Брошенная память Победы

17.10.2014 13:00
   


Большинство памятников Великой Отечественной войны в Калининградской области находится в плачевном состоянии.

"Народ, забывший свое прошлое, не имеет будущего" (Платон).

Отношение к советскому прошлому, в том числе к итогам Великой Отечественной войны, – краеугольный камень, лежащий в основе всех событий, развернувшихся на постсоветском пространстве за последние 20 с лишним лет. Именно по отношению к нашему общему недавнему прошлому проходит водораздел между Новороссией и прозападным "жовто-блакитным" Киевом. Именно эти памятники – памятники победы советского народа - рушат в первую очередь фашиствующие ультрас. 

Калининградская область – военный трофей Советского Союза. Благодаря своему географическому положению мы владеем уникальным для всей России наследием памятников времен Семилетней войны, наполеоновских походов и Первой мировой. 
Военно-мемориальные объекты занимают, пожалуй, одно из первых мест среди разных видов памятников истории и культуры Калининградского региона. В силу естественных причин больше всего поставлено на государственный учет захоронений, памятников и памятных знаков, посвященных Великой Отечественной войне. 

Немного статистики: на территории области на государственном учете стоит 158 воинских захоронений, памятников и памятных знаков, посвященных Великой Отечественной войне. Из них только 2 имеют категорию федерального значения – это мемориал 1200 гвардейцам и мемориал на братской могиле у поселка Переславское. Остальные 156 – это объекты культурного наследия местного значения. 

В следующем году Россия встретит 70-летие Великой Победы. О том, в каком состоянии находятся памятники, что делается и что еще предстоит сделать, Русскому Западу рассказал Евгений Маслов, заместитель руководителя Службы государственной охраны объектов культурного наследия правительства Калининградской области: 

– Подавляющее большинство таких мемориалов на воинских захоронениях построено во второй половине 40-х – первой половине 50-х годов, срок их физического износа давно истек. 

Перед органами Советской власти в послевоенное время стояла задача максимально быстро увековечить память о погибших бойцах Красной Армии. Многое делалось наспех – проекты, выполнение работ. Можно предъявлять претензии к художественному облику многих мемориалов. Но тем не менее примерно за 10 лет большинство захоронений было построено. Некоторые из них подвергались капитальному ремонту в 70-х годах прошлого века, другие вообще никогда капитально не ремонтировались. 

И сейчас, накануне 70-летия Победы, понятно, что нужно вкладывать большие средства. Кроме воинских захоронений Великой Отечественной, у нас на учете состоят еще 37 памятников и памятных знаков того времени. Там нет захоронений, но тем не менее это тоже объекты культурного наследия, их тоже нужно поддерживать в порядке. Например, 5-й форт. Он поставлен на учет не как памятник фортификации, а как форт, за взятие которого 15 воинов Красной Армии были удостоены звания Героя Советского Союза. 

– Сколько всего средств требуется для поддержания мемориалов хотя бы в нормальном состоянии? 
– Наша служба регулярно проводит их обследование. Более 30 из них требуют капитального ремонта. Есть несколько десятков частично аварийных. Где-то не читаются эпитафии на мемориальных плитах, где-то заваливаются подпорные стенки, где-то архитектурные элементы нуждаются в реставрации. 

Последняя цифра, по заявкам муниципальных образований, немного превышает 100 млн. рублей, но, скорее всего, она должна быть выше, так как не всегда органы местного самоуправления могут провести качественную экспертизу. Так или иначе, но сумма большая. К сожалению, в преддверии 70-летия Победы финансовой помощи со стороны федерального центра совершенно нет. 

Когда-то была в Министерстве обороны программа, предусматривающая до 2015 года приведение в порядок значительной части мемориалов, но ее так и не смогли защитить. В правительстве региона понимание того, что эти задачи нужно решать, было всегда. Мы начали эту работу заранее, еще в 2012 году обеспечение нормативного состояния памятников славы русского оружия стало самой весомой в финансовом отношении частью областной целевой программы по поддержанию, сохранению, популяризации и использованию объектов культурного наследия. На сегодняшний день полностью завершены работы на крупном комплексе в Добровольском, Зеленоградске, идет подготовка работ следующего года. Соотношение финансирования – 80% за счет средств областного бюджета, 20% за счет средств муниципальных образований. Хотя по законодательству все расходы должны нести муниципальные образования, но в правительстве региона понимают: если не мы, то кто же? 

