Зачем нам полоса?

31.08.2016 12:00
   


Аэропорт Храброво: планы удлинения взлётно-посадочной полосы откладываются?! Фото: Борис Регистер.

На последнем совещании правительства Калининградской области было объявлено, что работы по удлинению взлётно-посадочной полосы вряд ли удастся завершить до ЧМ-2018. Об этом сообщил врио премьера областного правительства Антон Алиханов.

 

– Никто и не скрывает, что есть отставание. Я не уполномочен говорить, возможно ли всё сделать к 2018 году. Но, чисто по обывательским впечатлениям, это будет трудно. Но длина полосы – не самое важное. Необходимо концентрироваться на других вещах, – сказал Антон Алиханов (цитата: kgd.ru).

Антон Алиханов 45.jpg
Врио председателя правительства Калининградской области Антон Алиханов.

Самое главное, что настораживает в высказываниях представителя власти, - его дальнейший комментарий, что в первую очередь нужно сделать акцент на рулёжных дорожках и перронах для самолетов. По словам уже практически второго чиновника области, неспособность аэропорта принимать самые крупные воздушные суда не отразится на проведении чемпионата. Все вопросы с реконструкцией аэровокзального комплекса, как заверил врио премьер-министра региона, должны быть завершены к 2018 году.

Что необычного в данном высказывании? Дело в том, что, как сказал Антон Алиханов, по его мнению, вопрос не во взлётно-посадочной полосе, а в тех «вторичных» компонентах, что нужно достраивать в зоне аэропорта. С одной стороны, человеку, который, может, и хорошо разбирается в экономике это и не главное, но любой специалист, который связан с авиацией и знает, что такое безопасность полётов, никогда не согласится с подобным утверждением.

У меня, как у человека, который, может, и не связан с экономикой, но наверняка больше знающий о работе гражданской авиации сразу же возник вопрос к экономисту: а как Антон Алиханов не видит той самой экономической выгоды, которая складывается именно и благодаря наличию современного аэропорта, способного принимать именно самые большие и современные лайнеры? Ведь это именно и есть экономическая выгода для региона!

Дело в том, что удлинение полосы было задумано не только для улучшения возможностей аэропорта, но и увеличения его загрузки. И последний факт именно связан с увеличением протяжённости взлётно-посадочной полосы, а вовсе не рулёжек и реконструкции перронов. Приём широкофюзеляжных самолетов из тех стран, которые захотят или предложат свои борты для полётов болельщиков в Калининград, возможен только при достаточной длине взлётно-посадочной полосы.

Они вовсе не согласятся с тем мнением, что им достаточна длина обычного лайнера среднемагистрального типа. Это слишком опасно для подобных самолётов. Именно поэтому они будут вынуждены «сбрасывать» своих пассажиров в любом ближайшем аэропорту региона, а это именно потери бюджетов в Калининградской области. В связи с этим говорить о том, что взлётно-посадочная полоса это всего лишь наименьшая проблема аэропорта, означает ничего не понимать в воздушном сообщении – не понимать той экономической выгоды, что предоставляет именно эта возможность!

Для примера: каждый лайнер Airbus A380 может одновременно перенести с одного континента на другой не меньше 550 пассажиров, которые могли бы приземлиться именно на калининградской земле. Это не просто валюта в бюджет региона, но и инвестиции в туристическую отрасль и возможность заселить этими самыми пассажирами большее количество отелей. Но вот проблема, для взлёта и посадки такого лайнера нужна полоса не меньше 3,5 км.

Что получит область от ЧМ-2018? 

Вот пример сегодняшнего дня. На том же оперативном совещании правительства области министр по туризму гордо заявил, что в этом году Калининградскую область посетило более миллиона туристов, 13% из которых — иностранные граждане.

По словам Андрея Ермака, наш регион постоянно занимает лидирующие позиции во многих рейтингах по развитию туристической отрасли. Жалко, что господин Ермак в буквальном смысле ничего не сказал о тех главных выгодах, из-за чего вообще в каждой стране делается всё для развития туризма, и главное - той экономической выгоды, что получает город, область, регион.

Андрей Ермак 45.JPG
Врио министра по туризму в Калининградской области Андрей Ермак. Фотография из архива.

