Олег Болычев: "Все стандарты качества в "Вестере" неукоснительно соблюдаются"

11.03.2013 17:00
   


Председатель совета директоров группы "Вестер", депутат областной Думы Калининградской области, Олег Болычев рассказал Русскому Западу о том, чем отличается калининградский рынок от остальной России, как "Вестер" относится к польским товарам и каким образом контролируется качество продуктов в магазинах.

Корр.РЗ: - Олег Николаевич, скажите, какие общие проблемы существуют в сфере продуктового ритейла Калининградской области?

- Фундаментальный вопрос – оторванность от основной части государства. С точки зрения собственника нам это дает преимущество, поскольку ни одна крупная торговая сеть сюда не придет – слишком маленький рынок. А работать здесь невероятно тяжело, потому что местный потребитель хочет видеть российский товар хорошего качества, который в Калининградской области производится в минимальных количествах. Местные производители тоже работают в первую очередь не на местный рынок, а на большую Россию, используя льготы. К сожалению, те производства, которые существовали во времена СССР, сегодня практически не сохранились.

Радостно, конечно, что создаются новые предприятия, но завоз сюда товар российского производства - как минимум на 7% дороже, чем перевозка в России. Границы, таможни – все это сказывается. Закон о свободной экономической зоне здесь сыграл очень серьезную роль: торговля в Калининградской области практически вся "безНДСная", то есть все работают через ЧП, потому что это дает 18% по НДС плюс налоговые льготы. В итоге разница в себестоимости товара по сравнению с большой Россией может достигать 30, 40, а то и 70%.

Соответственно, крупные организации попадают в двоякую ситуацию: с одной стороны, им нужно платить все эти налоги, с другой стороны, есть "чеписты", которые не платят. И по какой бы низкой цене ты не получал товар,  все равно будешь не в состоянии получать его на 70% дешевле. Это просто невозможно, что и является  спецификой работы ритейлера в Калининградской области.

Корр. РЗ: - В прошлом году вы ввели лабораторный анализ качества продукции. Как работает эта система контроля? Есть ли результаты?

- Я - сторонник комплексного подхода к любому вопросу. Лабораторный анализ – одна очень небольшая часть общей системы контроля. Мы внедрили у себя защиту качества продукции по наивысшим стандартам, которые существуют в РФ.

Корр. РЗ: - Это стоит вам дополнительных расходов?

- Это стоит нам примерно 3 млн. рублей ежемесячно. То есть около миллиона евро в год мы тратим на то, чтобы какие-нибудь плохие бананы  не попадали на полки магазинов.

Мы взяли все хорошее, что есть в российских и европейских сетях, и включили в наш регламент.

У нас есть три спецгруппы. И все они, я это подчеркиваю, подчиняются не операционному директору, а внутренней службе безопасности, которая уже подчиняется мне. То есть у меня три источника информирования о том, где и что у нас плохо. Я слежу за тем, чтобы все негодное сразу же уничтожалось. Мои сотрудники создают механизм, при котором и покупатель доволен, и компания не в убытке. Такая простая логическая цепочка.

Корр. РЗ: - Чем занимаются эти спецгруппы?

- Первая спецгруппа следит за поступающим товаром: чтоб он выглядел соответственно своему назначению, не был вскрыт, чтоб срок годности товара не был ниже, чем 80% от указанного на упаковке. Это принципиально важный вопрос. Вторая спецгруппа, 7 человек, систематически ходит по всем магазинам сети и выискивает на полках товар, который непрезентабельно выглядит, следит за ценниками и т.д. Подозрительный товар сразу же безжалостно убирается, а с директором магазина после этого происходит разговор о наведении порядка.

Корр. РЗ: - Разве продавцы не должны сами следить за товарами на полках?

- Да, это обязан делать продавец, но спецгруппа осуществляет дополнительный контроль. Еще у нас внедрена система так называемого тайного покупателя, – это опять же группа из семи человек, которые ходят по всем магазинам и проверяют, как работают продавцы, как выставлен товар, - это еще один канал информации. А вот лабораторные исследования – отдельная тема.

Корр.РЗ: - Общеизвестно, торговые сети часто страдают от недобросовестности поставщиков. Это так?

- Не часто, а на 100%. То есть если все стухло,  а магазин не убирает товар, то понятно - магазин виноват, но у нас такого категорически не может быть. А вот если плохая тушенка в закрытом виде поступила, - ты никак ее проверить не можешь. В этом случае мы этот товар отправляем в лабораторию, где его исследуют за наш счет. То есть ни государство, ни производитель за это не платят. Мы делаем это публично, не за спиной у производителей.

