Gmail, Skype, YouTube, Facebook, WhatsApp и другие попадут под запрет российского законодательства с 1 августа.
Иностранные интернет-компании и их сервисы, согласно принятому Госдумой "антитеррористическому пакету" законов, обязаны на протяжении полугода хранить информацию о всех переданных пользователями электронных сообщениях. За отказ выполнять закон зарубежные компании рискуют нарваться на блокировку.
В то же время российские сервисные интернет-компании, эксплуатирующие электронную почту, сервисы мгновенных сообщений (мессенджеры), IP-телефонию, а также социальные сети, готовы выполнять требования закона. В то же время крупные игроки данной индустрии считают, что подобное сохранение данных "противоречит международным обязательствам России, принятым в рамках Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод". Однако мнение мнением, а возможности игнорировать новое законодательство у Rambler&Co, Яндекс, Mail.ru или Вконтакте нет, - все компании находятся в пределах российской юрисдикции. Согласно поправкам к закону "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", электронные сообщения пользователей будут храниться на серверах, расположенных на территории России.
Однако владельцы зарубежных сервисов зарегистрированы за рубежом и не ведут в России хозяйственной деятельности, а их технологическая инфраструктура также недоступна для российского законодательства.
Законотворцам необходимо было продумать аспекты принимаемого закона, - считает председатель коллегии адвокатов Москвы "Вашъ юридический поверенный" Константин Трапаидзе.
"Получится, что закон не будет работать в отношении части игроков одного и того же рынка", - сказал адвокат в своем интервью "Лента.ру".
Будут ли заблокированы иностранные сервисы, если Google или Microsoft откажутся устанавливать в России серверы для хранения переписки пользователей, станет понятно ближе к 1 августа. При этом можно предсказать, что выполнение требований российской нормативно-правовой базы только российскими компаниями покажет всю несостоятельность подобного законопроекта, как и тех, кто его принимал. Как известно, dura lex, sed lex - "суров закон, но это закон", только если для всех.
© Денис Зайцев-Болотников, специально для Русского Запада