Насколько страшен «ПЛАТОН»?

16.11.2015 14:00
   


Офис "Платон" в Калининграде.

С 15 ноября 2015 года введена система взимания платы с грузовых транспортных средств массой свыше 12 тонн за проезд по федеральным трассам. Теперь собственники грузовиков, помимо основного транспортного налога, будут платить и за ремонт дорог в виде отдельного сбора.

О введении «второго транспортного налога» стало известно ещё летом 2015 года. Компания «РТ-Инвест Транспортные Системы» (собственник – Игорь Аркадьевич Ротенберг) разработала специальную систему учёта передвижения грузовиков с большой грузоподъёмностью по федеральным трассам под названием «ПЛАТОН». Право на разработку системы компания получила без конкурса.

В систему вошли машины мобильного контроля, рамки, бортовые устройства и программное обеспечение. Общая стоимость, по данным СМИ, 29 миллиардов рублей, 27 из которых компания-разработчик взяла в кредит у «Газпромбанка». Согласно условиям концессионного соглашения между Министерством транспорта РФ и «РТ-Инвест Транспортные Системы», государство за каждый год использования системы обязано платить владельцам «Платона» 10,5 млрд рублей. От системы ожидаются сборы в размере 50 миллиардов рублей в год. Соответственно, оставшиеся денежные средства, около 40 млрд рублей (50 – 10 = 40), пойдут в казну и будут направлены на ремонт дорог.

Нововведение серьёзно обеспокоило транспортные компании страны. Отсутствие нужного информирования, изначально высокие тарифы, небольшой период тестового режима системы «Платон» - всё это стало поводом к всероссийскому протесту дальнобойщиков. В Москве, в Сибири и на Урале прошли забастовки. Протест сработал: проездные тарифы временно снижены. С 15 ноября 2015 года по 29 февраля 2016 года размер взимаемой платы с машин грузоподъёмностью свыше 12 тонн составит 1,53 руб./км, а с 1 марта 2016 года по 31 декабря 2018 года - 3,06 руб./км. Ранее этот тариф был определен в размере 3,53 рубля за проезд одного километра. Штраф за неоплаченный проезд составит 450 тыс. руб. за первое нарушение и 1 млн руб. - за повторное. Однако с 15 ноября штрафы будут действовать только для Подмосковья, для других регионов России они вступят в силу только в мае 2016 года.

«Платон» не готов?

Транспортные компании Калининградской области уверены, что больших потерь среди автоперевозчиков не будет. Сегодня уже многие местные грузоперевозчики регистрируют свои транспортные средства на официальном сайте «Платон», правда, сталкиваются с рядом недоработок системы. Впрочем, Министерство транспорта РФ не подтверждает информацию о некорректности работы системы.

Как сообщает «Платон» на официальном сайте, для движения по федеральным трассам необязательно иметь бортовое устройство (можно приобрести маршрутную карту). В принципе, это и невозможно сейчас. Во-первых, всего в России зарегистрировано более одного миллиона транспортных средств, которые подпадают под действие системы «Платон», в то время как счётчиков на сегодняшний день выпущено только 200 тысяч. Во-вторых, получить такое устройство в Калининграде можно лишь в одном-единственном месте, в центре обслуживания (ул. Невского, 36в, Калининград). Всего в Калининградской области зарегистрировано около 12 000 машин массой свыше 12 тонн.

При установке и активации бортового устройства информация о движении транспортного средства будет собираться с помощью спутниковой навигации ГЛОНАСС и обрабатываться в автоматическом режиме. Владельцу автомобиля с грузоподъёмностью свыше 12 тонн необходимо открыть специальный счет в банке и иметь на нём необходимое количество денежных средств для проезда.

Бизнес не готов, но правительство примет меры

«Новость о том, что продовольственным ритейлерам и их поставщикам грозит коллапс с доставкой продуктов уже с 15 ноября, к счастью, не касается нашей компании, - комментирует начальник отдела логистики Группы «Вестер» Дмитрий Никольский. - На сегодняшний день система взимания платы с большегрузного транспорта «Платон» запущена только в Московской области. В Калининградской области система не работает потому, что транспортные средства не могут оснастить специальными приборами учёта, обещанными Минтрансом на безвозмездной основе. Большинство ритейлеров до сих пор не получили счетчики, необходимые в работе «Платона». На прошлой неделе я зашёл на их сайт и зарегистрировал 8 грузовиков. Оформить маршрутную карту мне не удалось - видимо, сбои в работе сайта. Звонил много раз в центр обслуживания, но трубки никто не берёт. Ближайшие полгода можно сказать, нам ничего не грозит, однако перспектива удорожания товара, которая затронет всех в 2016 году, конечно, не самая лучшая новость».

Сейчас в системе «Платон» зарегистрировано более 400 тысяч транспортных средств. Есть проблемы во всей системе. Они касаются и открытия специального счета в банке, и получения бортового устройства, и оформления маршрутной карты, и общего уровня информированности транспортных компаний. Не меньше всего владельцев автопарков высокогабаритных машин волнует и финансовая составляющая. Стоимость услуг на грузоперевозки, по некоторым оценкам, может подняться в среднем на 10%. «К примеру, если осуществлять движение груза от Калининграда до Москвы и обратно, то с учётом нынешних тарифов стоимость этой доставки увеличится на 3 900 рублей. И это при сегодняшней-то экономической ситуации в стране. Бизнес ещё не готов к этому, необходимо поэтапно вводить такие проекты, - заявляет начальник отдела логистики «АвтоЗападТранс» Андрей Турчининов.

На сайте Минтранса РФ указано, что подобная схема уже давно используется во всем мире. Однако в Европе до сих пор еще действует ваучерная система. «Ваучер можно купить на день, на неделю, на месяц и ездить спокойно из расчёта суточного норматива пробега в 8 евро», - добавляет Андрей Турчининов.

«Судя по недоработкам системы «Платон» в целом, государство будет вынуждено согласиться с замечаниями ассоциаций автомобильных перевозчиков по всей России и продлить тестовый режим, - считает председатель комитета по транспорту и таможенной политике Торгово-промышленной палаты Калининградской области Леонид Степанюк. - Губернатор Калининградской области Николай Цуканов поручил мне лично курировать этот вопрос и докладывать со стороны бизнеса, что происходит. Правительство будет принимать экстренные шаги, дабы избежать социального взрыва и больших потерь автоперевозчиков». 

Опрос
  • Руководство каких районов надо снимать в первую очередь?

    главы.jpg

Проголосовало 1017 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты