Пенсионный синдром

13.02.2015 10:00
   


На фоне надвигающегося на Россию кризиса чаще стали звучать разговоры о повышении пенсионного возраста.

В антикризисный план, принятый правительством в конце января в целях устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 - 2016 годах, этот вопрос не включен. Но в случае усугубления ситуации в стране перечень первоочередных мероприятий власти обещают откорректировать. К тому же в Минфине обсуждается очередной пакет антикризисных реформ, в том числе по увеличению пенсионного возраста.

Начало пенсионных реформ

В России возраст выхода на пенсию не менялся со времен СCСР, в котором пенсионное обеспечение по старости было введено в 1932 году. Государство гарантировало финансовую поддержку пожилым людям: женщинам – с 55 лет, мужчинам - с 60 лет. После распада Советского Cоюза этот порядок сохранился.  Обновлением пенсионной системы в России занялись в августе 1995 года. Пособие для пенсионеров было предложено рассчитывать из трех видов пенсий - базовой, трудовой и негосударственной.

 В апреле 1996 года в Пенсионном фонде появилась информационная база пенсионной системы на основе индивидуальных лицевых счетов, спустя год - Информационный центр персонифицированного учета. С 1 февраля 1998 года был введен новый механизм расчета и индексации пенсий с учетом индивидуального коэффициента пенсионера. В этом же году вступил в силу закон о негосударственных пенсионных фондах, утвердили программу пенсионной реформы. Однако из-за тяжелого экономического кризиса 1998 года, спровоцированного провальными экономическими экспериментами в середине 90-х годов, реформирование затормозилось. Структурные преобразования в экономике и социальной политике государства потребовали более крупномасштабной пенсионной реформы, стартовавшей в РФ с 1 января 2002 года. Планировалось создать многоуровневую пенсионную систему, подразумевающую переход от уравнительных принципов к распределительно-накопительным, и ликвидировать финансовую дыру в Пенсионном фонде.

Накопительная схема под вопросом

Новая формула трудовой пенсии учитывала две составляющие: страховую и накопительную части. Причем накопительная часть пенсии в 2002 - 2004 годах в обязательном порядке формировалась у мужчин 1953 - 1966 г. р. и женщин 1957 - 1966 г. р. В 2005 году эту категорию граждан исключили из накопительной схемы, которую сохранили только для людей 1967 г. р. и моложе. Тем не менее, несмотря на рост экономики, Пенсионный фонд так и не смог перейти на самофинансирование и продолжил доить бюджет. Нехватка денежных средств приобрела форму хронического синдрома, который усугубил мировой кризис, разразившийся в 2008 году.

В декабре 2012 года правительство в очередной раз утвердило новую стратегию реформирования пенсионной системы, которая должна была привести к самодостаточности Пенсионного фонда и, соответственно, сокращению дотаций из федерального бюджета на выплаты пенсий. С 2013 года граждан до 1967 г. р. включительно поставили перед выбором тарифа на накопительную часть пенсии - 6% или 2%. А затем россиянам предоставили возможность вообще отказаться от накоплений в пользу страховой части. Решить эту задачу они должны до конца 2015 года.

Демографическая ситуация, связанная с увеличением количества пенсионеров на одного работающего гражданина, а также расходы на Олимпиаду в Сочи и новые регионы (Крым и Севастополь) усугубили проблему дефицита денежных средств в ПФР. В 2014 году правительство решило даже заморозить пенсионные накопления. Страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих сотрудников, в 2014 и 2015 годах идут на страховые пенсии, то есть на выплаты действующим пенсионерам.

Шоковая терапия

После вхождения Крыма и Севастополя в состав РФ возобновились разговоры о повышении пенсионного возраста. В частности, министр финансов Антон Силуанов предложил перенять опыт бывших украинских территорий по назначению пенсий гражданам в возрасте 60 лет - для женщин, 65 лет - для мужчин. По его мнению, благодаря "шоковой терапии" можно значительно урезать бюджетные трансферты на сбалансированность пенсионной системы, которые составляют более 1 трлн. рублей.

Вновь эту тему подхватил ряд политиков и экономистов в конце 2014 года и начале 2015 года, когда перед Россией замаячил призрак нового кризиса из-за резкого ослабления рубля на фоне падения цены на нефть и западных санкций. В антикризисный план из 60 пунктов, принятый правительством в конце января в целях устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 - 2016 годах, этот вопрос пока не включили. Однако в случае усугубления ситуации в стране перечень первоочередных мероприятий будет корректироваться.

В Минфине сегодня не отрицают, что в правительстве продолжают обсуждать тему повышения пенсионного возраста в качестве одной из реформ среднесрочной перспективы. Министр экономического развития Алексей Улюкаев также ратует за сокращение дотаций ПФР и изменение возраста выхода на пенсию. В интервью телеканалу "Россия 24" он подтвердил, что обсуждение этой социально чувствительной темы в правительственных кругах ведется. По его словам, вероятное повышение пенсионного возраста на 5 лет коснется только будущих пенсионеров. Чиновник также предложил увеличивать возраст постепенно, в течение 10 лет - по полгода за год.