Корр. РЗ: - Правда ли, что салаты, скандалы вокруг которых не утихают, изготавливаются из просроченных продуктов или находящихся на грани просрочки?

- У нас производство отделено от магазина. Это два разных бизнеса, два разных юрлица: цех и магазин. И между ними - стена, это два руководителя, две логистики поставок. Товар из магазина в цех не поступает. Если банан портится, он должен быть уничтожен или возвращен на склад. Поставщик обязан по контракту забрать плохой товар - и все. Если он этого не делает, он оставляет магазину так называемые бонусы, хотя на самом деле это не бонусы, а компенсация за пропавший товар, который должен быть уничтожен. Просроченные продукты из магазинов в цеха не поступают, – это полная глупость.

Корр. РЗ: - Когда в прошлом году начали говорить о приграничном безвизовом движении, многие ритейлеры и производители перепугались, что сюда хлынут польские товары, сосиски и т.д. Как вы к этому отнеслись?

- Ритейлеры не пугались ничего. Ведь кто такой ритейлер? Я купил объект недвижимости, организовал технологический процесс, написал все регламенты, и продукты приходят и продаются. Ритейлеру все равно, продавать польские сосиски или калининградские. Очень серьезно этот вопрос затрагивает интересы тех производителей, которые настроены на местный рынок.

 Я в данном случае выступил не как собственник сети "Вестер", а как патриот Калининградской области, как депутат областной Думы, который сказал: "Друзья мои, вы вообще думаете, что делаете? Вы думаете о продовольственной безопасности региона? О том, что все-таки мы - Россия и отрезаны двумя границами". Но  я тогда обратился и с призывом к производителям: "Ребята, вы качество-то свое поднимайте! Или вы начнете нормальный продукт делать, или я ваши сосиски прекращу покупать, и буду покупать их у поляков".

 У нас сегодня еженедельно проводятся совещания внутри компании по тому, какие польские товары мы завезли на свои полки. Генеральным директором с 1 февраля у нас стал поляк, директор по маркетингу будет  тоже поляк, на трех ведущих позициях  руководить нашей калининградской сетью "Вестер" будут также поляки.

Корр. РЗ: - В магазинах "Вестера" некоторые операции по раскладу товара выполняют наши гости из Средней Азии…

- Я думаю, у нас в торговых залах таких - минимальное количество. Среди продавцов их практически нет. А уборка помещений "Вестера" передана на аутсорсинг, - мы заключили договор с клининговой компанией, -  ее специально обученный персонал и отвечает за чистоту.

Корр. РЗ: - Скажите, Олег Николаевич, а что произошло с федеральной сетью?

- С федеральной сетью все просто: она благополучно почила. Соль вопроса в том, что у нас было три года успеха, с 2005 по 2008 гг., за это время мы удесятерили наш оборот. Было время, когда за неделю мы открывали по 3-4 магазина в России, Украине, Белоруссии и Казахстане. И на август 2008 года оборот составлял около 40 млрд. рублей в год. Мы выходили на 7-8 место в стране. И все это - за три года.

Но в 2008 году в период с сентября по декабрь банки нанесли нам удар, вне всяких договоренностей потребовав назад кредиты на общую сумму $70 млн. Эти деньги мы вернули банкам в течение трех месяцев. И следующие четыре года мы просто спасали компанию, наши активы и людей - от увольнения. В конце стало ясно, что из этого ничего не выйдет. Собственность и недвижимость мы продали и рассчитались с банками, со всеми людьми, с кем смогли.

Мы как акционеры потеряли в посткризисный период около 3 млрд. рублей личных денег, которые были направлены на спасение федеральной сети "Вестер". Я горжусь тем, что мы сделали, у нас был замечательный коллектив, а лучшие люди в компании остались.

Корр. РЗ: - Что происходит с компанией сегодня?

- Сегодня мы концентрируемся на Калининградском регионе, у нас четыре главных направления: продовольственный ритейл, жилищное строительство и коммерческая недвижимость – строительство и управление. Вот по ним мы и будем дальше развиваться на территории Калининградской области, и именно поэтому мне небезразлично, как здесь работает медицина, полиция и все, что нас обеспечивает.

 

Опрос
  • Были ли вы хоть раз на концерте в "Янтарь холле"?

    Ян.JPG

Проголосовало 262 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты