Директор программ кинофестиваля "Балтийские дебюты": "Возрождение полнометражного российского кино для детей – настоящая удача для нас!"

03.08.2014 10:00
   


О фильмах для детей, об одном из самых обсуждаемых фильмов нынешнего лета, о знаменитых гостях из ВГИКа, о том, почему российские киноновинки показывают поздно вечером, и о том, почему кинофестиваль "Балтийские дебюты" длится именно семь дней, корреспонденту Русского Запада рассказал программный директор кинофестиваля Леонид Демченко.

- Леонид, кинофестиваль "Балтийские дебюты" приближается к концу. Скажите, какие итоги можно подвести уже сегодня?

- Об итогах именно конкурсной программы говорить рано, их будет подводить жюри после просмотра двух последних картин.

Хочется особо отметить, что на показах было много зрителей. Это очень приятно. Полные залы свидетельствуют о том, что даже в такую аномальную жару люди отдают предпочтение кино, искусству, а не только пляжу и морю. Не говоря уже о вечерних просмотрах новинок российского проката - например, фильма "Поддубный".

- Если говорить о фильме "Поддубный", то его, как и фильм "Белая гвардия", запретили к показу на Украине. Какое ваше отношение к данной ситуации?

- Мы пригласили и показываем этот фильм потому, что он является одной из самых ярких премьер летнего сезона.

О том, что фильм "Поддубный" запретили на Украине, мы узнали на днях, уже будучи на фестивале "Балтийские дебюты". Обидно, что кино становится инструментом в руках политиков.

История Ивана Поддубного интересна сама по себе, многие только благодаря фильму узнали об этом человеке подробно, и, конечно, жаль, что украинские зрители будут лишены возможности его посмотреть.

- Фильм был показан довольно поздно, в 22:00, почему было выбрано именно это время?

- В этот раз всю программу российских премьер на кинофестивале мы показываем в 22:00. Как оказалось, при нынешней жаре это очень удобное, комфортное время, плюс к вечеру многие освобождаются от каких-то дел и могут посвятить его просмотру хорошего кино.

К сожалению, мы не можем показывать все фильмы в вечернее время, так как пока у нас только один зал. Показы проходят на нашей традиционной площадке - в клубе Центрального военного санатория.

Надеемся, что Театр эстрады все же будет достроен в следующем году, и тогда количество площадок для показа фильмов нашего кинофестиваля можно будет увеличить.

- Леонид, расскажите о новинках кинофестиваля "Балтийские дебюты - 2014". Что принципиально нового появилось в этом году?

- В этом году нам удалось максимально заполнить сетку показов, добавив отдельную детскую программу, где фильмы показываются с 12 часов для юных зрителей, детей постарше и в целом для семейного просмотра. Пользуется данная программа очень большой популярностью.

Публика, например, очень хорошо приняла музыкальную сказку "Тайна четырех принцесс". В целом мы, конечно, рады, что у нас в стране, наконец, появилось новое кино для детей и есть выбор. В этом ключе мы отобрали лучшие фильмы для показа на кинофестивале.

В прошлом году отдельной программы детских фильмов не было. Были только мультфильмы, которые по традиции показывались в 10 утра и рассчитаны исключительно на самых маленьких. А вот именно полнометражное российское кино для детей – у нас впервые.

Многие годы оно было в настоящем дефиците в России, и теперь, когда задача по его возрождению успешно решается, выделяются дополнительные средства, как результат – у нас появились хорошие, качественные фильмы для детей.

- Вернемся к основной программе фестиваля. Фильмы каких стран представлены в этом году?

- В кинофестивале принимают участие 10 стран: Литва, Латвия, Эстония, Польша, Германия, Швеция, Исландия, Норвегия, Финляндия и Россия.

Но этот год во многом особенный, так как значительная часть фильмов создана в совместном производстве Балтийских стран. Например, в конкурсной программе есть фильм "Дом у моря", который был создан Швецией совместно с Исландией, где и происходит действие картины. Да, Исландия - северная страна, но она формально не входит в регион Балтийского моря, однако нам очень приятно, что она представлена на кинофестивале.

Литва и Латвия также представляют совместную картину "Игрок". Будучи совместным производством, этот фильм был поддержан европейским фондом Eurimages. В российской программе был представлен еще один фильм, также получивший финансовую поддержку "Евримаж", – это фильм "Я не вернусь" эстонского режиссера Ильмара Раага, созданный в совместном производстве четырех стран, три из которых – страны Балтии.

Вообще, совместное производство сейчас является одной из основных тенденций европейского малобюджетного авторского кино в том сегменте, где, как правило, работают дебютанты. На практике это играет значительную роль как в финансировании, так и в продвижении того или иного фильма.

- А как происходит отбор фильмов на кинофестиваль "Балтийские дебюты"?

- С одной стороны, существуют крупнейшие кинофестивали, на которых можно посмотреть лучшие фильмы мирового кино. С другой стороны - необходимо учитывать, что у "Балтийских дебютов" есть определенное географическое ограничение и работа ведется непосредственно по странам-участницам. Поэтому если говорить о сложностях, то в таких странах, как Литва, Латвия, Эстония, не каждый год есть дебюты, которые можно было бы представить в программе. Впрочем, это дает нам возможность обратить внимание на лучшие фильмы, создающиеся в достаточном количестве в таких странах, как Дания, Норвегия, Польша, Швеция.

К сожалению, возможности конкурсной программы ограничены всего 10 фильмами и не позволяют показывать каждый год все то, что хотелось бы показать мне и нашей команде. Однако, лучшие из лучших попадают на "Балтийские дебюты".

- Может, стоит в таком случае увеличить количество дней кинофестиваля?

- Во всем должна быть золотая середина. Во всем есть определенные подходы, оправданные предназначением того или иного кинофестиваля. Например, Берлинский или Каннский кинофестивали, Московский кинофестиваль длятся по 10 дней. Это обусловлено тем, что программа выходит далеко за рамки кинопоказов. Фестивалям сопутствуют кинорынки, деловые площадки, круглые столы, рынки копродукции. Поэтому такое количество дней, безусловно, оправдано.

В нашем случае неделя – это оптимальный период, чтобы держать зрителя в напряжении до финала и не потерять его.

- Если говорить о кинодебютах наших соседей, что можно сказать о польских фильмах, например?

- В этом году у нас две польских картины, и это довольно частое явление в истории нашего фестиваля. Польша всегда активно представлена на "Балтийских дебютах", там очень сильные киношколы, всегда есть выбор, много дебютантов.

В этот раз достигнут некий баланс: один польский фильм в программе уже отметился на многочисленных кинофестивалях и завоевал ряд призов, а второй еще не на слуху и требует раскрутки, для того чтобы картина могла в дальнейшем попасть в какой-то ограниченный прокат. Речь идет о фильме "Последний этаж", режиссер которого очень заинтересован в том, чтобы его фильм был продан на территорию России. Возможно, наш кинофестиваль поспособствует этому.

- Иностранные фильмы, показанные в рамках кинофестиваля, идут с субтитрами или с дубляжом?

- Все фильмы идут с субтитрами. Более того, всегда присутствует и английская, и русская версия. То есть это полноценные показы, рассчитанные на международную зрительскую аудиторию.

- На кинофестиваль "Балтийские дебюты" в этом году приехало много гостей - например, известный кинорежиссер Светлана Дружинина со своим мужем, оператором Анатолием Мукасеем, и много других замечательных артистов. Они сами выражают инициативу приехать, или вы их приглашаете?

- Артисты сами изъявляют желание приехать, и мы их, в свою очередь, приглашаем. Этот год и кинофестиваль посвящены празднованию 95-летия ВГИКа – старейшей киношколы в мире. Именно поэтому на "Балтийские дебюты" в этом году приехало много представителей нашего любимого вуза.

Мы очень гордимся, что нам удалось реализовать свою идею и пригласить таких потрясающих людей. Все члены жюри у нас - выпускники ВГИКа, они общаются легко и непринужденно, вспоминают, в каких мастерских учились, в какие годы, какая у них была студенческая жизнь – масса интересных историй. Нам как организаторам это особенно приятно.

Светлана Сергеевна Дружинина - дважды выпускница ВГИКа (в 1960 году окончила актерский факультет ВГИКа (мастерская О. И. Пыжовой и Б. В. Бибикова), в 1969 году окончила режиссерский факультет ВГИКа (мастерская И. В. Таланкина) - прим. Русского Запада), и мы надеемся, что здесь ей понравится и она приедет к нам еще не раз.

- Леонид, а если говорить о зрителях кинофестиваля, их стало больше по сравнению с предыдущими годами?

- По моему ощущению, количество зрителей увеличилось. Я отмечаю, что из года в год на наши программы, включая конкурсные, ходит свой подготовленный зритель, то есть многие специально приезжают из Калининграда, городов области и других стран на "Балтийские дебюты". Некоторых знаю даже по именам, узнаю в лицо и много лет с ними общаюсь, обсуждаю фильмы.

Например, прошли показы немецкого фильма "Кройцберг" и российской картины "Как меня зовут", после каждого фильма зрители не отпускали режиссеров больше получаса, и это не может не радовать.

Зрители жалуются, что новое российское и иностранное кино в редких случаях доходит до массовой аудитории. Я не удивляюсь и одновременно искренне радуюсь их интересу к фильмам "Балтийских дебютов", ради которых они специально приезжают на фестиваль – посмотреть, обсудить, оценить, сравнить.

© Анна Михайлова, специально для информационного агентства Русский Запад

Опрос
  • Были ли вы хоть раз на концерте в "Янтарь холле"?

    Ян.JPG

Проголосовало 290 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты