Таможенный кодекс ЕАЭС: бизнес хочет упрощений, власти боятся злоупотреблений

09.12.2016 19:00
   


Таможенный кодекс ЕАЭС откроет Калининграду новые горизонты, считают в Москве.
30 декабря 2016 года ожидается подписание новых правил внешнеэкономических взаимоотношений России с Белоруссией, Арменией, Казахстаном и Киргизией - Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Президент России Владимир Путин должен подписать новый таможенный кодекс с главами четырёх государств-партнёров.  Об этом во время визита в Калининград сообщила руководитель Центра поддержки внешнеэкономической деятельности и развития регионов Галина Баландина.

"Как бизнес будет жить дальше"

Для Калининградской области Таможенный кодекс ЕАЭС едва ли не важнее, чем для центральных регионов России. Особенно на фоне прекращения переходного периода предыдущей редакции закона об ОЭЗ в Калининградской области. С 1 апреля в западном эксклаве России исчезли таможенные льготы для предприятий-переработчиков. Тех, которые оживляли экономический ландшафт региона. Однако, весной этого года Россия выполнила свои обязательства перед Всемирной торговой организацией. Предприятия региона столкнулись с трудностями в таможенном администрировании и понесли убытки. У бизнеса возникли вопросы, на которую власть не ответила. Именно поэтому один из ведущих федеральных экспертов в этой сфере, Галина Баландина, посетила Калининградскую область. 8 декабря 2016 года она провела две встречи с предпринимателями и чиновниками этого региона.  

Галина Баландина.jpg

Галина Баландина

“Оба совещания, которые мы провели, об одном и том же: в каких условиях бизнес будет жить дальше, - рассказала Галина Баландина, руководитель Центра поддержки внешнеэкономической деятельности и развития регионов.- До обеда мы обсуждали те новеллы, которые появились в таможенном законодательстве в связи с окончанием переговоров по проекту Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и ожидаемым подписанием этого документа пятью президентами 30 декабря 2016 года”

Утром 8 декабря Галина Баландина, по её словам, провела совещание в Калининградской торгово-промышленной палате.

Новый Таможенный кодекс - с 1 июля 2017 года

“Предполагается, что с 1 июля 2017 года Таможенный кодекс Евразийского экономического союза может быть введён в действие, - продолжила Баландина. - Мы обсуждали, как будет жить калининградский бизнес в условиях обновления таможенного законодательства”.

Днём 8 декабря руководитель Центра поддержки внешнеэкономической деятельности приняла участие в большом рабочем совещании в правительстве региона.

“Совещание было посвящено чувствительной для калининградского бизнеса проблеме. Мы её называем идентификацией, - сказала Галина Баландина. - У предприятий Калининградской области, работающих в условиях процедуры свободной таможенной зоны, есть преимущество в уплате таможенной пошлины. Компания производит на территории области товар, поставляет его на остальную часть Таможенного союза и таможенную пошлину может уплачивать со стоимости иностранных ввезёных в область компонентов, а не всего изделия”.

“Одной из главных задач совещания было услышать от бизнеса задачи, которые могли бы облегчить ситуацию с идентификацией и другими таможенными проблемами, возникающими после 1 апреля 2016 года, - прокомментировал мероприятие вице-премьер правительства региона Александр Шендерюк-Жидков.- Галина Баландина предложила упрощённые процедуры по идентификации и обсудила их с бизнесом”.

Шендерюк-Жидков.jpg

“Высокая пошлина взамен временных издержек”

Многое что происходит с продукцией и товарами, произведёнными в Калининградской области, противоречит идеологии местной экономики, считает вице-премьер областного правительства Шендерюк-Жидков. Процедура идентификации оказалась для местных производителей камнем преткновения. Сегодня для многих производителей и переработчиков в Калининградской области она сложна и стоит дорого.

“Для налога на добавленную стоимость, который должен уплачиваться калининградскими предприятиями, при выпуске товаров для внутреннего потребления, есть специальные правила уплаты, - объяснила Галина Баландина.- Фактически, это отсрочка уплаты НДС. Это работает, если соблюдается процедура идентификации, которая сегодня для многих компаний затратна и сложна. Они предпочитают платить пошлину за готовые изделия, нежели нести временные и стоимостные издержки. Сегодня мы обсуждали варианты того, чтобы эту процедуру упростить”.

Несколько вариантов упрощения ситуации прозвучало на совещании в правительстве Калининградской области.

“Некоторым компаниям было бы удобнее выпускать сырьё для свободного обращения сразу на момент его ввоза в Калининградскую область, либо после того как оно было в режиме зоны, то есть, до его переработки в готовые изделия, - сказала руководитель Центра поддержки внешнеэкономической деятельности и развития регионов Галина Баландина.- В этом случае. поставляя, или реализуя во внутренней сделке готовую продукцию, нужно так же доказать налоговым органам, что эта продукция произведена именно из тех материалов, в отношение которых предоставлена отсрочка”.

Судно Калининградской областной таможни в акватории грузового терминала порта Калининград в Балтийске.jpg

Проблема идентификации товаров и их комплектующих

Действующий налоговый кодекс составлен так, что фактическая отсрочка от уплаты налога на добавленную стоимость не увязана со степенью переработки товара, ни с операциями, которые проводятся с этим товаром, подчеркнула Галина Баландина. Тем не менее, по её словам, уже появились нововведения, которые напрямую отсылают к национальному законодательству.

“Так, например, вопросы идентификации по-прежнему в компетенции национального регулятора, - продолжила руководитель Центра поддержки внешнеэкономической деятельности и развития регионов Галина Баландина. – Функции по нормативно-правовому регулированию таможенного дела находятся в компетенции Министерства финансов России. Цель совещания в правительстве Калининградской области как раз и заключалась в том, чтобы найти варианты решений накопленных проблем, которые можно было бы предложить Министерству финансов”.

На совещании в правительстве региона обсуждался и такой вариант, при котором уже на момент отгрузки предприниматель должен уточнить таможне все данные товара.

“Вы не сможете вывезти ваш товар из Калининградской области, если не заявите все данные о своей продукции предварительно, - сказала Баландина. - Если обнаружено, что вы ошиблись или умышленно исказили данные, вы несёте за это ответственность. Обсуждался подход, при котором в ряде случаев компании могут указывать ориентировочные данные. Их можно было бы уточнять по итогам промежуточного бухгалтерского учёта. Это могло бы существенно упросить процедуру идентификации продукции многих компаний”.

Такие подходы к таможенному законодательству совершенно новы, заверила Галина Баландина. Она не исключает, что закрепив один подход, бизнес, эксперты и власть  пойдём к поиску решения других проблем.  

“Мы намерены приложить все усилия к тому, чтобы уже  в первом полугодии 2017 года эти проблемы были решены”. - заверила эксперт.
На заводе ЖБИ 1.jpg


“Таможенный кодекс не предполагал такого явления как Калининградская область”

Некоторые усилия в этом направлении уже предприняты.

“Самое главное, чего мы добились за последнее время в рамках принятия кодекса Таможенного союза – убрали калининградские риски, - напомнил вице-премьер правительства Калининградской области Александр Шендерюк-Жидков. - Еще пару месяцев назад товар Союза, условно говоря, вся продукция, которая состояла из импортных компонентов и производилась на территории региона, не считалась бы товаром Союза. Редакция Таможенного кодекса, существовавшего два-три месяца назад, не предполагала такого явления как Калининградская область. На сегодняшний день мы эту проблему устранили и это не только принято на уровне федерального законодательства РФ, но и согласовано со всеми членами Европейского Союза”.

Сейчас задача экспертов сейчас в том, чтобы предложить бизнесу процедуры, не обусловленные только Таможенным кодексом , считает Шендерюк-Жидков. Таможенный кодекс предусматривает глобальные процессы. С резидентами особой экономической зоны нужно работать более детально, адресно, полагает вице-премьер правительства Калининградской области.

“Это движение в две стороны: с одной стороны бизнес хочет упрощений, с другой стороны надзорные органы хотят точно знать, что бизнес не злоупотребляет теми льготами, в которых нуждается, - сказал вице-премьер правительства Калининградской области Александр Шендерюк-Жидков. - Калининград – это не чёрная дыра. Калининград – это то место, где любой бизнесмен может доказать, откуда и как он получил товар. На самом деле той процедуры, которая есть у нас, нет больше нигде. С другой стороны, не задача бизнеса - все время доказывать, что он не нарушает законодательство”.

На металлоплавильном производстве в Калининградской области

Завод Браво БВР.jpg

© ИА Русский Запад/ пс