За первые дни работы (это слово надо бы ставить в кавычки, потому что работой это трудно назвать) «Платон» наделал шороху по всей России. Система взимания платы с дальнобойщиков, доставляющих коммерческие грузы, придумана несколько лет назад федеральным центром совместно с выдающимся предпринимателем Игорем Аркадьевичем Ротенбергом. По официальным данным, его компания «РТ-Инвест Транспортные Системы» стала оператором «Платона» без всяких конкурсов. «Платон», совершенно очевидно и совершенно цинично, происходит от слова «платить».
Идея изначально была высокого полёта. Ведь именно грузовые автомобили большого веса разрушают дорожное полотно больше всех. Пусть, мол, и платят за это. Но всё было бы хорошо, если бы экономика России росла, а кризис был понятием из учебников.
Сейчас все видят, как растут цены, как обостряется ситуация на рынке труда. А тут ещё и «Платон». Разработчики ожидают, что он опустошит кошельки дальнобойщиков на 50 миллиардов рублей в год. Из них 10,5 миллиарда достанется владельцам системы, а остаток – якобы государство направит на ремонт федеральных трасс.
Разумеется, что с 15 ноября 2015 года, как предполагалось, система стала давать сбои. Министерство транспорта России утверждает обратное. Но косвенное признание фактов состояло в том, что на сайте Министерства появилось объявление: штрафы (разовый – 450 тысяч рублей за первое нарушение) будут взиматься только в Москве и Московской области. Уже через пару дней объявление исчезло.
«О каких штрафах может идти речь, тем более в таких размерах, если сама система взимания платы не готова, на дорогах до сих пор не стоят рамки, бортовых устройств на область выделено только порядка двух тысяч?» – сообщил «Русскому Западу» председатель комитета по транспорту и таможенной политике Торгово-промышленной палаты Калининградской области, генеральный директор компании «ДСВ-Транспорт» Леонид Степанюк.
Начальник ГИБДД по г. Калининграду Марат Хасазонов успокоил: указаний штрафовать за неоплаченный проезд по федеральным трассам у них на прошлой неделе не было.
Калининградские дальнобойщики пока воздерживаются от протестов. Возможно, из-за вышесказанного. А вот по России волна уже пошла. Первая предупредительная акция состоялась 11 ноября. В нескольких регионах грузовики фактически перекрывали дороги, двигаясь с малой скоростью.
20 ноября в Тюменской и Нижегородской областях, как сообщает РБК, акции протеста продолжились. Первоначально они должны были завершиться 15 ноября.
«Мы против системы «Платон». Пока её не отменят, мы в рейсы по федеральным дорогам не выйдем», – цитирует РБК Тюмень одного из членов инициативной группы дальнобойщиков Андрея Ковкова. По данным РБК Тюмень, «за пять дней фуры в городе не сдвинулись с места». На площади Единства и Согласия в Тюмени активисты водительского движения проводят митинг против «Платона». Они ожидают около 500 участников – дальнобойщиков и неравнодушных горожан. 11 ноября 2015 года тюменские дальнобойщики проехали колонной по Объездной дороге Тюмени, протестуя против взимания платы с грузовых машин весом свыше 12 тонн.
19 ноября 2015 года в знак протеста перекрыли трассу на Москву дальнобойщики Нижнего Новгорода. Чтобы не дать проехать другим, три фуры заняли все три полосы движения, двигаясь со скоростью около 20 километров в час. На посту ГАИ грузовики были остановлены, водители – оштрафованы.
Обеспокоенность новой системой взимания платы с фур высказала и отраслевая организация «Руспродсоюз», объединяющая производителей и поставщиков продовольственных товаров. В своём обращении эта организация попросила предприятия розничной торговли не выставлять штрафы, предусмотренные договорами, за поставку не вовремя.
Ассоциация наряду с другими отраслевыми союзами направила в Правительство РФ предложение о введении отсрочки вступления в силу статьи 31.1 Федерального закона 237-ФЗ «Об автомобильных дорогах» и ряда подзаконных актов, в соответствии с которыми с 15 ноября 2015 года за проезд грузовых автомобилей массой более 12 тонн по федеральным трассам предусмотрено взимание платы по новой системе «Платон» в счет возмещения вреда, наносимого данным дорогам.
Как выяснилось, штрафовать пока и не должны. Министерство транспорта России только после начала действия «Платона» сообщило о завершении работы над поправками в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, вводящими ответственность за невнесение платы за проезд по федеральным дорогам транспортных средств разрешённой максимальной массой более 12 тонн. Согласно им, как сообщается на сайте Минтранса РФ, предлагается штрафовать не водителей, а владельцев (собственников) транспортных средств за подобные нарушения, – на 50 тысяч рублей за первое нарушение, на 100 тысяч рублей – за повторное.
От штрафов освобождаются водители только тех транспортных средств, которые принадлежат российским перевозчикам. «До принятия данных поправок штрафы с водителей российских транспортных средств за такие нарушения взиматься не будут», – сообщается на сайте Минтранса РФ.
В ситуацию с взиманием платы с грузового транспорта вмешался бизнес-омбудсмен России Борис Титов. Уполномоченный по защите прав предпринимателей отправил Президенту РФ Владимиру Путину письмо с критикой работы системы «Платон».
«Обеспеченность специальными бортовыми устройствами на сегодняшний день составляет не более 11–12%», – замечает в письме Титов.
По мнению бизнес-омбудсмена, «Платон» за первую неделю работы доказал свою явную неподготовленность. Интернет-портал, который является альтернативным способом оплаты проезда при отсутствии счетчика, функционирует со значительными перебоями. Зачастую он просто недоступен, в том числе для осуществления оплаты, есть также случаи произвольного списывания средств, вместе с тем некорректно отображается пробег (до 2,7 тысячи километров в сутки для одного транспортного средства) и т. д.
Титов отметил в письме опасность сокращения рынка грузоперевозок и угрозу срыва поставок, в первую очередь продовольственных товаров.
«Крупные производители продовольствия оценивают ежедневную недозагрузку в 10–11%, а дефицит на рынке грузоперевозок – в 20%», – цитирует Титова газета «Коммерсантъ».
По данным омбудсмена, тарифы на перевозки взлетели на 18–23% для производителей продовольствия и на 6–28% – для ритейлеров. Учитывая будущий рост тарифа на проезд (с 1,53 рубля за 1 км сегодня до 3,06 рубля с 1 марта 2016 года), новый сбор может повлечь увеличение уровня инфляции на 2,7%.
Ошибки, связанные с внедрением системы «Платон», могут повлиять на повышение уровня инфляции в 2016 году, отметил глава Сбербанка. Герман Греф выступил на съезде «Опоры России» с пессимистическим прогнозом о вкладе системы «Платон» в экономику страны.
Греф обратил внимание, что запуск системы оказал серьёзное влияние на логистику. «Последний сбой, который мы с вами видим, – это введение платных дорог. У меня возникают сомнения, нужно ли было это делать. С самого первого шага были очевидны ошибки в проектном управлении», – подчеркнул глава Сбербанка.
Согласно его оценкам, в 2016 году вклад в инфляцию системы взимания платы за проезд грузовиков составит 1,5%. Однако негативные тенденции могут проявиться на ассортименте товаров в магазинах и на ценах уже накануне Нового года.
* Материал «Платон» расправил плечи» опубликован в газете «Русский Запад» от 25 ноября 2015 года на странице 11.