Дорожная больница в Калининграде – это медицинское учреждение с хорошей и серьёзной репутацией, но время идёт вперёд, назрели перемены, и думается, это назначение является знаковым, ведь Алексей Николаевич в своё время зарекомендовал себя как талантливый администратор Калининградской областной клинической больницы, с приходом которого стали активно внедряться высокие технологии, произошло существенное улучшение в плане пребывания и лечения пациентов. О себе, а также о том, какие новшества ожидают Дорожную больницу и какие позитивные перемены планируется там осуществить с целью повышения эффективности работы медучреждения в системе здравоохранения Калининградской области, Алексей Николаевич поведал «Калининградскому медицинскому вестнику».
- Алексей Николаевич, хочу поздравить Вас с назначением! Расскажите читателям немного о своём жизненном и профессиональном пути...
- Родился я в Москве в 1960 году, москвич, скажем так, в сотом поколении. В 1983 году закончил Первый медицинский институт им. Сеченова, потом аспирантуру в Институте биофизики Минздрава СССР, после чего в 26 лет защитил кандидатскую диссертацию и стал заведовать лабораторией в этом институте. Затем долгое время работал в системе здравоохранения Городского округа г. Зеленограда (это рядом с Москвой). Был консультантом ряда медицинских организаций.
В своё время я вернулся в Московскую медицинскую академию им. Сеченова на должность заместителя Директора клинического центра по экономическим вопросам и новым технологиям. Скажу: это был огромный объём интересной работы. Достаточно пояснить, что в Центр входили 23 госпитальных клиники на 3500 коек!
Поликлиника Дорожной
больницы на станции «Калининград» (ул. Летняя, 1)
С 2002 года я занял должность директора в Клинике лечебного питания Российской академии медицинских наук. И это тоже было интересно, потому что я впервые, как врач-диетолог, реально увидел результат возможного влияния диетологических программ на организм и был поражён, ибо эти программы значительно превосходили медикаментозные методы по своему лечебному воздействию.
В 2006 году я приехал в Калининград по приглашению Правительства Калининградской области, руководил Областной больницей, которая при мне стала клинической, до августа 2008 года. После смены Губернатора Калининградской области я вернулся в Москву, где работал начальником Управления в Росздравнадзоре Российской Федерации.
Затем два года я руководил Детской городской больницей в Калининграде до момента, когда её, на мой взгляд, нецелесообразно объединили с Детской областной больницей, после чего я опять вернулся в Москву. Работал начальником управления в Мединцентре при Министерстве иностранных дел, где последние 4 года занимался организацией обслуживания представительств Российской Федерации. Это дипломаты, члены их семей, представители крупных фирм, аккредитованных в РФ, которые у нас проходили лечение в поликлиническом отделении и в лечебном корпусе Боткинской больницы.
И вот сейчас меня позвали обратно в Калининград, на должность главврача Дорожной больницы. В первую очередь, главврач – это, безусловно, хозяйственник. Работа главного врача – это финансы, кадры, медикаменты, строительные работы и т.д. И у меня есть своё видение того, как надо развивать эту больницу и в целом здравоохранение региона. Так что, если моё мнение будет интересно руководству здравоохранения области, я с удовольствием поделюсь своим опытом, всегда готов открыто высказать своё мнение и попытаться его обосновать. Я – за развитие! А любое развитие – это торжество мысли и риск, помноженные на везение...
Заведующая клинико-диагностической лабораторией Евгения Павловна Сорокина и биолог Елена Сергеевна Безручко за работой.
- Алексей Николаевич, Дорожная больница является одним из старейших медицинских учреждений области. Здесь пациентам всегда было обеспечено хорошее лечение, были задействованы прекрасное оборудование и современные лечебные комплексы. А как живёт больница сегодня, в жёстких рыночных условиях?
- Начну с того, что сегодня, как учреждение, Дорожная больница на станции «Калининград» – это, так сказать, «боевая единица» ОАО «РЖД-Медицина», которое, в свою очередь является подразделением большой и могучей структуры ОАО «РЖД» и, подчеркну, самой крупной в России сетью негосударственных учреждений здравоохранения. Отмечу, что ОАО «РЖД-Медицина» было создано недавно в ходе реорганизации всей системы ОАО «РЖД» с приходом нового руководства и заменой некоторых прежних структур.
Дорожная больница на станции «Калининград» – медицинское учреждение с традициями, которое существует давно, с 1946 года, а статус негосударственного учреждения здравоохранения получило в 2005 году. Дорожная больница всегда являлась на калининградской земле одним из самых известных и передовых учреждений здравоохранения федерального подчинения. Клиника и ранее занимала, и сейчас занимает устойчивое положение в сегменте рынка медицинских услуг Калининградской области. За долгие годы существования калининградской железнодорожной медицины у неё сложился положительный имидж: здесь хорошо лечат. И во времена СССР человеку, не работающему на транспорте, стоило огромных усилий попасть сюда, чтобы поправить здоровье или пройти обследование.Иными словами, попасть в Дорожную больницу на лечение было тогда достаточно сложно. Сегодня обратиться к нам может любой человек, и ему будет оказана качественная медицинская помощь. То есть сейчас ситуация изменилась, в первую очередь за счёт того, что в настоящее время активно, очень быстрыми темпами в Калининградской области идёт развитие частного здравоохранения, конкурировать с которым медучреждениям госсектора достаточно сложно в силу ряда обстоятельств – в плане высокого уровня оперативности принятия решений, особенно в плане финансовом, в плане обновления, обучения, принятия на работу высококвалифицированных специалистов и т.д. Ведь в частном секторе это всё, разумеется, осуществляется гораздо быстрее, легче и проще.
Конкурентная среда в сфере медицины сегодня в Калининграде достаточно развитая, и я считаю, что это правильно, ибо стимулирует всех без исключения медработников к тому, чтобы иметь хорошие знания и внедрять передовые технологии лечения пациентов. Нормальная, здоровая конкуренция – это главная движущая сила любых событий и процессов в мире. И всему коллективу Дорожной больницы в настоящий момент надо понять, что мы, по сути, коммерческая организация, находящаяся сегодня в жёсткой конкурентной среде, и вследствие этого наши врачи, медсёстры, представители административного персонала должны не почивать на лаврах оттого, что «мы вот такие замечательные», а доказывать это ежедневно и ежечасно на деле. Сразу скажу: в этих условиях не будет поблажек сотрудникам, которые, скажем так, расслабились и думают, что жизнь и дальше будет идти по инерции, что ОАО «РЖД» будет бесконечно выделять средства, а мы их будем неэффективно использовать. Со своей стороны, как руководитель, обещаю всемерно помогать, поддерживать, создавать нормальные условия для работы медперсонала больницы; в ответ же жду честной и плодотворной работы…
Главный врач НУЗ «Дорожная больница на станции «Калининград» ОАО «РЖД», Заслуженный работник здравоохранения РФ, кандидат медицинских наук Алексей Николаевич Стенин.
- Алексей Николаевич, какова, на Ваш взгляд, роль Дорожной больницы в системе здравоохранения Калининградской области?
- Вопрос непростой.Как известно,Калининградская область, в отличие от континентальной России, имеет серьёзные геополитические особенности. Эти особенности выражаются в некой изолированности и наличии по периметру области не совсем дружелюбного на сегодняшний день окружения иностранных государств. И это, конечно же, непременно приходится учитывать. Напомню, что именно железнодорожная связь области с Большой Россией играет сегодня наиболее существенную коммуникативную роль, именно железнодорожные перевозки занимают львиную долю всех пассажирских и грузовых перевозок в общей их структуре. А железная дорога и всё, что с ней связано, – это же, как все мы понимаем, механизм, который должен работать чётко и без сбоев. И обеспечивают такую работу в первую очередь люди, непосредственно обслуживающие железнодорожную сеть на всех её уровнях: тут и обслуживающий персонал вагоноремонтных депо, и бригады машинистов, и рабочие дистанций, путейцы-ремонтники и т.д. И, конечно, состояние их здоровья, должно быть безупречным.
Поэтому главной целью создания и развития Дорожной больницы и стала, по сути дела, работа, связанная с периодическими медицинскими осмотрами контингента, который работает на железной дороге. Понятно, что работа тех же бригад машинистов и работников иных подразделений на железной дороге – это крайне ответственная работа, связанная с повышенным риском, и отбор данного высокопрофессионального контингента исходя из критериев состояния его здоровья, разумеется, очень сложен. И здесь как раз должны действовать медики-профессионалы. Поэтому у нас, в Дорожной больнице, работают как раз те врачи, которые наиболее качественно знают своё направление, настоящие специалисты. Вся их деятельность нацелена на вопросы безопасности дорожного движения – это важнейшая задача дорожной медицины!
- Кто обслуживается в Дорожной больнице?
- На сегодняшний день мы обслуживаем всех железнодорожников Калининградской области и, соответственно, членов их семей. Кроме того, надо отдать должное: такой госкорпорации, как ОАО «РЖД», в том плане, что она имеет достаточно большой социальный пакет, и серьёзное социальное значение придаёт лечению и железнодорожников-пенсионеров, то есть, скажем так, не бросает своих сотрудников при их выходе на пенсию, и это, безусловно, очень важный момент.
Разумеется, хотя упор мы делаем на медицинское обслуживание железнодорожников, лечатся у нас в больнице и другие граждане. Ведь наши пациенты – это давно уже не только работники железной дороги, но и все жители Калининграда и области, которые стремятся следить за своим здоровьем.
У регистратуры поликлиники
утром всегда многолюдно.
- Алексей Николаевич, какова структура Дорожной больницы?
- Дорожная больница на станции «Калининград» – это многопрофильное, специализированное лечебное учреждение, представленное сегодня двумя крупными подразделениями. Первое – это поликлиника и стационар, так сказать, госпитальная часть, находящиеся по адресу: ул. Летняя, 1, в Калининграде, и второе – это поликлиника с дневным стационаром в Черняховске. Это сегодня два главных наших крупных медицинских учреждения в Калининградской области. Кроме того, в нашем ведении находятся также медпункты вокзалов. Один – это медпункт железнодорожного вокзала на станции «Калининград», другой – на станции «Черняховск». Их фельдшеры всегда готовы оказать экстренную медицинскую помощь пассажирам железнодорожного транспорта, где бы они ни находились – в поезде, в здании вокзала или на привокзальной территории. Есть у нас и фельдшерские здравпункты, пункты предрейсовых и послерейсовых медосмотров (ПРМО). Два здравпункта работают в Локомотивном депо и в Дирекции тяги – один в калининградском отделении, другой – в черняховском. Там в круглосуточном режиме трудятся наши фельдшеры. И это очень ответственный фронт работ. Ведь наша основная функция – следить за состоянием здоровья железнодорожников, так как водить тепловозы должны здоровые люди, на них лежит большая ответственность. Пункты эти оснащены электронным оборудованием по выпуску машинистов и их помощников в рейс. Это так называемая АСПО – автоматическая система предрейсовых осмотров. Она уникальна. Машинистов и их помощников тщательно проверяют перед их выходом в рейс, измеряют все основные физиомедицинские показатели (давление, пульс, параметры гемодинамики и ритм сердечной деятельности), проводится и алкотестирование. Работает там и кабинет психолога, где проводится отбор и тестирование на совместимость работников на общей работе. Кстати, за сутки фельдшерам ПРМО нередко приходится принять сто и более человек...
- Алексей Николаевич, что нового планируете внедрить во вверенном Вам медучреждении?
- Главная наша цель сегодня – усиление работы, связанной с профилактикой, ранней диагностикой и лечением профессиональных заболеваний. Проблема дефицита кадров в этой области стала одним из вопросов, поднятых на недавно прошедшей конференции с участием вице-губернатора по социальным вопросам, а также представителей БФУ им. Канта, министерства здравоохранения, министерства образования. Там решались вопросы, связанные с ролью федеральных организаций и структур, осуществляющих медицинские образовательные проекты по непрерывному профессиональному образованию и предоставляющих лечебные услуги на территории области с точки зрения их возможных инвестиций – инвестиций технологических, передовых – в здравоохранение и образование Калининградской области. И после обсуждения этого вопроса были приняты конкретные важные решения. Эти решения сплачивают нашу больницу, как серьёзную госпитальную базу, с научным центром БФУ им. Канта. Мы будем создавать совместную программу, единую для двух наших учреждений, с целью выработки определённой стратегии, связанной с ранней диагностикой, профилактикой, лечением, санаторно-курортным обслуживанием пациентов, заболевания которых в той или иной степени связаны с выполнением профессиональных обязанностей. Давайте вспомним, что в своё время была закрыта и разрушена Больница рыбаков (или Медсанчасть № 1), которая, по сути, занималась этим контингентом. Нового же в этом плане ничего создано и открыто не было. И на сегодняшний день, как всем известно, это направление, в общем и целом, отсутствует практически во всех медицинских учреждениях области.
