На совещании под руководством главы администрации Калининграда сегодня, 8 октября 2018 года, в МКП «Калининград-ГорТранс» частные городские перевозчики вновь просили о повышении стоимости проезда на общественном транспорте.
Совещание было посвящено подготовке к работе зимой. Но, как передаёт собственный корреспондент «Русского Запада», предприниматели рассказали о грядущем повышении цены на топливо и плохой кадровой ситуации. Снизить накал помогло бы повышение цены на проезд.
Анатолий Мухомор, директор «Калининград-ГорТранс» сообщил, что в его предприятии нет проблем с кадрами. Правда, тут же оговорился: «В отделе эксплуатации на 200 человек один инженер работает, а раньше было как минимум три инженера и ещё 10 наставников. Тяжело, но справляемся».
Алексей Силанов: "Понятны ваши болевые моменты, связанные с ценообразованием".
Сергей Макаров, генеральный директор группы компаний «Вест Лайн» (в компании 66 больших автобусов и 8 маршруток), рассказал о проблемах в связи с падением рубля по отношению к евро: «Изменяется стоимость техники». Второй вопрос — стоимость топлива. Фирма хотела бы купить заранее большие объёмы. Но «никто не берётся предсказывать».
«Сегодня покупаем у одних, завтра — у других. От своей заправки отказались, - сказал Макаров и добавил: - Поэтому ждём с нетерпением, когда всё-таки поднимется тариф маленько, чтобы нас выручить».
Коллеги по отрасли согласно закивали головами. Кроме того, нынешний тариф, такой вывод можно было косвенно сделать, не даёт фирме возможность оплачивать работу водителей достойно. В группе компаний «не хватает порядка 30% водителей».
«Предприятиям, обслуживающим пригородные и междугородные маршруты, полегче. В январе и августе у них поднялся тариф на 10 и снова на 10%, в общей сложности — на 20%. У нас за два года пока ничего не произошло», - заметил Сергей Макаров.
Следующее его предложение должно насторожить граждан, пользующихся автобусами «Вест Лайн»: убрать поздние автобусы. «Хотелось бы, чтобы в связи с сокращением календарных суток, что тёмного времени больше, активность населения будет меньше, чтобы последние рейсы в 22, 22:30, чтобы не гонять автобусы впустую и не жечь солярку, чтобы не было эксплуатационных расходов...» - косноязычно пояснил Сергей Макаров. Но все его поняли правильно.
О проблеме с будущей ценой на топливо заявил и директор ООО «Зеленоградск-Транс» Сергей Блохов: вынуждены отказаться от своей заправки и покупаем топливо в рознице — дешевле! Та же проблема и у этого предприятия: водительский состав — проблема.
«В чём причина? Низкая заработная плата?» - не выдержал глава Калининграда Алексей Силанов.
«Молодых кадров нет. В основном, только приезжают из Казахстана. Держимся за них. Стараемся привлечь с области», - коротко пояснил Сергей Блохов.
«Какова средняя зарплата водителей?» - попытался выяснить Силанов.
«Не готов ответить», - буркнул Блохов.
«Это коммерческая тайна? - продолжал настаивать Силанов. - Муниципалитет готов содействовать в подготовке персонала».
Но не может этого сделать, пояснил мэр, не зная, на какие зарплаты привлекать будущих водителей.
Глава автопредприятия понял мэра, а мэр, вероятно, понял его: вопрос будет обсуждаться позднее, не на глазах у журналистов.
Только директор ООО «Тотем» Вячеслав Кальченко рассказал исключительно о хорошем: о переезде фирмы на новую базу в Гурьевске на Калининградском шоссе.
Валерий Скиба, генеральный директор ООО «Маршрутное такси», продолжил о хорошем: «Закупили 20 новых автобусов. Самая старая техника у нас — 2013 год. С 15 октября по 15 ноября будет замена шин».
Но и у него белая полоса прервалась чёрной. «По водительскому составу укомплектованы на 75 — 80%. Очень большая проблема. Текучесть», - сказал Валерий Скиба. С топливом он также не видит больших проблем в будущем: заправляемся на «Лукойле».
«Все ждут повышения тарифа и увеличения заработной платы, - поддержал общую мысль коллег Валерий Скиба, добавив тут же: - Главная проблема: наличные деньги у водителя, и кто что охраняет, тот то и имеет. Единый билет — это решение всех проблем».
Владимир Савенко, генеральный директор ООО «Балттрансавто», рассказал о том, что на его предприятии «транспорт довольно-таки свежий», идут закупки новых автобусов, но заботит его также цена за топливо. «Поставщики говорят, что топливо будет не менее 50 рублей за литр. Естественно, все ждём возможное повышение тарифа. Проблемы как у всех: не хватает водителей, есть моменты по маршрутам», - заметил Владимир Савенко.
Савенко хотел бы, чтобы маршрутка №75 не ходил по Ялтинской, а вместо неё туда бы шёл маршрут №87. Кроме того, он усомнился в том, что следует оставить в нынешнем виде маршрут №65: «Маршрут специфический, работ только утром и вечером, в остальное время там делать нечего. Эффективность маршрута практически никакая».
Маршрутка, по его словам, даёт результат только на утреннем подвозе и вечернем вывозе сотрудников «Автотора».
Выслушав всех, начальник дорожно-транспортного управления администрации Калининграда Олег Кутин предупредил, что приближение зимы означает только одно: «Жалоб от жителей в части неработающих систем отопления в автобусах быть не должно. Необходимо проверить весь парк и убедиться, что системы отопления во всех автобусах работают».
Кроме того, Кутин обратил внимание на проблему, которую перевозчики, борющиеся с экзистенциальными проблемами — низким тарифом на проезд и нехваткой водителей, просто не замечают.
«Общественная палата делала свой анализ. Одно из главных замечаний в части работы по обслуживанию пассажиров — некорректное отношение водителей-кондукторов к пассажирам. Готовы рассматривать различные предложения. Может быть, какие-то тренинги с кондукторами, водителями проводить», - объявил Олег Кутин.
Он отметил, что муниципалитет готов рассмотреть и предложения об изменениях в маршрутной сети, но тогда перевозчики должны, наконец, начать соблюдать интервалы движения на маршрутах. Кроме того, власть не готова дать вольную в части сокращения работы поздним вечером: «Есть понимание и понятие экономики, но в то же время есть понимание обязательств перед жителями. Для нас как один пассажир, так и полный автобус одинаково важны».
Ольга Думанская, директор МКУ «Центр организации движения и пассажирских перевозок», напомнила о вступившем недавно в силу приказе Минтранса РФ, который может осложнить и без того нелёгкую жизнь перевозчиков и надзорные мероприятия властей. Теперь водители даже на городских маршрутах должны через каждые два часа отдыхать по 15 минут. «Это затруднит составление расписания, может затруднить, - пояснила Ольга Думанская. - Нам тяжело будет объяснить пассажирам, почему на конечной остановке стоят три автобуса и все не едут».
В преддверии осенне-зимнего расписания, которое, по её словам, вступит в силу с 1 ноября, «будем ходатайствовать, [чтобы], может быть, [на] какие-то маршруты добавлять по единице».
«Понятны ваши болевые моменты, связанные с ценообразованием. Мы с вами заключили контракты, где прописаны обязанности сторон, - обратился с заключительным словом к перевозчикам Алексей Силанов. - Зачастую нас не устраивает, когда мы не получаем объективной информации об исполнении вами обязательств по интервалам движения, схода с маршрутов. Мы будем поддерживать развитие основного автотранспортного предприятия, но вы для нас сегодня важны как игроки на рынке общественных перевозок. Если есть какие-то проблемы и они требуют общего решения, я готов с вами встречаться, чтобы эти проблемы обсуждать. Следующий год — год перехода к электронному билету. В этом месяце мы будем презентовать свою программу перехода в правительстве области. Поступает большое количество жалоб — не всегда люди знают об остановках, не всегда возможно попасть в автобус из-за несоблюдения требований к загрузке пассажиров, у нас есть обращения от людей с ограниченными возможностями здоровья».
На предложение задавать вопросы откликнулся Валерий Скиба: «Что с тарифом планируется?»
«Служба по тарифам рассматривает ваши предложения. Я думаю, что в ближайшее время будет понятна ситуация», - ответил Алексей Силанов.
«Мы встречались месяц назад по этому вопросу. Если у вас есть понимание заинтересованности в каком-то изменении этого вопроса, то вы должны все обратиться в службу, - подтолкнул к действию перевозчиков Олег Кутин. - В конечном итоге получилось это сделать не всем. Последний пакет документов появился в Службе только на этой неделе. Служба по тарифам работает, они готовят объективную оценку информации, которую вы им предоставили».
«Так понимаю, что есть необходимость более частых встреч в узком составе, [чтобы] обсуждать проблемы. Я готов к этим встречам», - вновь заметил Алексей Силанов.
«В узком кругу», - уточнил Валерий Скиба.
На подходе к журналистам и Алексей Силанов, и Олег Кутин дали понять, что Служба по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области может только повысить тариф. Но решение — за Службой, к которой муниципалитет не имеет организационно никакого отношения. Служба входит в состав правительства Калининградской области.
© ИА Русский Запад/аш