Сейчас обсуждается итоговая цифра финансирования этих работ в 2015 году, но я думаю, что еще столько же воинских захоронений в следующем году будет готово к встрече юбилея Великой Победы. Всего же с начала года на неотложные противоаварийные работы на воинских захоронениях потрачено свыше 18 млн. 42 тыс. рублей. Плюс софинансирование из местных бюджетов - почти 3,5 миллиона. 

Самый затратный – это мемориал 1200 воинам-гвардейцам в Калининграде. Хотя он и находится в федеральной собственности и средства должны выделяться из соответствующего бюджета, но добиться этого не получилось. Аварийно-спасательные работы мы провели в конце прошлого года и в этом году, серьезный ремонт будет в следующем, на него придется самая большая сумма финансирования. Кстати, это самый наш известный мемориал, он считается первым, открытым в Советском Союзе сразу по окончании войны – уже 30 сентября 1945 года. 

– Насколько активны муниципалитеты в этой работе? 
– Муниципальные образования в области очень разные. Есть город Калининград, тут с доходами все более-менее в порядке. И возьмите, к примеру, Большаковское сельское поселение. Там 6 объектов культурного наследия, и все эти объекты – воинские захоронения. Доходы поселения минимальные. 

Мы со своей стороны стараемся донести до муниципалитетов правила игры. Поставили задачу перед заинтересованными муниципалитетами до 1 сентября подготовить сметную документацию. Если не заинтересованы в помощи областного бюджета – дальше, пожалуйста, за счет своих собственных скромных местных бюджетов ремонтируйте. Часть муниципальных образований успели вовремя. Тех, кто не успеет вообще, – мы поименно назовем 9 Мая следующего года и, более того, используем доступные нам санкции. Итоговая цифра финансирования на следующий год пока в стадии согласования, но в правительстве региона нас уверили, что средства на оказание помощи муниципальным образованиям будут выделяться однозначно. 

– Так успеем или не успеем к 70-летию Победы, как вы считаете? 
– Нужно понимать, что идеальной картинки 9 Мая 2015 года не получится. Полный идеал – это не только отремонтировать, подкрасить, посадить травку, проложить дорожки… Надо менять мемориальные плиты с именами погибших бойцов Красной Армии. У нас по всей стране огромное количество ошибок в этой информации. Зачастую один и тот же воин может быть увековечен на мемориале трижды, четырежды. При этом около 20 тысяч лежащих там же вообще никак не увековечены. Или увековечены не там, где действительно лежат их кости. Нужна серьезная аналитическая работа, сверка имен. 

У нас при губернаторе Калининградской области существует соответствующий Совет. Собралась общественность, и сами, за свой счет, разработали программу и сейчас уже процентов на 40 сверили имена. При проведении ремонтных работ мы пользуемся их базой данных и, таким образом, в определенной мере страхуемся от ошибок в данной области, хотя совсем исключить их нельзя. К сожалению, здесь совершенно недорабатывает Министерство обороны, которое является контролирующим органом в законодательстве по увековечению. У них паспорта воинских захоронений ведутся по старинке, нет никаких методик по проведению работы по сверке данных… 

Вопросы мы перед ними ставили, но, к сожалению, они пока не находят ответа. Надо смотреть правде в глаза – не все удастся сделать. Не позволяют финансовые возможности местных бюджетов и областного бюджета. И здесь есть определенная несправедливость. В целом в России почти все воинские захоронения сосредоточены на западе и в центральных областях. В богатых регионах Урала и Сибири почти нет воинских захоронений. Но ведь воины Красной Армии и русской императорской армии погибали не за какой-то конкретный населенный пункт, они погибали за свое Отечество. Хотелось бы, чтобы этот вопрос нашел свое решение на федеральном уровне, а мы со своей стороны делаем все возможное. 

P. S. Да простят меня представители многочисленных религиозных конфессий за следующее утверждение: Великая Победа для советского народа и его духовных наследников – больше чем просто историческое событие. Она стала почти религией, позволяющей черпать силы для преодоления трудностей, оселком, на котором можно оттачивать свое отношение к тем или иным политическим и военным событиям современности. Именно наша Победа подвергается постоянному сомнению и пересмотру со стороны атлантических держав. Именно она не дает покоя тем, кто хотел бы разделить Россию на множество Украин. Именно она проложила России дорогу в космос. Именно Память Победы соединяет многонациональный Русский Мир, и пока эта память жива, у нас есть будущее. 

© Максим Погода, специально для Русского Запада
Опрос
  • Нужен ли Калининградской области ещё один город-курорт на море?

    007.jpg


Проголосовало 339 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты