Феномена", стали визовый режим, плачевное состояние кирх и высокие цены в гостиницах. Основными ассоциациями с Калининградской областью туристы по-прежнему считают холодное Балтийское море, янтарь и Иммануила Канта. Куршская коса как туристический объект почему-то оказалась в конце списка приоритетов среди опрошенных компанией "Феномен". 

- А были ли в числе опрошенных иностранцы? - поинтересовалась министр туризма Марина Агеева после представления презентации. 

- Конечно, - ответил Сергей Мешавкин. - Литовец, белорус и немец. 

Масштабность проведенного опроса поразила присутствующих. Аж целых 56 человек, из которых 25 – эксперты по туризму из Санкт-Петербурга, это, конечно, как отметили калининградцы, солидная аудитория для основы создания туристического бренда области. 

- Нашей целью был не количественный, а качественный опрос, - оправдывался Мешавкин. – Нам нужно было понять запросы целевых групп для дальнейшего создания брендовой графической платформы. И 56 человек для опроса в этих целях вполне достаточно. 

Однако, когда Агеева потребовала предоставить опросник, чтобы уточнить какой он носит характер - закрытый или открытый, Мешавкин его показать затруднился. 

IMG_4000.JPG

- Работа была, конечно, великолепной… для уровня студента-второкурсника, - резюмировал увиденное Алексей Высоцкий, заместитель директора "Калининградской мониторинговой группы". - Обсуждать это как результаты социологического исследования я не считаю нужным. Дело даже не в том, что было всего 56 респондентов, а в том, что был представлен фактически узкий сегмент опрошенных - скорее всего, знакомых, друзей и семей интервьюировавших.

- Ну, семью я не опрашивал, - заметил на это обиженный Мешавкин. - А в Санкт-Петербурге опрос был среди людей, которые не просто путешествуют, а еще и имеют какое-то представление о Калининградской области. 

Символическое "избивание" брендовых креативщиков из Санкт-Петербурга на этом, однако, не закончилось. Основной градус недовольства калининградцев вызвало графическое представление четырех вариантов брендов и слоганов будущей туристической Мекки. По версии компании "Феномен", звучали они так: "Калининградская область – рядом на краю страны", "Калининградская область – между двух чудес", "Калининградская область – открываем Европу. Открываем Россию", "Калининградская область – путешествие во времени", "Калининградская область – добро пожаловать в королевство". 

Особенное раздражение у калининградцев вызвало цветовое оформление брендов. 

- Мы видим почему-то практически на всех вариантах логотипа российского эксклава желто-голубые цвета украинских флагов и где-то даже красно-зеленые Республики Беларусь. При этом не представлен вообще нигде янтарь как бренд. Вы должны быть в курсе, что Калининград – единственная область в мире, которая имеет законное право использовать янтарь в качестве символа региона, - негодовали турпредставители Калининградской области. 

Калининградцы требовали конкретики и обоснования выбора представленных символов, сетуя на то, что в представленных изображениях даже шрифты были самыми простыми и выглядели дешево. Однако петербургских специалистов претензии не возмутили. 

- Я не услышал пока ни одного конкретного замечания и аргументированного подхода к недостаткам нашей разработки, - сказал Сергей Мешавкин. - Хочу отметить, что основной фокус при разработке бренда был сделан с упором на историческое наследие области. 

- После такой работы я бы просто пошел и застрелился, - резюмировал Александр Пронин. - Мало того, что у вас все идеи "с бородой", так еще использованы даже самые простейшие шрифты из интернета. Мне кажется, что на будущее надо было бы взять за основу бренды хотя бы тех территорий, с которыми мы будем конкурировать за туристов - например, Гданьска, Сопота, Вроцлава. Хотя бы для того, чтобы показать, что это сравнимо по параметрам с их брендами и по графике, и по цветовому, шрифтовому решению. Нам не должно быть стыдно за свой бренд. 

Подводя итог собрания, министр по туризму области дала компании 15 дней на доработку брендовой платформы и предупредила, что если и на этот раз калининградцев не устроит работа специалистов компании "Феномен", то придется их оштрафовать, а затем, возможно, разорвать с ними контракт. 

Комментируя сегодняшнюю презентацию журналистам, Марина Агеева отметила, что, безусловно, есть ряд замечаний как по разработке платформы, так и по графике бренда. 

- Графическую часть вообще нет смысла обсуждать хотя бы потому, что при опросе не были задействованы важные целевые аудитории. А графику, на мой взгляд, надо полностью менять, потому что она не отражает полностью ни смысловую, ни образную уникальность Калининградской области, - поделилась впечатлениями министр. 

- В случае расторжения контракта с питерской компанией нет ли опасения, что может повториться такая же история и с другими подрядчиками? - спросил министра корреспондент Русского Запада.

- У нас открытая конкурсная площадка, - ответила Марина Агеева. - Каждый имеет право по контрактной системе выходить на площадку. Но мы будем надеяться, что исполнитель все-таки исполнит свой контракт. Мы будем вместе с экспертами ему помогать, ну а в случае неисполнения будем конкурс отыгрывать заново. 

На вопрос журналиста о том, была ли возможность составить техзадание в контракте таким образом, чтобы не допустить к участию специалистов низкого уровня, министр туризма ответила так: "Все правила контракта были прописаны правильно. Исполнитель выходит на него, и он свои силы рассчитывает". 

Свою оценку увиденному на совещании дала также экс-министр туризма области Марина Друтман: "Я впечатлена! Вторая, графическая, часть собрания мне вообще показалась какой-то шуткой. И если бы Марина Евгеньевна (Агеева - прим. ред.) хотела, чтобы ее немедленно сняли с должности, то она приняла бы сегодня эту работу. Это вообще больше было похоже на какую-то провокацию. Это какой-то авантюризм - делать выводы на основе опроса трех иностранцев. Непонятно, и на что они рассчитывают? Министру Агеевой я могу посоветовать лишь собрать мнения экспертов и разрывать контракт с этой компанией. И лучше заново отторговать, чем из пальца высасывать. Нужно серьезнее подходить к составлению конкурсной документации. И если нет такого специалиста в министерстве, значит, надо привлекать его со стороны, чтобы он помог обойти все подводные камни при составлении конкурсной документации. Это единственный выход". 

IMG_4003.JPGIMG_4004.JPGIMG_4006.JPGIMG_4008.JPGIMG_4010.JPGIMG_4012.JPG

© Информационное агентство Русский Запад. Специальный корреспондент Виктория Исаенко