Алексей Осмоловский: «Единоборствами нельзя заниматься «на одной ноге»

14.07.2017 15:00
   


Алексей Осмоловский (второй слева) со своими бойцами

Кикбоксинг относительно молодой вид спортивного единоборства, ему «всего» чуть больше 50 лет. В нем важна не только физическая подготовка спортсмена, но также его характер и выдержка. 

Кикбоксингом занимаются и дети, и взрослые, в том числе женщины. Кикбоксинг даже помогает при подготовке пловцов к установлению рекордов. Как? Об этом корреспондент Русского Запада узнал у мастера спорта России по кикбоксингу, обладателя черного пояса по тхэквондо WTF Алексея Осмоловского, который в настоящее время принимает участие в подготовке пятикратного обладателя мировых рекордов на выживание Олега Резанова к установлению нового рекорда 2 сентября 2017 года. Кроме того, Алексей рассказал, во время какого контакта бывают самые жесткие нокауты, действительно ли единоборствам все возрасты покорны и почему калининградки пока неохотно идут на кикбоксинг.

- Алексей, расскажите, сколько лет вы уже в спорте и как давно начали тренировать?

- Серьезно занимаюсь спортом 25 лет. Начинал с гиревого спорта, потом перешел в  тхэквондо, выполнил нормативы, получил черный пояс, но потом тренер уехал, и пришлось перейти в бокс. В свое время выиграл Чемпионат Балтийского флота по боксу. Затем перешел на кикбоксинг, выполнил мастера, окончил университет.

Тренировать я начал с 17 лет и тренирую до сих пор.

Сейчас мы с ребятами занимаемся в Центре Боевых Искусств (ул. Генерал-Лейтенанта Озерова, 17Б). У нас была идея собрать под одной крышей представителей разных видов боевых искусств, так что потихоньку развиваемся, двигаемся вперед, проводим мероприятия.

- Сколько лично у вас, как тренера, занимается человек и какого возраста?

- У меня 40-50 человек, в возрасте от 5 до 45 лет, есть и мальчишки, и девчонки. Всего в Центре занимается около 150 человек.

- Детей со скольки лет можно приводить к вам на занятия?

- Мы берем с 5 лет. Конечно, родители переживают, мол, ребенку разобьют голову, он будет ходить в синяках. Но, во-первых, сейчас есть очень хорошая современная защитная экипировка, во-вторых, по правилам соревнований спортсмену до 10 лет в голову бить нельзя. Ну а в-третьих, дети в детском саду, думаю, толкаются куда сильнее.

- Вообще для занятий есть какие-то возрастные ограничения?

- Да нет. Вот скажите, до скольки можно жить? То есть если здоровье позволяет, почему бы и не заниматься. Многие до 70 лет бегают марафоны, например, а многим уже и в 20 лет не позволяет здоровье спортом заниматься. К сожалению, сейчас поколение растет «полуживое».

ddT82CLwKLc.jpg

Алексей Осмоловский (в центре) со своими бойцами

- Когда к вам в Центр приходит ребенок, он проходит какие-то «смотрины»?

- Каждого новичка мы просим приносить справку от врача, что ему можно заниматься. Есть люди одаренные, но которые ничего не делают, а есть люди не так физически и природно одаренные, но которые упорно работают.

Если человек занимается и хочет заниматься, то у него будет получаться. Это главное. У нас такой вид спорта, что человек растет от соревнований к соревнованиям, набирается опыта.

- А что насчет женского кикбоксинга, он вообще популярен в Калининграде?

- В Калининграде пока не особо, но вот по миру – да, сильно развивается. Видел на соревнованиях и в Польше, и в Литве женщин за 50 лет, у которых не то, что дети, уже внуки есть, а они выходят на татами.

- То есть наши девчонки пока неохотно идут на кикбоксинг?

- Почему же, идут, но не так много. Почто у нас это не супермодно и популярно, как где-то в других странах. Но будем работать над этим.

- Сколько по времени длятся стандартные тренировки и сколько раз в неделю они проходят?

- Смотря зачем. Обычная тренировка длится 1,5 – 2 часа вместе с разминкой. Иногда больше, иногда меньше – все зависит от интенсивности и поставленных задач. Минимум для человека, чтобы были видны какие-то результаты – три раза в неделю.

Если человек готовится к соревнованиям, то должно быть хотя бы две тренировки в день и пять раз в неделю. Олимпийские сборные вообще по три раза в день тренируются, так что нормально.

Единоборства такой вид спорта, что ими, как я говорю, нельзя заниматься «на одной ноге». Здесь главное упорство, системность, желание.

hq_6jR1hdWw.jpg

Кикбоксинг, пока что, больше интересен молодым людям, чем девушкам

-  На каких крайних соревнованиях вы были? И как участник, и как тренер.

- Как участник это было очень давно. А как тренер. Недавно проводили в Гурьевске на День города совместный с федерацией ММА турнир. На нем впервые провели в Калининграде четверку по кикбоксингу до 57 кг среди профессионалов. Мой боец выиграл. Единственное, в чем не повезло – шел дождь, навеса не было и многие падали только потому, что было скользко.

- А из зарубежных соревнований?

- Были на Чемпионате Латвии, двое наших бойцов выиграли. Турниров вообще много. Опять же повторю, что люди растут от соревнований. Естественно интересно, когда за рубежом ты выходишь с соперником из другой страны, ты и себя показываешь, и одновременно у него учишься.

Нужно помнить, что даже на самых простых соревнованиях можно очень больно получить по голове.

- Какая у вас была самая серьезна травма?

- У меня, слава Богу, обошлось без тяжелых травм и последствий. Серьезно. Боксировал и на российских, и на международных соревнованиях, и все обошлось. Единственное – один раз нос сломали, а так ничего не было.

- То есть до потери сознания не доходило?

- Нет, ничего такого страшного не было. Наверное, мне просто везло. А с другими спортсменами было, сам видел, одного даже на «скорой» увозили.

- А самые жесткие нокауты бывают при каком контакте?

- Обычно по легкому контакту спортсмены получают более страшные нокауты. При полном контакте, К-1, такое бывает не так часто. В Калининграде по лайт-контакту особо соревнования и не проводятся, это уже более сложный вид. При легком контакте спортсмен должен дозировать удары, ему нужно успеть вовремя себя остановить.

Вот, например, не так давно были на соревнованиях в Польше, и во время лайт-контакта у спортсмена было три нокаута, его увозила реанимация. Бывает всякое. С одной стороны – это спорт,  с другой – любой вид спорта опасен, а с третьей – человек может и на ровном месте споткнуться, упасть и получить сотрясение мозга. Сказать, что это прямо такой страшный вид спорта я не могу. Надо быть готовым ко многому.

 - В любом спорте есть победители и проигравшие. Бывает такое, что после проигрыша ребенок бросает все и уходит?

- Очень много тех, кто уходит после первой же неудачи. У нас такой спорт, что если из тысячи останется один, который реально хочет работать и заниматься – это нормально. Отличие единоборств в этом плане от других видов спорта заключается еще и в том, что тебя, грубо говоря, побили, а ты еще и не выиграл ничего после этого. Естественно, люди ломаются, это есть, и факт не единичный. Есть даже те, кто выступает за очень хорошие деньги и, проиграв, ломается и уходит. Ему уже ничего не надо.

Психология калининградца все равно отличается от психологии какого-нибудь рижанина. Например, у меня есть друг, который сегодня боксирует в Лондоне, завтра в Париже, и даже если проиграет, ему все равно заплатят определенную сумму. А от наших спортсменов, которые проигрывали, много раз слышал, что им стыдно и именно поэтому они не хотят продолжать заниматься спортом.

- У москвичей, жителей других российских городов так же?

- Конечно, то же самое. За Москву выступает обычно провинция. Все едут учиться в Москву и там остаются. Что касается России в целом – по-разному, за всех говорить не могу. Где-то спорт развит лучше, где-то хуже, где-то спорту помогают, а где-то нет.

- А в  нашем регионе спорту помогают?

- Никак не помогают.

- То есть все зарубежные поездки на турниры, чемпионаты вы оплачиваете из своего кармана?

- Что-то иногда оплачивают, конечно, но не всегда. Если ездим на соревнования в другие города России, что-то оплачивает Спорткомитет, по Прибалтике – за свой счет. Иногда, конечно, оплачивает и принимающая сторона, если по профилю.

Смотрите, в 2017 году на Федерацию кикбоксинга выделено 250 тыс. руб. на поездки. Это много?

- Это на всю страну?

- Нет, на Калининградскую область. На год. Разве это много, если  даже до того же Питера на плацкарте доехать стоит около 6 тыс. руб. и это только один человек. А команда едет минимум 5 человек. Это только дорога. А еще гостиница, проезд по городу и так далее. Уже одна поезда тысяч в 50 выходит. И этих-то денег особо не видим. Да, ладно, ничего, жизнь такая. Вон, в той же Латвии, Литве там вообще никому ничего не дают, все за свой счет.

У нас еще проблема в том, что очень много приходится согласовывать всего и со всеми, каждую бумажку.

Txt2QtMjKXw.jpg

- Видимо, недавно столкнулись с проблемой бумажной волокиты?

- Просто хотим на День физкультурника, 12 августа, сделать флешмоб, собрать всех представителей единоборств, рекордсмен Олег Резанов хотел тоже принять участие. Всего, думаю, человек 50-60 должно быть. Но надо подавать заявку, согласовывать все с администрацией города. А это время.

- Ладно, о грустном не будем. Раз уж вы упомянули Олега Резанова, расскажите, как вы с ним познакомились и в чем именно вы ему помогает при подготовке к сентябрьскому рекорду?

- Познакомились недавно. Олег написал мне, спросил, могу ли я ему помочь, ведь он хочет терять сознание во время испытания. Конечно, это очень опасно. Я надеюсь, что все будет хорошо. Мы помогаем ему средствами кикбоксинга, работаем на ускорение, на пределе возможностей, но без потери сознания. Это лишнее.

- То есть во время тренировок Олег полностью не задерживает дыхание?

- Наша цель, как и любого спорта, это здоровье человека. Когда человек теряет сознание – это не есть хорошо. Мы просто готовим его на скорость, силовую выносливость. Надеюсь, Олег достигает каких-то своих целей в занятиях.

- Так в  чем же заключаются ваши тренировки? Как они проходят? Как обычные?

- Нет. Стандартная тренировка ему и не нужна, разучивание техники, работа в парах – ему это не нужно. Потому что у него другая цель и задача. Его задача – выжить три часа в суперхолодной воде. Есть такое понятие – на скорость, на взрыв, человек полностью выкладывается во время занятий. Кроме того, Олег еще просил, чтобы наши ребята чуть-чуть посбивали ему дыхание. Он еще будет приходить, будем и дальше готовить его к рекордам. В принципе, это прекрасно, что у нас в Калининграде есть такой человек.

Подобные мероприятия людям интересны. Туристы могут и, думаю, уже сейчас готовы приезжать к нам в регион и смотреть на установление рекордов, знакомится с такими людьми, как Олег. Это было бы действительно круто.

- Особенно интересно, когда это связано с риском для жизни…

- Да. Серьезно. Есть фанаты, которые могут из США, Канады или Австралии приехать посмотреть на того же Олега. Не знаю, конечно, насколько за рубежом известно обо всем, что происходит у нас, а так все интересно. Многие люди так путешествуют, смотрят, бывают на шоу.

epTFmD-lXH8.jpg

Эмблема Центра Боевых Искусств на ул. Генерал-Лейтенанта Озерова, где свои тренировки проводит Алексей Осмоловский

- А вообще на своих обычных тренировках вы практикуете то, что делаете с Олегом?

- Да. Конечно. Это обычная работа. Олег пловец и когда ставишь на ринг пловца, ему трудно. Когда даешь балерине в руки теннисную ракету – ей трудно. Взять человека и превратить его в того, кем он до этого не был – трудно. Это разная нагрузка, разные виды деятельности. Так что сначала человека приходится адаптировать к новой среде.

- Так для чего Олегу нужен кикбоксинг?

- Кикбоксинг – это, в первую очередь, победа над самим собой. Рекорд Олега именно это и подразумевает. Его рекорд – победить самого себя, потому что других соперников у него там не будет.

Человек, когда тренируется, преодолевает себя. Заниматься каждый день сложно: утром встал, где-то что-то разболелось или просто лень, а нужно идти на тренировку. Человек побеждает именно самого себя. Он выходит на ринг и побеждает себя и уже от этого идет всё остальное. Люди будут смотреть на Олега Резанова и тоже захотят поставить свой личный рекорд.

(с) ИА Русский Запад/ам

(с) Фото: из архива Алексея Осмоловского