Дорожная больница на станции «Калининград» – это ныне единственное медучреждение в области, которое оставило за собой цеховой принцип обслуживания пациентов. Когда можно говорить о цеховом принципе? Тогда, когда врач, условно говоря, приходит в цех, исследует там условия труда, видит, как и в каких условиях, при каких нагрузках его пациент непосредственно работает, выявляет главные производственные факторы, воздействующие на здоровье, и, тем самым, осуществляет профилактику и диагностику такого рода заболеваний. И хочу сказать, что эти врачи были гордостью советской медицины. Мы бережно будем сохранять лучшее из наследия советского здравоохранения, его положительные моменты, связанные с профилактикой, ранней диагностикой, периодическими профосмотрами, госпитальной фазой, санаторно-курортным лечением… И это всё, конечно, надо сохранять и развивать! Ведь сегодня нагрузка на работников железнодорожного транспорта во много раз выше, чем была раньше, и всегда за состоянием их здоровья внимательно наблюдали медики-профессионалы. Так должно быть и впредь! Поэтому мы пришли к взвешенному решению, что на базе нашей больницы будем планировать развитие этого направления с организацией кафедры профессиональных болезней БФУ им. Канта и областного Центра профилактики, ранней диагностики и лечения профессиональных заболеваний.
Стационар Дорожной больницы на станции «Калининград» (ул. Летняя, 1).
- А если говорить о стартапах? Они планируются?
- Планируются. Фактически об одном я уже сказал выше. Как раз имею в виду открытие Центра профилактики, диагностики и лечения профессиональных заболеваний. Но есть и второй. И нас в этом плане поддерживает опять же БФУ им. Канта. Речь о федеральном взаимодействии двух организаций – ОАО «РЖД-Медицина» и медицинского института БФУ им. Канта в плане организации и открытия на базе Дорожной больницы большого и серьёзного, скажем так, инновационного медицинского Центра областного уровня, а именно: филиала Федерального научно-клинического центра оториноларингологии Федерального медико-биологического агентства. Речь о создании в Калининграде – на базе Дорожной больницы – Центра, который будет осуществлять высокотехнологичную медицинскую помощь в области лор-патологий. Имеется в виду проведение серьёзных слуховосстанавливающих операций, ответственных операций на пазухах носа и т.д. вплоть до пластических операций, которые ведь необходимы сегодня многим пациентам. Я был в московском Центре и скажу: уровень диагностики и лечения лор-болезней там очень высокий. Сотрудники Центра обещали нам поддержку, и поэтому мы тоже хотим у себя в Дорожной больнице открыть и развивать это перспективное и нужное Калининграду направление.
- Почему?
- Потому что в структуре профессиональной заболеваемости как железнодорожников, так и рыбаков, и других работников из контингента, связанного с выполнением профессиональных обязанностей, уровень развития и возникновения лор-патологии очень высок. Можно даже сказать, что лор-болезни играют в структуре профессиональной заболеваемости ведущую роль.
Ведущий специалист хирургического отделения больницы
Валерий Газизнурович Сираздинов во время обхода пациентов.
- А другие категории населения, скажем, детей, этот лор-центр тоже будет принимать?
- Разумеется. Этот лор-центр без лечения детей немыслим, потому что нам ведь не нужно забывать и о калининградском влажном и прохладном климате, влекущем за собой высокий уровень детской лор-заболеваемости. И если с аденоидами, отитами мы «выведем» человека во взрослую жизнь, то, как Вы понимаете, там лечить лор-патологии уже будет значительно труднее, чем в своё время осуществить профилактику на стадии возникновения того или иного лор-заболевания. Поэтому уже на уровне детства эти болезни нужно корректировать и выявлять их сразу, а также вести серьёзный диспансерный учёт. По сути, это будет целая поликлиника, продвинутый диагностический Центр. А актуальность его открытия несомненна. Почему? Потому что калининградские лор-врачи сегодня крайне перегружены работой, их не хватает, и, конечно, нам надо обязательно создавать этот Центр, восстанавливать традиции современных оснащённых высокотехнологичных лор-центров. Скажу больше: под эту идею – создание лор-центра областного масштаба – представляется целесообразным выделение и передача для этих целей пустующего здания Медсанчасти №1. Будет властями принято соответствующее решение – мы это с радостью сделаем. Ведь, согласитесь, пустующее здание, которое может быть использовано для нужд здравоохранения, но не используется годами, – это, прямо скажем, нонсенс!
Прекрасно отремонтированный больничный переход утопает в цветах.
- Подготовка к открытию лор-центра уже идёт?
- Да. Сейчас мы как раз верстаем программу, с которой будем выходить для согласования в Правительство Калининградской области, будем обращаться и к ректору БФУ им. Канта Андрею Павловичу Клемешеву, и к руководителю Калининградской железной дороги Виктору Георгиевичу Голомолзину, которому хочу сказать отдельное спасибо за поддержку и помощь, оказываемую больнице, и в Центральную дирекцию «РЖД-Здоровье» в Москве для того, чтобы согласовать и скоординировать некую «дорожную карту», по которой бы мы, в конечном итоге, могли достичь положительных результатов. Мы оптимисты и считаем, что этим планам суждено сбыться, но, разумеется, при условии соответствующего стартового финансирования. Сейчас мы рассматриваем целый ряд таких программ и уверены: инвесторы найдутся. Ими могут стать некие юридические лица, финансовые организации, фонды, которых мы можем привлекать для содействия в плане решения данных задач. И мы абсолютно открыты для диалога в этом направлении, потому что понимаем, что существенное финансирование таким стартапам, которые могли бы быть абсолютно успешными и приносить огромную пользу, служить на благо здоровья людей, необходимо.
Что касается медперсонала Центра оториноларингологии, то на первых порах, в течение полутора-двух лет мы рассчитываем на приезд к нам высококвалифицированных докторов из Москвы, которые будут работать здесь вахтовым способом, а потом мы уже будем иметь под рукой своих проучившихся калининградских лор-специалистов.
В коридорах
поликлиники Дорожной больницы чисто и уютно.
- Алексей Николаевич, существуют ли проблемы? Если да, то как собираетесь их решать?
- Проблемы, конечно, есть. Например, очень болезненный вопрос – кадровый. В нашей
больнице, как, наверное, и в любом из медучреждений области, не хватает медицинских кадров, к примеру, остро не хватает практикующих хирургов, не хватает врачей целого ряда специальностей, при том, что, на мой взгляд, интерес к работе у коллектива большой, и сам коллектив сплочённый. Поэтому мы сейчас заключаем соответствующий договор с БФУ им. Канта и вводим сюда, в Дорожную больницу, профессорско-преподавательский состав университета с целью преобразования нашей больницы в перспективе в клиническую и открытия кафедр на нашей базе для того, чтобы воспитывать студентов-медиков непосредственно для нашей, железнодорожной специфики, то есть здесь должны быть и профпатологи, и врачи всех тех специальностей, которые необходимы для исследований в рамках работы Центра профилактики, диагностики и лечения профессиональных заболеваний. Университет, с которым мы очень тесно сотрудничаем, нам в этом плане очень помогает. И хочется сказать спасибо его ректору Андрею Павловичу Клемешеву и другим сотрудникам, курирующим вопросы образовательной медицины, за чуткое и внимательное к нам отношение!
Хотел бы ещё сказать, что востребованность профилактических медицинских осмотров сегодня очень и очень высокая. И как бы те или иные работодатели ни закрывали глаза на эту проблему, её не обойти. А решить её можно только двумя способами: либо контингент сам едет на профосмотр к нам в больницу, либо мы едем к контингенту. И вот для этих целей мы планируем создать передвижную выездную бригаду наших врачей, которая будет посещать те или иные предприятия, города и сёла, фактически приближая самые высокие технологии, направленные на раннее выявление заболеваний, непосредственно к человеку. Мне кажется, за этим большое будущее. Ведь это некий идейный разворот, который нужно совершить, потому как всем сегодня надо понять, что сидеть в кресле и ожидать, когда к тебе придёт пациент для того, чтобы привести с собой подушевое финансирование – это вещь достаточно архаичная и уже давно не работающая эффективно.
- Алексей Николаевич, хорошее ли в больнице оборудование?