Увы, мне сейчас очень трудно сказать какую экономическую выгоду даст региону тот один миллион посетителей-туристов, но главное, что они не только оставляют в Калининграде свои сбережения, но и создают рабочие места для наших граждан, которые на сегодняшний день, увы, не избалованы вниманием со стороны собственного государства. При этом и для тех, кто совсем и ничего не знает о туризме скажу, что туристическая отрасль – это не только гиды или отели, но и рестораны, сувениры, транспорт и ещё множество различных косвенных факторов, которые работают в этом направлении. Любой рубль, оставленный в этом сегменте экономики, в любом случае оборачивается налогами, а значит, так или иначе, возвращается в оборот области. И об этом прекрасно знает врио премьера Антон Алиханов.

А теперь немного о том, что может действительно не знать чиновник. Авиация – это очень дорогой и быстро меняющийся процесс экономических и главное, технологических возможностей, которые могут придать импульс развития нашему региону.

Да, сегодня мы все уже смирились с тем, что Калининградская область получит минимальные «барыши» от участия в ЧМ-2018. Напомню, что поначалу планировалось реконструировать и произвести в рамках проведения чемпионата ремонт фасадов на центральных улицах Калининграда и районных центров. Планировали поменять инфраструктуру, построить дороги в тех местах, где они уже семьдесят лет всё те же двухполосные, оставленные нам в наследство от немецкой Восточной Пруссии. Да, мало ли ещё планировалось в рамках чемпионата?!

Но, по сути, все большие преобразования свелись лишь к нескольким узловым точкам области, которые должны отвечать не просто стандартам современного качества, но и особым запросам ФИФА и ИКАО.

В первом случае на острове Октябрьский строится «с нуля» футбольный стадион на 35 тысяч зрителей. Второе – это строительство и реконструкция «в одном флаконе» старо-нового аэропорта «Храброво». Сказать о том, что и как будет с последним, я и вовсе пока воздержусь. Во время своего визита в наш регион другой вице-премьер, но федеральный - Игорь Шувалов не просто совершил свой молниеносный бросок-посещение Калининградской области, но и в одночасье передал права на аэропорт новому хозяину, пообещав практически уже всем, что отныне никто не будет знать никаких проблем со строительством аэропорта, а его пропускная мощность составит...

А вот тут уже я вынужден сделать паузу, чтобы не разглагольствовать о том, что никак не могут сделать даже наши чиновники высшего звена. Получается, либо наши чиновники-премьеры сами уже ничего не могут сделать с девятимесячным отставанием в строительстве как взлётно-посадочной полосы аэродрома, так и всего аэровокзального комплекса. С другой стороны, не могут ориентировать саму Калининградскую область: что ей в итоге ожидать и к чему готовиться в рамках всё того же ЧМ-2018?

Мне, например, очень трудно представить, что Антон Алиханов не имеет понятия, что такое современный аэропорт и его возможности. Как я говорил, это не только возможность принимать большее количество туристов, но и всё те же новые рабочие места. С другой стороны, развитие аэропорта создаёт новые перспективы и для транзитных полётов, за которые аэропорт и сама область получают в итоге налоги и отчисления. К примеру, даже тот лайнер, который вовсе не приземляется в «Храброво», но пользуется его воздушным пространством – всё равно платит за пролёт над нашей территорией.

Но на минуту я готов забыть свои же слова и подумать, что врио премьера ничего не понимает в авиации, загрузке лайнеров, транзитных пассажирах, чартерах аэронавигационном обслуживании и прочем, прочем, прочем. Увы и да, всего этого обычный человек не знает, да и как показывает практика не должен знать, ведь у каждого из нас главная цель – это купить билет и в случае надобности просто сесть в свой самолет и улететь в нужном направлении, но...

Но дело в том, что информация, которую «озвучил» Антон Алиханов, говорит либо о том, что нашу область уже начали готовить к самой мысли о сокращении финансирования и усечения тех самых перспектив, на которые нацеливали регион в рамках чемпионата по футболу. Т.е., нам предстоит готовиться к мыли, что во время чемпионата львиную долю за доставку пассажиров заберут не отечественные авиаперевозчики, а наши конкуренты. Объяснить иначе слова врио председателя правительства Калининградской области Антона Алиханова я не могу. Ведь ему по рангу положено понимать именно выгоду от каждого будущего самолета, который приземлится в Калининграде и привезет тех самых иностранных туристов...

Либо?! А что тогда?

Текст: Алексей МИНИН

Фотографии: Борис Регистер, Алексей Шабунин