Генплан в никуда

25.05.2016 16:00
   


С улицы Горького трамвай ушёл и обратно не вернётся. А пробки останутся.

Главный документ градостроительного планирования по-прежнему содержит больше вопросов, чем ответов: развитие городской железной дороги и трамвайных линий – под большим вопросом 



На 3 июня 2016 года администрация Калининграда назначила обсуждение Генерального плана областного центра до 2035 года (начало в 18:00). Публичные слушания должны подвести итог под годовой серией дискуссий о будущем города.

К генеральной разборке в Доме искусств мэрия подготовилась основательно. На 272 страницах формата А3 (размер газеты «Русский Запад») впервые на бумаге напечатаны материалы Генерального плана, включая цветные карты. До этого она была доступна горожанам только в Интернете и на стендах – на десятках мероприятий «по обсуждению Генплана». Тираж выпуска – 500 экземпляров – позволит ознакомиться с документами только избранным. «Русский Запад» прочёл все 272 страницы.

Транспортный вопрос

Сразу скажем: нет смысла дискутировать о планах водоотведения, газо-, водо- и иного снабжения. Эти разделы готовились узкими специалистами, а не градостроителями, которые просто вписали доведённые до них данные в типовые схемы. Самая сложная задача, которая стояла перед проектировщиками Генплана, ООО «Научно-проектировочной организацией «Южный градостроительный центр», решить пресловутый транспортный вопрос.

Чем больше населения в городе, тем сложнее перемещения из точки А в точку Б. Кому, как не калининградцам, лучше всего об этом знать? Сумели ли проектировщики предложить решения, которые лучше ответят на вопрос о транспортном будущем города? Лучший ответ даст время. Но уже сейчас можно попытаться оценить, сработает ли их транспортная схема.

Нужен цирк

Сделаем небольшое отступление. Надо сразу извинить и городские власти, и подневольных им проектировщиков. Они не в состоянии пустить мысль в свободный полёт, будучи закованные со всех сторон нормативами, утверждёнными то ли в последние годы советской власти, то ли в первые – российской. По ним, например, город срочно нуждается… в как минимум одном цирке. Без цирка дальше никак. По тем же нормативам, городу необходимы «клубы» на 80 тысяч посетителей и «помещения для культурно-массовой работы, досуга и любительской деятельности» (так в документах) ещё на 30 тысяч посетителей. Эти древними нормативами, сделанными в доинтернетовские времена, устанавливается в том числе и количество музеев. В Калининграде, например, недостаёт целых 12 музеев. Кровь из носу, их надо откуда-то достать. Все эти нормативы ковались в суровую пору перфорационных карт (кто-нибудь ещё помнит, что это такое?), строгого учёта печатных машинок и «поквартирных обходов». Примерно из той же серии и установленная (и широко тиражируемая нынешними коммунальными политиками) «потребность в новых школах в Калининграде» в количестве 23 на ближайшие 20 лет. При этом сами проектировщики Генплана высказывают мысль о том, что простое воспроизводство населения будет проблематичным – рождаемость будет намного ниже смертности. И единственная надежда (на заполнение новых школ учениками) – постоянный миграционный приток. В существующих школах Калининграда, в большинстве своём, нет дефицита в местах, за исключением 8 – 10 самых популярных. Но надо, значит, надо. В Генплане срочно изыскиваются места под «23 новые школы».

Для чего всё это написано? Чтобы читатель смог лучше понять, исходя из каких постулатов проектируется та же транспортная схема Калининграда. Это, как правило, замшелые нормативы, смесь из эмпирических познаний и «передового зарубежного опыта» наряду, разумеется, с безупречными научными исследованиями. В последние 12 месяцев к ним добавились обсуждения Генерального плана, устроенные администрацией Калининграда. Сводились они, за редким исключением, к беседам «со всеми желающими». Одними из самых активных участников были члены дачных и садоводческих товариществ, движимые, как правило, персональным интересом: «А не пройдёт ли новая дорога по моему участку?»

2016-05-25 45.jpg

Схема предлагаемой организации движения в центральной части Калининграда. Площадь Победы перестаёт быть транзитной для большинства потоков. Но где тогда альтернатива? На схеме её не усматривается.

11 транспортно-пересадочных узлов

Где пройдут новые дороги? На самом деле этот вопрос должен бы беспокоить гораздо большее количество горожан, чем сейчас. В предлагаемом «Южным градостроительным центром» варианте решения транспортной проблемы прослеживается попытка решить вопрос масштабным строительством новых мостов, виадуков и путепроводов. Обоснования их появления в том или ином месте зачастую нет или оно настолько неожиданное, что невольно задаёшься вопросом: был ли проектировщик в Калининграде?

Основой нового транспортного каркаса для пассажирских перевозок по Генплану-2035 должны стать транспортно-пересадочные узлы (ТПУ), которые должны «позволить произвести быструю и комфортную пересадку с одного вида транспорта на другой, оставив при этом личный автомобиль или велосипед на перехватывающей парковке». ТПУ должно быть 11: 6 – в северной и 5 –
в южной части Калининграда.

Идея замечательная. Но места, где авторской мыслью должны появиться ТПУ, с трудом поддаются логике. Только два из них не вызывают сомнения, поскольку таковыми уже и являются – это Южный и Северный вокзалы. С остальными – проблема.

ТПУ «Юго-Запад» должен встать на пересечении железной дороги мамоновского направления с окружной дорогой. Зачем он там, одному Богу известно. Это чистое поле, без намёков на появление каких-либо обширных жилых микрорайонов. Кому придёт в голову доезжать до окружной и «бросать» там автомобиль, сказать трудно.

Эпицентр пешеход переход светофор 56.JPG
Пешеходный переход на улице Горького. Как вы думаете, в Генеральном плане Калининграда здесь планируется устройство подземного пешеходного перехода? Угадали! Не планируется вообще.

ТПУ у строящегося стадиона на острове Октябрьском – решение вынужденное (спущенное сверху), поскольку туда гонится Восточная эстакада, будущая магистраль, которая должна через два рукава Преголи связать Московский проспект, улицы Дзержинского и Молодой Гвардии, попутно обеспечив доступ к самому стадиону.

Ещё семь ТПУ планируются: 1) в районе теперь уже де факто бывшего аэродрома Девау; 2) у Московского рынка на улице Дзержинского; 3) в чистом поле на пересечении железной дороги с улицей Энергетиков на фоне ТЭЦ-2; 4) в районе путепровода у улицы Брусничной; 5) в районе путепровода на улице Александра Невского у пересечения с 4-й Большой Окружной; 6) в месте, где сходятся железная дорога на Светлогорск и Советский проспект – тоже в чистом поле; 7) у пересечения улицы Генерала Челнокова и 2-й Большой Окружной.

Зачем и для чего людям из автомобилей высаживаться в ТПУ, которые связаны с железной дорогой, идущей дальше в центр Калининграда? На этот вопрос ответа в документах нет.

Виадук из Балтрайона

Но давайте посмотрим, какие решения предлагаются для выхода из пробок. Надо сразу заметить, что фундаментальный подход не вызывает особых возражений – развивать рельсовый транспорт (городскую железную дорогу, трамвай), велосипедные дорожки и создавать благоприятную пешеходную среду в центре города, «выдавливая» оттуда автомобили.

В Московском (бывшем Балтрайоне) районе ставка делается на строительство ещё одного моста-путепровода над железнодорожными путями в районе станции Сортировочная. По нему должны пойти... трамваи и автобусы. Только теперь с Киевской они должны свернуть на улицу Инженерную и дальше, пройдя 200 метров по Батальной вдоль частично засыпанного Зимнего озера у Центральной городской клинической больницы, свернуть на улицу Генерала Толстикова. Последнюю ещё предстоит построить.

граффити Ира люблю улица Киевская мост 78.jpg
Путепровод - мост через железнодорожные пути на улице Киевской. Рядом планируют строить ещё один мост. Кто-нибудь в это поверит?

Сейчас на ней только дома и ведомственная поликлиника, а планируются дорожное полотно в виде четырёхполосной магистрали и трамвайные рельсы. Но и это ещё не всё. На Киевской у той же Сортировочной должен быть возведён виадук-путепровод для автомобильного движения вдоль нынешнего 2-го Трамвайного переулка. Дальше виадук  должен пронестись под острым углом над железнодорожными путями, началом улицы Суворова, в 10 метрах от 4-этажного дома, и влиться в улицу Железнодорожную. Всё это движение далее переходит в новый мост через Преголю рядом с двухъярусным. А потом попадает на пересечение Московского проспекта с улицей Генерала Буткова. Вопросов возникает много. И первый из них: а деньги-то на всё это будут? Понятное дело, что его можно задавать по любому поводу. Но здесь он особый. Ведь в любом движении главный смысл – конечная цель. А какая цель этого безумного виадука? Снова упереться в пробку в центральной части Калининграда?

Демонтаж трамваев

Долю перевозок трамваем проектировщики Генплана планируют увеличить в 6 раз до 2035 года до 88 миллионов пассажиров в год с нынешних 12,2 млн. Городская железная дорога должна перевозить 19,9 млн пассажиров. При этом доля маршруток должна быть всё равно в три раза выше – 61,4 млн пассажиров в год. Как так получается? А очень просто. Помимо, прямо скажем, утопической новой трамвайной ветки от Южного вокзала до улицы Интернациональной по улице Генерала Толстикова ничего масштабного для развития трамвая не планируется.

Ещё одна новая трамвайная линия должна стать ответвлением от улицы Октябрьской через нынешнюю стройплощадку футбольного стадиона к чемпионату мира 2018 года. Далее через мост над Преголей она закончится у Московского рынка. Кого она будет обслуживать, изначально непонятно, когда даже власти говорят, что нельзя «допустить» бездумной жилой застройки вокруг будущего стадиона.

На этом с трамваем – всё. Даже существующие ещё трамвайные пути по улицам Киевской, Суворова и Аллея Смелых планируют демонтировать.

Обычно трамвайные линии прокладывают через спальные районы с большой плотностью населения, чтобы горожанам было удобно быстро и без пробок перенестись в другой район города. Не так – в новом Генплане. Схема развития трамвайной сети до 2035 года – это свидетельство полного проектировочного бессилия. Ни один из быстро развивающихся жилых районов не облагодетельствован рельсовым транспортом – ни восток Московского проспекта, ни улица Гагарина, ни Сельма, ни новый район застройки между посёлком им. А. Космодемьянского и Чкаловском, ни район Юго-Восток. НИЧЕГО! Развитием предложенную перспективную трамвайную схему не назовёшь.

Вместо этого предлагается местами проложить троллейбусные линии. Но это та же ситуация, что сейчас, только вид сбоку. Троллейбус будет стоять в пробке со всеми своими четырёхколёсными собратьями.

Та же плачевная история с городской железной дорогой. Уже к 2025 году она должна (бы) состоять из четырёх линий: Люблино – Северный вокзал, Северный вокзал – ТПУ «Север» (ул. А. Невского), Чкаловск – Юго-Восток (ул. Энергетиков), Южный вокзал – ТПУ «Юго-Запад» (окружная дорога). При этом целые районы остаются без всякой связи с рельсовым транспортом. Хотя только он и способен вывозить людей в часы пик по обособленным линиям.

Объехать площадь Победы

В Генплане прогнозируется дальнейшая автомобилизация населения – до 700 автомобилей на 1000 жителей. Как сделать так, чтобы они не забили все дороги до полной непроходимости? Сейчас площадь Победы служит главным транзитным пунктом чуть ли не для всех поездок с севера на юг и для многих – с запада на восток. Проектировщики Генплана предлагают «мягко выдавить» автомобили отсюда, перекрыв для проезда отрезок Ленинского проспекта от улицы Театральной до улицы Черняховского. Здесь должен пойти только общественный транспорт. Остальным предлагается искать обходные пути. Но в том-то и дело, что никаких новых вариантов не предлагается. Как должны поехать автомобили? Ответа на этот вопрос нет.

Отдельная тема – это два самых главных транспортно-пересадочных узла (ТПУ) у Северного и Южного вокзалов. Ни из схемы, ни из пояснительной записки не видно, как, например, горожане, прибывшие на Северный вокзал, должны покинуть это место в рамках «внутригородского транзита», то есть с пересадкой на другой общественный транспорт. Единственная близкая остановка общественного транспорта – на Советском проспекте. В том же направлении, откуда половина транзитёров и приедет. Вероятно, горожанам предлагают шагать отсюда через два светофора и площадь Победы до остановки на улице Черняховского. Суммарно «транзит» будет составлять до 300 метров. Не слишком комфортно для пожилых людей, например.

ТПУ у Южного вокзала должно расположиться прямо за ним – к югу от главного здания. Между двумя пожарными водоёмами Генпланом отрисована «задерживающая» автостоянка. Один вопрос: а сюда-то как они должны попасть? Даже с учётом реконструкции улицы Киевской им предстоит при всех вариантах минимум 15-минутное стояние на пути от улицы Инженерной (около 700 метров). Ведь другого варианта не предлагается.

Ещё один напрашивающийся вопрос: район выхода второго эстакадного моста к проспекту Калинина и пересечение Аллеи Смелых и улицы Дзержинского. Убирая с Аллеи Смелых трамвай, планировщики, видимо, полагают, что избавляются от всех бед. При этом на вторую эстакаду возлагаются гигантские надежды – ведь она должна также вывозить людей со стадиона на юг. Её узкое место – съезд к улице Октябрьской – проектировщикам Генплана, очевидно, неведом. Продолжать вторую эстакаду дальше на юг через парк Южный, как это планировалось самым первым проектом, никто не собирается. Об этом «Русский Запад» официально уведомила администрация Калининграда. Мол, нельзя же строить через парк.

В совершенном транспортном тумане остаётся судьба жителей разрастающейся Сельмы. Бодрый вывод проектировщиков: со всем справятся улица Горького и улица Гайдара через построенный путепровод над железнодорожными путями. При этом уже сейчас выезд на Советский проспект к центру проблематичен даже не в часы пик. Здесь, судя по карте развития магистралей, ничего и не планируется – ни двухуровневая развязка, ни даже кольцевое движение. Куда денется поток, идущий с Советского проспекта? Разработчик даёт на этот вопрос интересный ответ: начиная от улицы Кирова Советский проспект должен стать односторонним в направлении к центру. А улица Брамса должна стать односторонней в направлении от проспекта Мира к Советскому проспекту, продолжаясь далее улицей Нарвской – тоже односторонней.

Любопытное новое пересечение должно возникнуть в продолжение улицы Юношеской за прокуратурой области. Тут улица должна влиться в улицу Ракитную (уже одностороннюю). Можно только представить себе будущие пробки в районе Центрального рынка при таком развитии событий.

улица Брамса эвакуация автомобиля 050.JPG
Улица Брамса должна стать односторонней. Направление движения: от проспекта Мира к Советскому проспекту.

Пешеходный переход для зверей

Даже со строительством пешеходных переходов может выйти полный конфуз. Первоочередными предлагаются следующие объекты: подземный переход на площади Василевского и надземный над Московским проспектом от улицы Зарайской до набережной Генерала Карбышева (дань ЧМ-2018 по футболу). Два оставшихся не поддаются никакой логике: это подземные пешеходные переходы под железнодорожными путями длиной по 100 метров в районе предполагаемых ТПУ «Северо-Запад» и «Северный». Первыми пользователями переходов станут, вероятно, дикие звери из ближайших рощ и перелесков, потому что найти там людей для их использования будет в ближайшие два года проблематично.

У площади Победы, там, где сейчас максимальный пешеходный поток, проектировщики планируют чуть ли не магистральное пешеходное движение, но почему-то забывают о такой «мелочи»,  как подземный (или надземный?) пешеходный переход на пересечении улицы Черняховского и Ленинского проспекта. А именно через этот перекрёсток идёт самый большой поток пешеходов.

Второй по напряжённости пешеходный переход – между торговыми центрами «Акрополь» и «Эпицентр» на улице Горького. Но и там, по Генплану, никакой пешеходный переход не планируется. Верно обозначить такую ситуацию можно только двумя словами – стыд и скандал!

Водный транспорт?

Но по-настоящему понимаешь, как далеко может зайти безудержная фантазия, только дойдя до раздела «Водный транспорт». В Калининграде предлагают создать три линии с 29 причалами. На полном серьёзе планируется движение от посёлка Прибрежного до, например, стадиона на острове Октябрьском, или от посёлка Прегольского до двухъярусного моста. Стоило ли тратить время и усилия, когда сами проектировщики понимают, что зимой нередко случается лёд?

Что делать с таким Генпланом? Вероятно, с ним произойдёт та же история, что и с предыдущим, выполненным всего лишь на 20%.

Только на мосты и путепроводы, по самым скромным подсчётам, до 2035 года, чтобы осуществить задуманное, необходимо запланировать не менее 20 миллиардов рублей. Это ещё без учёта того вклада, который и так должен быть сделан при подготовке к ЧМ-2018. Но если такие деньги всерьёз планируются, то почему бы не сосредоточиться на главном? Например, только на нормальном скоростном трамвае? Если счёт пошёл на миллиарды, то не лучше ли подумать об освоении надземного и подземного пространства для создания обособленных скоростных рельсовых линий? В том виде, в каком сейчас представлен главный документ градостроительного планирования, это путь в никуда – масло, размазанное таким тонким слоем, что его наличие на хлебе даже не почувствуется.

А вот пробки никуда не денутся. 
Весь выпуск газеты "Русский Запад" от 25 мая 2016 года.