- Из оборудования в больнице есть всё, что предусмотрено соответствующими требованиями. Но время проходит, и, разумеется, что-то устаревает, изнашивается, ведь, как известно, обычный срок эксплуатации медицинского оборудования – 6 - 7 лет. И, конечно, многое уже требует, так сказать, освежения. Сегодняшний наш приоритет в этом плане – модернизация оснащения, чтобы оно соответствовало всем современным требованиям. И первое, что мы сделаем – проведём дооснащение хирургических операционных. У нас есть уже достигнутые соглашения с крупными компаниями, которые нам всё это успешно сделают, и это, кстати, будут современные операционные системы, заточенные под эндовизионные, малоинвазивные технологии. В планах у нас приобретение лапароскопической стойки для проведения операций в области абдоминальной хирургии, гинекологии. У нас будет хорошая реанимация, то есть реанимационные приборы и новейшее оборудование, которые мы привыкли видеть в крупных, хорошо оснащённых клиниках, должны быть и в Дорожной больнице. Это что касается хирургической базы. С терапией, разумеется, всё гораздо проще, потому что традиционно главные инструменты врача-терапевта – это, как Вы знаете, фонендоскоп и тонометр. Тем не менее в терапевтическое отделение нужны мониторы глюкозного профиля, нужен целый ряд приборов, которые контролируют определённые физиологические параметры организма в течение длительных периодов времени, нужны новейшие холтеровские мониторы, ибо износ старых уже весьма значителен. Всё это, повторюсь, требует своего рода освежения. И мы будем всем этим заниматься в самое ближайшее время.
- Алексей Николаевич, Вы, вероятно, активно участвуете в общественной и деловой жизни корпорации?
- Конечно. К примеру, совсем уже скоро, в конце марта, я лечу на конференцию в Санкт-Петербург. И там, кстати, будут обсуждаться интересные насущные вопросы. К примеру, у нас есть предложение от страховой компании «СОГАЗ» на внедрение программы страхования «ОМС+». Это интересное, на мой взгляд, предложение. Программа ОМС (госгарантий) имеет какой-то финансовый объём, и каждый пациент, который приходит в амбулаторию или попадает на больничную койку в стационар, условно говоря, тратит эти деньги, виртуальные для него, но физические для нас, на своё лечение. Для нас и для государства в целом это определённого рода отчисления и налоги. А страховые организации, в частности «СОГАЗ», предложили «ОМС+», новую программу, которая реально призвана серьёзно улучшить качество медицинской помощи, оказываемой по ОМС. Смысл заключается в том, что в рамках программы «ОМС+» каждый житель России, имеющий обязательную медстраховку (ОМС), сможет купить к ней дополнительный полис и получить по нему услуги, не предусмотренные системой госгарантий, то есть получить впоследствии, при лечении по «ОМС+» те или иные преференции. Предстоящая конференция как раз и призвана познакомить руководителей северо-западных служб ОАО «РЖД» с предложениями разных страховых компаний и с различными страховыми продуктами, которые можно сегодня использовать для улучшения качества оказания медицинской помощи и для улучшения товарооборота и доходности медицинских учреждений в целом.
- Алексей Николаевич, если брать практически все аспекты и направления деятельности Дорожной больницы, то Вам, как я вижу, предстоит много работы. С каким настроем приступаете к ней?
- Безусловно, с оптимистическим. Ведь соответствующие планы уже выстроены, пути и методы их осуществления продуманы. Остаётся их только реализовывать. Напомню, что помимо планируемых стартапов – создания на базе Дорожной больницы Центра профилактики, ранней диагностики и лечения профессиональных заболеваний, а также инновационного медицинского оториноларингологического Центра, о чём я уже подробно рассказал, – мы будем заниматься модернизацией технического переоснащения и дооснащения больницы новейшим оборудованием, расширять и обновлять больничный автопарк, благоустраивать территорию медучреждения. И, конечно, будем заниматься работой с кадровым составом и решением кадровых вопросов, будем всемерно развивать специализированную, высокотехнологичную медицинскую помощь, в чём нуждаются жители Калининграда и области. Вот такие перспективы лежат сегодня в плоскости развития областного железнодорожного здравоохранения.
- Алексей Николаевич, спасибо за беседу! Успехов Вам!
Беседовал Александр НИКОЛАШИН, «Калининградский Медицинский Вестник»
Публикуется с разрешения издателя.