Где купить подороже?!

16.09.2015 13:00
   


Автобус уже на линии.

Городской автопарк Калининграда на безальтернативной основе пополнится белорусскими автобусами за 258 миллионов рублей. Отдельную плату бюджет отвалит за лизинг – ещё 112 миллионов рублей. Почему в Санкт-Петербурге смогли купить такие же автобусы намного дешевле?

1 сентября 2015 года Калининград существенно продвинулся навстречу новому городскому общественному транспорту. Муниципальное казённое предприятие (МКП) «Калининград-ГорТранс» заключило договор на получение 30 городских автобусов, якобы только что сошедших с конвейера «Минского автомобильного завода». Событие не могло не радовать, если бы не… цена, которую придётся заплатить за исполнение желаний «жителей Калининграда», которые «неоднократно обращались к главе города с просьбой обновить подвижной состав пассажирского транспорта» (так администрация Калининграда обосновывает необходимость многомиллионной закупки).
Сухие строчки пресс-релиза муниципалитета говорят следующее: «Первым шагом в обновлении подвижного состава городских автобусов стала покупка в лизинг МКП «Калининград-ГорТранс» 30 низкопольных автобусов». 
Деньги возьмут из бюджета. Всю историю муниципалитет подаёт как «подготовку к чемпионату мира по футболу в 2018 году». Мол, патронов не жалеть! Ради такого грандиозного события.
«Русский Запад» узнал о закупке несколько больше.

Пять договоров
Для плотно сидящего на бюджетной капельнице муниципального казённого предприятия (МКП) «Калининград-ГорТранс» сделка «по обновлению парка» стала крупнейшей за всю историю. За 30 автобусов в лизинг предприятие изначально готово было выложить почти 400 миллионов рублей (точная сумма: 394 516 992,33), или по 13 миллионов рублей за каждый автобус. Много это или мало? Давайте посмотрим.
Закупка в виде запроса котировок была объявлена 21 августа 2015 года. Срок предоставления документов – до 31 августа. Не каждый смотрит на календарь. 21 августа – это пятница. А 31-е – понедельник. Так что на принятие решения потенциальным поставщикам предоставлялось не 10 дней, как можно было подумать, исходя из механического арифметического действия, а всего пять. На этом странности не закончились.
Согласно сайту госзакупок,  первый проект договора лизинга – ключевой документ для принятия решения – появился уже после окончания рабочего дня, в 18:49  21 августа. Во вторник, 25 августа, опять, когда рабочий день закончился, в 17:57 на сайте появляется новый проект договора. Ровно через 22 минуты – ещё один, уже третий проект договора. Третий, но не последний. Потому что ещё через три минуты, в тот же день, 25 августа, на сайт госзакупок заказчик, МКП «Калининград-ГорТранс», загружает четвёртый вариант договора! Но проходит ещё 18 минут, и в 18:40 25 августа появляется следующий проект договора. На данный момент – 5-й и окончательный. Его и подписали уже 1 сентября 2015 года довольные друг другом стороны договора. Одним – автобусы, другим – явно завышенная цена за них.

Из одних рук
В своих разъяснениях муниципальное предприятие по поводу такого массового приобретения автобусов пишет: «При подготовке к проведению закупки услуг лизинга проводился анализ рынка, и по совокупности характеристик были выбраны автобусы, наиболее подходящие для дальнейшего оказания нашим предприятием качественных услуг населению. (…) Данная закупка является конкурентной для всех компаний, предлагающих услуги лизинга и проводится с соблюдением принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки».
Справедливость и равноправие? Возможно.

Из того, какие автобусы хочет предприятие «Калининград-ГорТранс», не делалось тайны. Это 25 автобусов производства Минского автомобильного завода МАЗ 203085 (с тремя дверьми) и 5 автобусов МАЗ 206085 (с двумя дверьми) – с того же конвейера. На Минском автомобильном заводе первая модель собирается уже 10 лет, вторая – чуть меньше. Двигатели у автобусов немецкие. Предприятие указывает, что только 10% составляющих автобусов (не считая моторов) закупается за рубежом, остальное – в самой Белоруссии.

27 августа 2015 года на запрос котировок «Калининград-ГорТранса» поступила единственная заявка – от ООО «ПРОМАГРОЛИЗИНГ-ЦЕНТР». Фирма находится в Санкт-Петербурге. А её учредитель и 100-процентный собственник, ОАО «ПРОМАГРОЛИЗИНГ», – какой сюрприз! – в Белоруссии. ОАО «ПРОМАГРОЛИЗИНГ» создано правительством Белоруссии специально для продвижения на внешние рынки белорусских товаров. Ну и так уж срослось, что именно белорусские автобусы «Калининград-ГорТранс» посчитал «наиболее подходящими» для Калининграда.

Участник закупки существенно снизил цену – с 394 до 370,8 миллиона рублей. Как такое стало возможно? Для этого надо понять, что покупает городское автотранспортное предприятие. Это вовсе не автобусы, как можно подумать, исходя из пресс-релиза администрации. МКП закупает услугу лизинга, а автобусы будут в собственности всё того же ООО «ПРОМАГРОЛИЗИНГ-ЦЕНТР». Фирма предоставит их в финансовую аренду, по условиям закупки, сроком на пять лет. Что дальше? Дальше автобусы можно будет выкупить по определённой сторонами цене.

