Типичный Калининград: Киевская

02.05.2016 19:00
   


"Тоннели" на улице Киевской в Калининграде.
Опубликовано в газете "Русский Запад" 27 апреля 2016 года

Киевская улица для бывшего Балтрайона – как Невский проспект в Санкт-Петербурге, не хватает лишь водного канала. Его заменяют лужи, заливающие тротуары и дороги в сильный дождь

Улица Киевская начинается от проспекта Калинина, там, где кончается Ленинский проспект. Дальше она ныряет под железнодорожные пути. В среде водителей это место иногда называют «тоннели». Стены «тоннелей» обильно покрыты граффити из истории жизни и жителей города. Киевская идёт мимо трамвайно-троллейбусного парка (нынче – штаб-квартира «Калининград-ГорТранса») на подъём в гору к железнодорожному мосту. А заканчивается Киевская у парка «Балтийского», у которого городская власть почему-то отняла имя Юрия Алексеевича Гагарина.

Жизнь улицы тесно связана с железной дорогой: здесь – головной офис Калининградской железной дороги, есть остановочный пункт Киевская, с которого можно быстро и без пробок по утрам добраться как до Северного вокзала, так и до Мамоново, есть музей железной дороги и ведомственное жильё сотрудников дороги. Многие жители Киевской до сих пор трудятся на станции и ближайших к ней объектах.

Протяженность улицы – 3,5 км. Пройти пешком ее можно за 45 – 50 минут, на велосипеде в благоприятную погоду – за 20 – 25 минут, а вот на автомобиле... как повезёт. Киевская – самая загруженная транспортом улица района. Чаще всего пробки начинаются у железнодорожного моста и уходят далеко вглубь района. В час пик здесь можно потерять от получаса до двух. Как «повезёт»...

Улица обсажена деревьями, но на качество воздуха они, понятно, повлиять не могут. Из-за тотальной автомобилизации. Про шумовую загрязнённость даже говорить не хочется – гул дороги слышен повсеместно. Сложнее всего здесь приходится тем, чьи окна выходят на станцию, – грохот составов слышен круглые сутки. Некоторые старожилы настолько привыкли к ночной работе станции Калининград-Сортировочный, пути которой и пересекает Киевская, что иногда не могут заснуть, если не слышат отчаянного визга металла, сопровождающего сортировку составов.

Транспорт

Добраться на Киевскую общественным транспортом можно, но в часы пик сложно по ней проехать. Сюда ходят автобусы №№5, 7, 17, 36, 37, маршрутки №№62, 72, 89. Полностью улицу проходят всего лишь два автобуса – №10 и №49. После 22 часов добраться на Киевскую бывает весьма проблематично.

А вот с утра многие жители Киевской предпочитают не ждать автобус или маршрутку, а идти через железнодорожный мост пешком до Южного вокзала – так надёжнее. Многие, у кого есть возможность, стараются перенести свои дела на послеобеденное время. Когда-то на Киевскую ходил трамвай, теперь же полотно просто обрывается на Камской. Запустят ли трамвайные маршруты вновь – вопрос скорее риторический.

Хорошо хоть, что запустили рельсобус. От «о. п. Киевская» он за 11 минут доносит пассажиров до Северного вокзала. Но и до него надо сначала добраться. Не всем удобно, не все знают. Не всем нужен Северный вокзал.

Велодорожки

Несмотря на отсутствие велодорожек и парковок, велодвижение на Киевской стремительно растёт. На велосипеде здесь можно встретить как спешащего по делам работягу, так и неторопливого пенсионера. Многие мчатся в одном ряду с автомобилями там, где это позволяет ширина дороги. Часть тротуаров, судя по их ширине, можно было вполне оборудовать под велодорожку, предварительно подлатав их покрытие. Таким образом, велодвижение стало бы более безопасным и доступным для многих велосипедистов, особенно несовершеннолетних. В целом, состояние тротуаров на Киевской можно оценить как удовлетворительное, однако на протяжении всей улицы нет ни одного цивилизованного съезда и заезда на тротуар ни для мамочек с детьми, ни для лиц с ограниченными возможностями. Проехать Киевскую, чтобы хотя бы раз не спуститься с велосипеда, невозможно – иной бордюр не перепрыгнуть даже, имея особую сноровку.

Шашлыки у озера

Культурная жизнь на Киевской сосредоточена в основном у кинотеатра «Киноленд» (бывшая «Родина») и ближайшего Дома культуры «Янтарь» на улице Судостроительной. Здесь бывшее кольцо трамвая – рельсы ещё лежат – образует уютное свободное пространство: мини-центр притяжения для Московского района, место пересечения транспортных путей и интересов жителей.

– На улице есть где прогуляться, даже поиграть с ребёнком, – рассказывает молодая мама Анастасия, которую корреспондент «Русского Запада» встретила в парке. – Многие гуляют с малышами на новой площадке в «Балтийском» парке, которая когда-то была платной, иногда играем ближе к дому – на площадке у Киевского сквера. Но взрослым здесь развлечься абсолютно негде. Когда становится теплее, многие едут жарить шашлыки на Зимнее или Летнее озеро. Это, пожалуй, единственное и самое популярное времяпрепровождение жителей района. Было бы неплохо такую площадку сделать и в «Балтийском» парке – места здесь много, а благоустройства никакого.

Сейчас в «Балтийском» парке хорошо развиты только две зоны: детская игровая и площадка для выгула и тренировки собак, построенная осенью 2015 года. Озеро, которое когда-то было Меккой для местных рыбаков, сейчас заболочено и захламлено автомобильными шинами. Запах воды оставляет желать лучшего, берег увяз в мусоре и трухе. Если расчистить территорию, то в парке вполне можно было бы сделать облагороженный пивной сад или просто летнее кафе. На данный момент в парке нет ни одной точки общепита. По близости только несколько продуктовых магазинов и Балтийский рынок.

Может быть, и правильно, что городские власти лишили «Балтийский» парк прежнего наименования – в честь первого космонавта планеты Юрия Алексеевича Гагарина. Недостойно это место его имени.

Благоустройство

Часть старых немецких многоквартирных домов на Киевской попала в программу
капремонта. На домах появились информационные вывески о том, когда начнётся и закончится ремонт, кто ответственный за выполнение и прием конечного результата. Однако дом, который должны были начать реставрировать ещё 1 апреля, на момент контроля «Русским Западом» стоит даже без строительных лесов, в то время как срок сдачи объекта назначен на 9 мая. Когда же подрядчики собираются приступить к выполнению своих обязанностей?

Часть фасадов на улице уже обновлена. Если освежить все дома в старой части улицы, вполне может получиться неплохой маршрут для неспешной туристической прогулки.

Безопасность

Раньше Киевская считалась одной из самых шумных и криминальных улиц района. Ещё энное число лет назад гулять здесь в тёмное время суток было мероприятием крайне отчаянным, однако полиция всё больше усиливает своё присутствие. Вероятно, играют свою роль и регулярные патрули, в составе которых нередко шествуют по шесть сотрудников, усиленные грозной овчаркой (в наморднике).

Конечно, здесь по-прежнему сохранились неспокойные дворы и вечерами, случается, гудит молодёжь, но количество пьяных драк и потасовок в публичной среде сократилось.

Инфраструктура

На улице есть несколько рынков – официальный Балтийский и мини-рынок у бывшей «Родины», организованный силами местных пенсионеров и старьёвщиков. На импровизированных лотках можно найти старые книги, предметы быта, открытки, значки, вязаную одежду и то, что выросло на огороде или дачном участке. Очень много пенсионеров продают цветы и домашние закрутки (консервы). Покупателей хватает.

На Киевской специальный корреспондент «Русского Запада» не заметила ни одной «автопалатки» с польскими продуктами. Видимо, это территория не пользуется популярностью среди мелких предпринимателей. А может, просто день был такой.

Общепит

На всю Киевскую бросаются в глаза только два кафе – одно в отеле «Берлин», другое – на втором этаже в «Киноленде». Пусть это и не центр города, но хотя бы одно массовое «питательное» заведение здесь просто обязано быть! Не каждый сумеет дойти до Балтийского рынка.

Понарт-Кирха

Самым красивым зданием на Киевской можно по праву называть бывшую кирху Понарт, построенную в 1896 году. В довоенное время кирха принадлежала лютеранской общине города Кёнигсберга. Теперь в ней расположился храм Рождества Пресвятой Богородицы Русской православной церкви.

После войны здание святыни пустовало, а в 70-е здесь открыли спортзал «Шторм». В 1992 году здание передали РПЦ. Год спустя в храме соорудили звонницу на 12 колоколов. В 1996 – 1997 годах здание капитально отремонтировали: сменили полы и облагородили территорию вокруг. В трапезной кирхи работала подстанция скорой помощи Балтийского района, но позднее администрация города перевела скорую помощь на улицу Летнюю, а дом передала приходу. Там был проведён ремонт и организована библиотека.

В любом случае сюда стоит прийти, чтобы насладиться красотой архитектуры и убранства. Храм вполне мог бы стать частью туристического маршрута улицы или района.

Софья СИНЕНКО

http://ruwest.ru/archive/56705/.