Пенсионный возраст пока не повысят

Социологические опросы прошлых лет показали, что подавляющее большинство жителей России против повышения пенсионного возраста. Первый зампред Правительства РФ Игорь Шувалов в эфире телеканала "Россия 1" подчеркнул, что российское общество пока не готово к этой реформе. Поэтому Правительство РФ не пойдет на жесткие меры в ближайшее время, хотя на кону перед страной стоит классическая дилемма - пенсии или развитие.

В Госдуме также считают, что повышение пенсионного возраста пока экономически нецелесообразно и несправедливо по отношению к россиянам. По словам вице-спикера Андрея Исаева, такое решение в ближайшей перспективе приниматься не будет. Это связано не только с низкой продолжительностью жизни в России, но и с уровнем безработицы в размере 8%. По мнению Исаева, повышение пенсионного возраста ухудшит ситуацию на рынке труда для молодых специалистов. Также он заявил, что Госдума не допустит гендерного неравенства в пенсионном обеспечении по методике Минтруда.

Как известно, федеральное ведомство, озабоченное хроническим пенсионным синдромом, разработало новый прожект по расчету накопительной части пенсии в зависимости от пола и возраста. Схема, которая может вступить в действие с 2016 года, базируется на увеличении периода дожития для выходящих на пенсию женщин до 270 месяцев. В итоге накопления женщин будут делиться на большее количество месяцев по сравнению с мужчинами, у которых период выплат планируется сократить до 227 месяцев. В Минтруде посчитали, что на этом можно будет сэкономить к 2040 году 5,3 млрд. бюджетных рублей, к 2050 году - 124,7 млрд.

Однако предлагаемая методика вызвала много шума после освящения в прессе. По мнению экспертов, это приведет к уменьшению накопительной части пенсии для представительниц женского пола примерно на 20%. Хотя Минтруд заявляет о сокращении накопительной выплаты только в пределах 100 рублей.

В настоящее время ожидаемый период выплаты пенсии в России составляет 228 месяцев (19 лет) и для мужчин, и для женщин. При этом женщины выходят на пенсию на 5 лет раньше, чем мужчины.

Реформы продолжаются

В 2015 году вступил в силу новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета пенсии в системе обязательного пенсионного страхования. Понятие "трудовая пенсия" исчезло. В пенсионной формуле теперь учитываются два вида пенсий (страховая и накопительная), возраст выхода на пенсию, а также индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК), рассчитываемый по балльной системе. Необходим и страховой стаж - минимальный стаж уплаты страховых взносов. В 2015 году он составляет 6 лет, в 2024 году - уже 15 лет. Пенсионные баллы определяются с учетом суммы уплаченных страховых взносов за год.

Для получения права на страховую пенсию по старости необходимо набрать не менее 30 баллов к 2025 году, в 2015 году - 6,6 балла. С 1 февраля 2015 года стоимость одного балла равняется 71 руб. 41 коп. Также баллы начисляются за социально значимые отрезки жизни, включая отпуск по уходу за ребенком, военную службу по призыву и другие периоды.

Апрельской индексации может и не быть

С 1 февраля с целью повышения уровня жизни пенсионеров были проиндексированы все страховые пенсии и фиксированные выплаты на 11,4% - с учетом фактической инфляции по итогам 2014 года. Средний размер страховой пенсии повысился на 1 265 руб. - до 12 464 руб. Страховая пенсия по старости выросла на 1 313 руб. - до 12 930 руб., по инвалидности - до 7 994 руб., по случаю потери кормильца - до 8 040 руб. Фиксированная выплата увеличилась в среднем на 522 руб. - до 5 104 руб. В Калининградской области средний размер пенсии по старости составил 11 500 тыс. руб.

Однако февральское повышение пенсий уже съела разогнавшаяся инфляция. По данным Росстата, уже в январе инфляционный уровень в годовом выражении составил 15%. Хотя ранее самые мрачные прогнозы допускали такое повышение только весной.

Очередную индексацию пенсий должны провести с 1 апреля. Но недавно глава Минтруда Максим Топилин поставил эту меру поддержки пенсионеров под сомнение. По его словам, в соответствии с действующим законодательством апрельскую индексацию выполнят, если рост доходов Пенсионного фонда превысит рост инфляции. Как отметил министр, в настоящее время рост доходов ПФР составляет лишь около 7%, так что оснований для весенней индексации, видимо, нет.

По прогнозам Минэкономразвития, падение ВВП в текущем году составит 2-3%. Поэтому бюджетные расходы необходимо оптимизировать  в соответствии с новыми условиями экономического спада. Если этого не сделать, то трансферты Пенсионному фонду, составляющие около 4% ВВП, с каждым годом придется увеличивать, - считают в финансовом ведомстве.

© Полина Вереск, специально для информационного агентства Русский Запад