С водкой снова что-то не так, а пиво лопается на морозе

15.01.2016 15:00
   


В мелких торговых точках введение ЕГАИС натыкается на финансовый барьер - хлопотно, дорого.

О тотальном ЕГАИСе для всего алкогольного рынка России Росалкогольрегулирование говорило ещё в 2012 году. Единой государственной автоматизированной информационной системой учёта объёма производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС) планировалось охватить каждую щель, из которой только можно продать бутылку горячительного. Замысел, по существу, верный – нелегальный рынок был, есть (и будет) одной из самых больших головных болей российского государства.

Система должна была стать GPS-ом для каждой бутылки. Движению алкогольной продукции от производителя или импортёра к оптовому поставщику, от него в розницу, а оттуда – потребителю, как задумывалось, надлежало подпасть под всеобъемлющий контроль надзорных органов. Прежде всего, самого Росалкогольрегулирования (РАР). Но – снова – что-то пошло не так.

В сегодняшних «Ведомостях» (15.01.2016) сообщают о промахах при подключении оптовиков продовольственной торговли в ЕГАИС. По данным РАР, всё в порядке. 98% оптовиков якобы подключилось и работают. По данным издания, это далеко не так. Ведь розничный сегмент торговли, а это в разы больше по количеству точек подключения к ЕГАИС, чем в опте, должен по закону войти в ЕГАИС только с 1 июля. Разумеется, никто заранее ни к каким системам не подключается (когда можно действовать по старинке, и ничего за это не будет, зачем бежать впереди паровоза?).

«Но вот незадача: внезапно выяснилось, что, не имея доступа к государственной контрольной системе, продавать спиртное из запасов они могут, а закупать новое – нет. Оптовик «не видит» такого розничного клиента в ЕГАИС и, как следствие, не может легально отгрузить ни бутылки», - отмечает Мария Кунгле.

Теперь о сбоях. РАР утверждает, что сбоев нет. А оптовики (кто бы мог подумать) говорят, что сбоев не сосчитать. У кого-то вышли из строя сканеры, кто-то мучается с программой внесения товарных остатков в базу. В некоторых случаях всю партию спиртного надо за свой счёт вывозить обратно в пункт приобретения. «Ведомости» пишут о том, что часть алкоголя у иных оптовиков «полопалась на морозе». Чай не май месяц.

В маленькие города России, про которые молва говорит, что там и пьют побольше (утверждение спорное), но праздники-то всё равно отмечают, ЕГАИС свалился как снег на голову. Подключиться к нему и дорого, и хлопотно, и непонятно как. Неудивительно, что кое-кто соскакивает на контрафакт. Этого не может позволить себе оптовая торговля. Но кому до этого дело?!

На Дальнем Востоке, по данным «Амурской правды», вообще катастрофа.

«В этом году мы остались без новогодних каникул и ближайшую неделю вряд ли начнём поставлять алкогольную продукцию в торговые точки. Люди работают почти круглосуточно: каждую бутылку алкоголя вручную вносим в систему, а у нас объемы реализации исчисляются тысячами», — рассказал глава одной из оптовых компаний в Амурской области изданию.
Резервы веселящей воды тают по всем амурским весям. Во что выльется принудительная трезвость, сказать сложно. В любом случае, к недопоступлению налогов из-за снижения легальных продаж. А кому надо выпить, тот всё равно найдёт куда приложиться.

На Алтае оптовики уже объявили, что не отгрузят ни капли в розничные сети до 18 января 2016 года. Как сообщает «Алтапресс.ру», «оптовики занимаются сбором данных о своем ассортименте спиртного, чтобы внести эту информацию в систему».

РБК описывает ситуацию в Иркутской области.

«Вчера направил несколько машин в магазины, которые успели зарегистрироваться [в ЕГАИС], — рассказывает ведущему российскому порталу предприниматель из Иркутска. — Розница не может подтвердить мне факт поставки, так как система её не подтверждает. Оператор техподдержки ЕГАИС сказал, что время ожидания подтверждения может составить до трех суток. Машины остались ночевать, так как товар не принят, а у нас на улице — минус 30 градусов! Утром открыли груз: пиво все полопалось — 100 ящиков в одной машине, 150 — в другой, вино и шампанское тоже. Сейчас подсчитываю ущерб. Магазины до сих пор не приняли товар и отказываются сгружать его к себе на склад, потому что считают, что он контрафактный, если его не подтверждает система».

Оптовый поставщик в Московской области, не желающий звучать под своей фамилией, рассказал РБК, что оформил поставки задним числом (31 декабря 2015 года), когда ещё не надо было фиксировать каждую отгрузку в ЕГАИС. По его опыту, часть магазинов просто платит поставщикам наличными – значит, товар проскакивает мимо ЕГАИС.

Не зафиксированная в системе отгрузка товара ведёт автоматически к штрафу. А ЕГАИС работает не так, как говорит РАР, утверждает РБК. «Оптовик со своей стороны вводит информацию об отгрузке нам продукции со склада в УТМ (универсальный транспортный модуль, часть ЕГАИС. — РБК), машина с алкоголем отправляется по нашему адресу. Однако почти в половине случаев при прибытии машины к нам оптовик не может разгрузиться — информация, введенная в модуль, не отражается в системе, - рассказал порталу другой оптовик. - Абсолютно непонятно, что делать в этой ситуации: ни оптовик, ни мы не хотим брать на себя риски — ведь если принять товар, отгрузка которого не зафиксирована в системе, это может быть расценено как нарушение закона с последующими штрафными санкциями вплоть до приостановки лицензии».

Есть и другие точки зрения.
Например, в РАР убеждены, что ЕГАИС «работает в рабочем режиме, мощность серверов абсолютно достаточна для обработки информации, поступающей от участников рынка».

По словам представителя РАР, в ЕГАИС зарегистрировано уже 1410 оптовых компаний — 88,5% от общего числа. К системе, по состоянию на 31 декабря 2015 года, подключилось меньше половины всех организаций — 103 тысячи.

По данным РАР (информация РБК), на конец 2015 года в России работало 362 лицензированных производителя алкоголя (это число не включает пивзаводы, которым производственная лицензия не требуется), 1594 оптовика (кроме продавцов пива — их, по данным «Опоры России», более 5 тыс.), около 250 тыс. розничных магазинов с лицензией на продажу алкоголя.

(с) Информационное агентство Русский Запад.