Специальный обзор: кому выгоден порог беспошлинного ввоза интернет-посылок на уровне 150 евро?

28.01.2014 17:40
   


Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев заявил, что, хотя законопроект еще предстоит согласовать со всеми заинтересованными ведомствами, сумма тарифа в 150 евро останется без изменений. 

Предложение снизить порог беспошлинного ввоза с нынешних 1000 евро впервые прозвучало еще в конце декабря прошлого года. Федеральная таможенная служба и вовсе предлагала перевести эту сумму в налог, а вес беспошлинного отправления уменьшить до 10 кг.

Конец интернет-доставкам

23 января крупнейшие экспресс-операторы объявили о прекращении доставок грузов в Россию. В частности, представители DHL и FedEx сообщили, что больше не будут обслуживать физических лиц. Причиной было названо усложнение порядка оформления мелких грузов. Правда, чуть позже они опровергли свое заявление.

Федеральная таможенная служба объяснила, что со своей стороны никаких ужесточений правил не вводила. Объяснение ситуации кроется в том, что ранее таможенники строго относились лишь к проверке подозрительных грузов. Пакет документов, требующихся для оформления, не увеличивался: он по-прежнему включает в себя оригинал выписки из банковского счета, подлинник договора с интернет-магазином, ксерокопию паспорта с указанием адреса получателя.

Явные и неявные причины

О том, что операторов доставки предупредили заранее, сообщил замминистра Минкомсвязи Михаил Евраев. Дело в том, что увеличился беспошлинный ввоз импортных товаров юридическими лицами под видом физических лиц. 
В 2013 году объем покупок в интернет-магазинах составил около 120 млрд. рублей.  Экспресс-перевозчики не справляются с возрастающим количеством заказов. И третья причина связана с нежеланием связываться с проблемными посылками. Если российские заказчики будут отказываться оплачивать пошлину, возврат грузовых отправлений финансово ляжет на плечи перевозчиков.

А что в Союзе?

Между тем глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев сообщил, что снижение порога беспошлинного ввоза пока вводится только на территории России, но после утверждения ограничений Россия предложит членам Таможенного союза - Белоруссии  и Казахстану - "гармонизировать" их таможенные законодательства относительно российского.

Вероятный претендент на рынок

Сейчас мнения экспертов по поводу введения тарифа в 150 евро разнятся. Уход крупных экспресс-перевозчиков может сократить количество заказываемых товаров, с другой стороны, ситуация благоприятна для российских интернет-магазинов. Стоит заметить, освободившееся место способна занять "Почта России".  Ее представители уже заявили, что после проведенных реформ почтовое ведомство готово к увеличению объемов отправления.

Список услуг увеличится

"Почта России" в настоящее время находится в процессе серьезной реорганизации. Перед предприятием поставлены задачи, призванные вывести его в топ-5 в мире по прибыльности среди почтовых операторов. Амбициозность задачи можно  оценить уже сейчас: стратегия развития предусматривает затраты в размере около 140 млрд. рублей.  На эти деньги к 2018 году "Почта России" модернизирует логистическую сеть, повысит качество и скорость услуг доставки почты, начнет оказывать банковские и государственные услуги в отделениях, а также, что любопытно, намеревается  разработать новые сервисы, связанные с доставкой. Очевидно, доставка интернет-посылок входит в сферу интересов почтовиков. 

Без поддержки государства

Еще одно серьезное изменение, связанное с предприятием, касается акционирования предприятия. Минкомсвязи подготовило законопроект  "Об акционировании "Почты России", ожидается, что он будет принят во втором квартале 2014 года. Предприятие также исключат из перечня стратегических предприятий. До этого в начале весны Правительство РФ рассмотрит стратегию развития предприятия на 10 лет.

По первоначальному плану стратегии развития к 2018 году предприятие "Почта России" будет финансово независимым от государства и увеличит чистую прибыль до 19,6 млрд. рублей.

© Денис Зайцев-Болотников, специально для Русского Запада