Для СПб дешевле!
«Русский Запад» проверил, можно ли было купить такие же автобусы, но дешевле? Один из официальных дилеров предлагает те же МАЗы 203085 по цене 6 136 200 рублей за штуку, а МАЗ 206085 готов отдать за 3 760 800 рублей. Если просто перемножить и сложить, то выйдем на 172 209 000 рублей. Разница с заключённым договором лизинга – ни много ни мало – почти 200 миллионов рублей!
Редакция нашла ещё одного дилера, который согласился продать МАЗ 203085 за 7 813 000 рублей, а МАЗ 206085 – за 5 479 000 рублей. В сумме - 222,7 миллиона рублей, что опять меньше цены нашего «обновления парка» почти на 150 миллионов рублей. И тут разница получается просто неприличная. Ну ладно, может быть, редакция ошибается?! И эти автобусы на самом деле можно купить только в лизинг и только по дорогой цене?
Оказывается – нет! В Санкт-Петербурге журналисты «Русского Запада» обнаружили интересную закупку. Городское предприятие СПб ГУП «Пассажиравтотранс» – аналог «Калининград-ГорТранса» – осенью 2014 года приобрело через посредника (!) 39 городских автобусов МАЗ для Санкт-Петербурга. Общая цена закупки, согласно условиям тендера, 303 миллиона рублей – по 7,78 миллиона за автобус. В протоколе закупки читаем: «Предложить компании рассмотреть возможность снижения цены за единицу товара в пределах 10% от цены, указанной в конкурсном предложении». Правильно, за большое количество положена скидка!
Что мы видим в Калининграде? 30 автобусов за 370 миллионов рублей. В Санкт-Петербурге – 39 автобусов за 303 миллиона. По имеющейся в СМИ информации, в Северную столицу фактически было поставлено даже 40 автобусов.
Неужели наш муниципалитет богаче Санкт-Петербурга, раз может позволить выкинуть несколько десятков миллионов рублей, оплачивая финансовую аренду? Или речь о чём-то другом? «Кто-то очень хорошо приподнялся…», – высказал предположение по поводу сделки муниципального предприятия участник одной из дискуссий о «новых низкопольных автобусах» для Калининграда. Не хотелось бы так думать.

«Приобретение основных средств в форме лизинга позволяет снизить налоговую нагрузку предприятия», – указывает в своём пресс-релизе администрация Калининграда. Да, конечно, лизинг позволяет снижать налог. Например, налог на прибыль. Но МКП «Калининград-ГорТранс» не может быть прибыльным по определению. Предприятие выполняет социальную роль. Тариф устанавливается сверху, исходя не из маржи и рентабельности, а по иным соображениям, далёким от свободного рынка. Тогда для чего надо было выбирать лизинг? Потому что деньги всё равно не собственные, а из бюджета?!

Белорусский лизинг
11 сентября 2015 года первые восемь автобусов прибыли в Калининград и вышли на маршруты. Не слишком ли короткое время прошло от объявления (21 августа) запроса котировок до исполнения контракта? Всего 20 дней! Впечатление каких-то закулисных договорённостей участников сделки прямо-таки напрашивается.

Автобусы уже на янтарной земле.
Новые автобусы из Белоруссии с невероятной скоростью прибыли в Калининград - уже через 20 дней после объявления запроса котировок, исход которого был  с точки зрения закона непредсказуем. Оказалось, что вполне предсказуем.

Только вот одно непонятно: почему калининградский бюджет должен поддерживать белорусских лизингодателей, да ещё и на такую кругленькую сумму, за которую можно капитально реконструировать пару улиц в Калининграде? Или закупить ещё десяток автобусов.
Впрочем, на этом администрация Калининграда останавливаться не намерена. Как следует из анонса, к чемпионату мира 2018 года муниципалитет «считает необходимым закупить в общей сложности 377 автобусов и 56 троллейбусов. По подсчетам финансистов, на эти цели потребуется более 5 миллиардов рублей». Очевидно, это те же самые финансисты, которые вытащили из карманов калининградских налогоплательщиков 112 миллионов рублей для обеспечения безбедной жизни неких белорусских лизингодателей. Может, и правда кто-то приподнимется.

Редакция направила запрос информации в «Калининград-ГорТранс». На момент сдачи номера в печать он остался без ответа. **


* Материал опубликован в газете «Русский Запад» от 16 сентября 2015 года.
** После сдачи номера в печать в редакцию поступил ответ из МКП «Калининград-ГорТранс». С его содержанием редакция ознакомит читателей в номере «Русского Запада» от 23 сентября 2015 года.

После сдачи номера в печать стало также известно о подаче жалобы на МКП "Калининград-ГорТранс". ООО "Ликинский автобусный завод" (группа ГАЗ), выпускающее городские автобусы, требует отменить запрос котировок и аннулировать его результат.

Русский Запад, страница 3.
Русский Запад, страница 7.

Опрос
  • Нужен ли Калининградской области ещё один город-курорт на море?

    007.jpg


Проголосовало 36 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты