Северная Гора: рассечённые рельсами

18.10.2016 13:00
   


Школьники ходят по опасным путям ежедневно. Здесь же ходит поезд.

«Синий бугор», или просто «бугор», – так называли Северную Гору юные калининградцы ещё лет 20 назад. Считалось, что этот район включал в себя кварталы в границах Островского, 3‑й и 4‑й Большой Окружной и Краснокаменной. Школьники с соседних территорий говорили: «Без велосипедной цепи на «бугре» делать нечего. Хуже «бугра» только Шпандин».

Кведнау и Ротенштайн

Неофициально бывший район Кёнигсберга Кведнау окрестили Северной Горой почти сразу после войны, вспоминают старожилы. Название произошло от ландшафтной доминанты, большого лесистого холма на выезде из города. Именно на этой высотке скрыта одна из самых крупных крепостей Прибалтики – форт № 3 «Фридрих Вильгельм III». Своё официальное называние Северная Гора получила в 1949 году. Тогда она ограничивалась несколькими кварталами южнее форта № 3. Ещё раньше, до 29 июля 1948 года, эта часть города называлась Гвардейским городком. Район западнее нынешней улицы Невского – бывший Ротенштайн – вообще относился к посёлку Кутузово. Постепенно Северная Гора вобрала в себя жилые массивы по обе стороны крайнего отрезка улицы Невского. Слово «посёлок» применительно к Северной Горе почти не применяется. На новой транспортной схеме Калининграда конечная автобусов № 4 и № 14 называется просто «Северная Гора». При том, что на противоположном пункте 14-­го маршрута указано: «Посёлок Прегольский». По факту так называемый «бугор» остаётся городским посёлком в черте города.

Улица Клары Цеткин в пику своему названия выглядит буржуазно.jpg

Ул. Клары Цеткин впику своему названию выглядит буржуазно. 

Кровавые шпалы

Самая опасная часть Северной Горы сегодня находится в окрестностях форта № 3 и моста на улице Александра Невского. Речь о «дороге­убийце», как её иногда называют местные жители. Частная железнодорожная ветка идёт в нескольких метрах жилья. Всего 500 метров, но с двумя крутыми поворотами. Кроме как через рельсы, к домам не подобраться. Формально ходить по шпалам и пересекать полотно запрещено, таково одно из решений судов, вынесенных при разбирательствах в конфликте между жителями и железной дорогой. Попасть в дом, не нарушив запрет, невозможно. Вертолётов у жителей 4‑й Большой Окружной нет.

Марина Вракина.jpg

Калитка дома Марины Вракиной, председателя территориального общественного самоуправления "Автошкола",

выходит на рельсы, по которым каждый день ездит поезд.

«У наших домов погиб человек, был случай травматизма и два схода вагона, – рассказала «Русскому Западу» Марина Вракина, председатель территориального общественного самоуправления «Автошкола». – Ранним утром в майские праздники около нашего дома сошёл с рельс поезд. Из­под колёсных пар вылетела контрельса. Она перелетела через наш забор и упала у дома. Если бы там был кто­то из нас, он бы погиб. Но смерти здесь тоже были. И тоже из­за железной дороги. В 5‑м доме на нашей улице был пожар. Возгорание произошло на втором этаже. Пожарные не смогли подъехать к дому вовремя. Мешали рельсы. Пока искали подъездной путь, человек в дыму задохнулся. Составы здесь не только ездят, но и стоят. По 15–20 минут, перекрывая проходы к домам. Так было и тем утром, когда один из наших жителей утром возвращался с работы. Состав стоял уже долго. Чтобы попасть к себе домой, мужчина полез под составом. Состав дёрнулся. Колёса отрезали человеку обе ноги».

«Когда ему отрезало ноги, он в шоке подписал документ о том, что сам виноват и претензий ни к кому не имеет», – рассказывает Анжелика Трофимова, живущая в одном из домов.

Уже в 2016 году поезд едва не врезался в её автомобиль.

Удар поезда

«У ворот нашего дома я забрала ребёнка и почему­то заглушила машину, хотя у рельс этого никогда не делаю, – продолжила Анжелика Трофимова. – Увидела, что на меня идёт состав. Машинист уже машет мне. Я в шоке попыталась включить заднюю скорость, не сообразив, что у меня машина заглушена. К тому моменту машинист, как потом объяснил он сам, уже включил экстренное торможение. Удар по автомобилю произошёл уже по инерции. Обошлось вмятиной на корпусе машины и без травм».

Анжелика Трофимова.jpg

Анжелика Трофимова много лет живёт с оглядкой на опасные поезда. 

Её дом у железной дороги. Другого прохода к жилью пока нет. 

«Наш дом ближе всего к железной дороге, у самого её поворота, – рассказывает Галина Михайлова, местная жительница. – Мы только выехали на машине за ворота, проехали рельсы, за машиной несётся поезд. Из­за поворота его просто не видно. Думаю: ничего себе, проскочили. А ведь на этом повороте машинисты практически никогда не снижают скорость».

Галина Михайлова.jpg

Дом Галины Михайловой ближе всего к рельсам частной компании. Поезда ходят в 4 метрах от её жилья.

От вибрации товарных составов в домах идут трещины.

«У нас есть официальные данные экспертизы Роспотребнадзора о превышении предельно допустимых показателей по шуму и  вибрации, – говорит Марина Вракина. – У меня от стены дома до рельсов 7 метров. А в последнем доме № 21 на нашей стороне до полотна всего 4 метра. Представляете, что у них творится, когда идёт состав? Это как будто поезд ездит у вас дома. Переноса этой дороги мы не смогли добиться даже через суд. Обращались и к депутату нашего избирательного округа Сергею Григоренко. Он сказал сразу: «Я этим вопросом заниматься не буду. Это бесперспективно». Неудивительно, ведь он работает в строительстве, как и партнёры эксплуататоров частной железной дороги, ООО «ПЖТ Думпкар».

По дороге домой несовершеннолетние учащиеся ежедневно рискуют жизнью 

По дороге домой несовершеннолетние учащиеся рискуют жизню ежедневно.jpg

Жители 4‑й Большой Окружной пытаются добиться закрытия ветки уже несколько лет. Усилия безрезультатны. Холодные рельсы прошли по судьбам и других жителей Северной Горы.

«Железнодорожные пути без автомобилных переездов рассекли Северную Гору на несколько частей, – говорит Вадим Градов, местный житель. – Действующих переездов почти нет. В основном пешеходные светофоры и перила. То есть нормальных автомобильных выездов из района нет. Исключение – улица Герцена. Получается, район не имеет выездов, но активно застраивается. Дорогу к нам можно сделать с Окружной. Правда, как объяснили городские власти, только за федеральные деньги».

Железная дорога разрезает жилые кварталы Северной горы на несколько частей.jpg

Железная дорога разрезает жилые кварталы Северной горы на несколько частей

«Федеральные деньги». Это словосочетание городские чиновники произносят в любой непонятной ситуации, которая возникает на Северной Горе. Федеральные, значит не муниципальные. Стало быть, город за это платить не станет. Такова неофициальная позиция мэрии по ещё одной проблеме района.

«Живём на канавах»

«Дождевой канализацией и дренажами на Северной Горе всерьёз не занимались с 1945 года, – считает Вадим Градов. – Живём на канавах. Неоднократно обращались к властям. Как сказали чиновники в администрации города, муниципальный бюджет водоотведение не потянет. Тем более по закону этот вопрос находится в федеральном ведении».

Куда уходит канализация из этого пруда никто жители не знают.jpg

Дождевая канализация нарушена по обе стороны от железной дороги и улицы Невского.

«Дождевую канализацию надо делать капитально по всей Северной Горе, – говорит и Елена Калмыкова, председатель территориального общественного самоуправления «Северная гора». – Тех, кто построил особняки с нуля, здесь – единицы. В основном люди нашего района живут ещё в немецких домах. Многие семьи вселились туда в 1946–1948 годах. Доход у них очень мал. Бабушки перебиваются с пенсии до пенсии, с копейки на копейку. Они не могут заказать эти работы. И позволить себе такое не может основная масса нашего населения. Здесь до сих пор много самых обычных пенсионеров и инвалидов. Мы ставили вопрос о финансировании работ по дождевой канализации перед представителями городской власти. Одно время на каждой встрече с населением чиновники из мэрии обещали: «В следующем квартале сделаем дождевую канализацию на вашей половине Северной Горы, а потом на другой». Так обещали, как будто у них деньги на работы уже есть. И с 2005–2006 года всё стоит на том же месте. Движения нет. У меня впечатление, что нас всё время обманывали».

Председатель ТОС Северная гора Елена Калмыкова.jpg

Председатель ТОС "Северная гора" Елена Калмыкова

Каждый пятый выпускник – золотой медалист

Светлым пятном на образе Северной Горы можно считать школу № 8. Дети, которые занимаются там, сегодня непохожи на шпану с «бугра», которой пугали малышню в 1990‑х. Сегодня здесь получают знания 845 детей. Они – надежда Северной Горы на лучшее будущее.

«О преступлениях и правонарушениях со стороны детей мы сейчас даже не говорим, за последний год не зарегистрировано ни одного случая, – рассказывает «Русскому Западу» Любовь Терещенко, директор школы № 8. – В минувшем учебном году 11‑й класс у нас оканчивало 22 человека, из которых четверо – с золотыми медалями. 

Вроде бы четыре золотые медали – это мало. Но если соотнести с количеством выпускников, получается: почти каждый пятый – медалист. 

Сегодня к нам приходят учиться дети наших выпускников. Некоторые дети из этого района с первых классов уходят в другие школы. Ездят даже в лицей № 49, хотя живут по­прежнему здесь. Уходят, а потом возвращаются в нашу школу. Почему? Говорят, было далеко ездить. Но извините, 5–6 лет подряд вы туда ездили… Может быть, причина в чём­то другом?!»

Жизнь школы отражает жизнь района. Здесь, как в семье, заметны любые усилия.

Пока в школе подрастает будущее Северной Горы, её настоящее упирается в автомобильные заторы. Каждое утро на улицах Герцена и Островского выстраивается более трёх километров чадящих очередей. Вереницы автомобилей пытаются выехать в другие районы Калининграда. В свете фар поднимается дым от выхлопов. На промозглых остановках ёжатся пассажиры. В ожидании редких автобусов здесь, наверное, можно состариться и поседеть. Неудивительно, что отмена маршрутного такси № 84 разозлила местных жителей. 6 октября они встретились с Сергеем Мельниковым, председателем комитета городского хозяйства, заместителем главы Калининграда.

Замглавы Калининграда Сергей Мельников справа на встрече с жителями Северной горы.jpg

Заместитель главы Калининграда Сергей Мельников пришёл на встречу с жителями Северной горы 

в надежде на позитивный диалог

«Даёшь 84‑ю маршрутку!»

«С улицы Розы Люксембург на Нарвскую я езжу на такси, потому что автобус № 4 ходит плохо, а 84‑ю маршрутку вообще отменили, – обратилась к заместителю мэра жительница Северной Горы. – В ближайший супермаркет и до детской поликлиники на Горького тоже не доехать. В мэрию об этом я написала уже два письма».

«Давайте посмотрим, как ходит автобус № 4», – предложил заместитель главы Калининграда.

Пробки на выезде с Северной горы результат точечной застройки и блокирования других выездов железной дорогой.jpg

Автобус №4 не может вывезти пассажиров из района, запертого пробками.

«Даже дураку понятно, уважаемый Сергей Викторович, что к вашему приезду подготовились, – возмутилась другая жительница проблемного района. – Даже наши граждане заметили, что к вашему визиту «четвёрки» стали выезжать каждые 10 минут, одна за другой».

Больнее всего новая транспортная сеть ударила по детям. Рикошетом транспортная недоступность «бугра» задевает и тех, кто, живя в ближнем пригороде, пользуется услугами Калининграда.

В пробках на выезде из района стоят все В том числе скорая.jpg

В пробках на выезде из района стоят все. В том числе скорая.

«Въезд из нашего посёлка в Калининград проходит напрямую через Северную Гору, – рассказала жительница посёлка Кутузово Виктория Воронко. – Мы ставили вопрос перед администрацией города: либо забирайте нас к себе, либо определяйтесь с дорогами и транспортом, потому что мы, как жители Гурьевского района, вообще никому не нужны. Наши старики просто сидят дома. На то, чтобы пожилому человеку дойти до Северной Горы, уходит по 40 минут. Чтобы мне добраться с ребёнком до поликлиники на Горького, к которой мы приписаны, нужно 25 минут идти до остановки. Чтобы дождаться автобуса № 4, мне требуется стоять на остановке ещё час. С больным ребёнком!».


«Маршрутное такси № 84 действительно останавливалось у всех важных объектов, – подтвердила Елена Калмыкова, председатель ТОС «Северная Гора». – Благодаря этой маршрутке мы без пересадок попадали на Южный вокзал. Теперь представьте, каково с чемоданами ехать на вокзал на двух­трёх автобусах. До 1 августа мы напрямую попадали в Кафедральный собор, Калининградскую областную филармонию, Дом искусств. Теперь нам предлагают ехать до тех же объектов двумя­тремя автобусами, вдвое дороже по цене и дольше по времени».


По итогам встречи с местными жителями Сергей Мельников пообещал, что решение по 84‑й маршрутке будет принято через 10 дней. То есть к 17 октября 2016 года. Правда, оно может быть и отрицательным, предостерёг заместитель Ярошука.

В таком состоянии сегодня конечная автобусов №4 и №14 "Северная гора"


Даже мэр не может запретить

«Дорог у нас нет, автобус к нам плохо ходит, но у нас на месте банно­прачечного комбината собираются строить 13­этажный дом, – возмущаются местные жители. – А выезд от него куда? Рядом ещё незаселённая 9­этажка, потом введут 13­этажный. Улицы Янтарная, Малая Лесная, Платова, Онежская застраиваются. Только в одном из этих домов, как нам сказали, 129 квартир и 19 офисных помещений. Сколько машин прибавится? И это только в одном доме… Как всем этим людям с Северной Горы выезжать? У нас же район малоэтажной застройки!»

«Если вы спрашиваете меня, нужен ли здесь 13-­этажный дом, то я отвечу: нет, не нужен, – сказал Сергей Мельников. – Но у нас закон такой, что даже мэр не может этого запретить».

Кварталы новых домов на Северной горе скоро будут заселены.jpg

Кварталы новых домов на Северной горе скоро будут заселены, а выездов из них почти нет.

И мэр не запрещает. Северная Гора растёт вверх, превращаясь в загон для автомобилей. Более­менее выезд есть только с улицы Герцена, но там и так все едут. Как следствие – пробки. Есть ли выход?

«У нас есть проект второго заезда на Северную Гору, с выходом на улицу Горького, – рассказал Сергей Мельников. – Проект прошёл экспертизу. Но сегодня в рамках областной инвестиционной программы есть такой же проект по улицам Катина, Ломоносова. Есть аналогичный проект по улице Карташёва. Она является въездной в посёлок им. А. А. Космодемьянского, но там дети ходят в школу по лужам. Если федеральные деньги, как манна небесная, на нас спустятся, конечно, эти проекты будут реализованы. Но в рамках городского бюджета у нас такой возможности сегодня нет».

Парадокс точечной застройки Северной горы.jpg

Очередной парадокс точечной застройки Северной горы. 

Николай Басков и терпеливые крановщицы

Тем, кому на Северной Горе некуда спешить, остаётся только читать. Как ни странно, местная библиотека переживает подъём.

«Крановщицы с «Балткрана» – наши постоянные читатели, – рассказала «Русскому Западу» Татьяна Гошка, директор библиотеки имени А. И. Герцена. – Мы поначалу удивлялись, спрашивали: «Женщины, как же на высоте читаете?» Они рассказали, что в кабинке приходится сидеть весь день. Там есть всё что нужно. Спускаться нельзя, ведь задача может поступить в любой момент. Крановщица ждёт и читает детектив».

Частые гостьи библиотеки имени А. И. Герцена – молодые мамы, которые сидят в декрете. На Северной Горе, как и в остальном Калининграде, бэби­бум, поэтому женщин с малышами в библиотеке обслуживают часто. Ещё одна категория активных читателей – люди, которые следят за новостями.

Гошка.jpg

Татьяна Гошка, директор библиотеки им. А. И. Герцена 

«Благодаря им возникают всплески интереса к разным авторам, – продолжила директор библиотеки. – Спрашиваем, а почему вам нужно именно это? Выясняется, что из Интернета и по телевидению читатели узнают, какой литературой увлекаются известные люди. Как­то Басков в интервью «Комсомолке» признался, что читает Ремарка. Ремарка тут же стали спрашивать у нас в библиотеке. В сентябре глава Калининграда Александр Ярошук рассказал журналистам, что прочитал роман австралийского писателя Грегори Дэвида Робертса «Шантарам». К нам потянулись и за этой книгой. Если люди на окраине так хотят читать, значит, не всё так плохо, как кажется».

Большинство людей на Северной горе живут в старых домах.jpg

© ИА Русский Запад/пс

Опрос
  • Чью молочную продукцию вы предпочитаете?

    vr.jpg

Проголосовало 1565 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты