Российский авиабизнес и человеческий фактор – что ждет пассажиров в 2013 году

09.01.2013 12:00
   


Жирной кляксой в итогах года российского авиабизнеса, стала катастрофа авиалайнера Лайнер Red Wings, во Внуково. Отечественные авиаперевозчики не могут никак выйти из черной полосы, а Россия стабильно занимает первое место по авиакатастрофам.

КТО ЛИДИРУЕТ ПО КАТАСТРОФАМ

Конечно, на первом месте находится США, но ведь и по количеству самолетов Штаты опережают Россию в разы. Когда настало время убирать разбившийся лайнер с Киевского шоссе – даже гидравлические ножницы не справились, и "полетели".

Катастрофа Ту-204 поставила под большой вопрос само существование в авиапарке отечественных самолетов, пусть даже и относительно новых.

Специалисты обращают внимание на то, что у Ту-204 периодически возникают проблемы с тормозной системой. Бортпроводник злосчастного самолета, Дмитрий Винокуров, уже попадал в ноябре прошлого года в подобное авиапроисшествие. Тогда лайнер в Новосибирске выкатился за пределы взлетной полосы, но обошлось без жертв.

Уже второго января 2013 года в России был открыт список чрезвычайных ситуаций в воздухе. Пассажирский Боинг 737, принадлежащий авиакомпании "Трансаэро", вылетел 2 января из аэропорта Домодедово рейсом UN 323 Москва – Вена, и пилоты сразу же обнаружили неполадки в системе двигателей. 

Спустя некоторое время, практически сразу после взлета, экипажем воздушного судна было принято решение вернуться в аэропорт и совершить экстренную посадку. Пассажиров попросили сохранять спокойствие.  

В аэропорту неисправный Боинг 737 уже ждали несколько машин скорой помощи, пожарные и все экстренные службы аэропорта. Однако, лайнер произвел посадку в штатном режиме, пассажиры хоть и нервничали, но медицинская помощь, или консультация психологов никому не понадобилась.

АВИАКОМПАНИИ РАБОТАЮТ КАК БАНКИ

Сходство налицо – большие банки поглощают маленькие, а небольшие разоряются, по такому же принципу происходил слияние авиакомпаний. Авиаперевозчики стремятся выжать как можно больше, из подержанных самолетов, купленных зачастую в странах третьего мира, и отлетавших свое.

Пресловутый "человеческий фактор" каждый раз бывает причиной авиакатастроф, но это всегда комплекс обстоятельств. Не пройденный техосмотр, неисправность систем управления, плюс человеческий фактор. 


Государство, конечно, пытается возродить времена, когда слоган " Летайте самолетами Аэрофлота"означал не конкретную авиакомпанию, а надежность гражданского флота СССР.

Бьются перевозчики и за распределение интересных и дорогих международных маршрутов. 

Ими остаются рейсы во Францию и Италию, но эти направления крепко держит "Аэрофлота". То, что Минтранс в апреле прошлого года начал сбор заявок от авиаперевозчиков на выполнение регулярных и чартерных рейсов в Италию вызвала бурный всплеск среди компаний, за вкусные маршруты хотели взяться 15 авиаперевозчиков.

То, что выиграть в конкурентной борьбе смогла "Трансаэро", в принципе было ожидаемо. Теперь из двух столиц ее самолеты будут летать в Рим и Милан. Кусок пирога смогли откусить и не менее известная "Сибирь", она будет совершать рейсы в Верону, Болонью, Геную, и авиакомпания "Россия", отвоевала себе маршруты в Ниццу.

И все равно, недовольства Минтрансу избежать не удалось. Недоволен оказался "Аэрофлот" , по мнению его главы Виталия Савельева количество маршрутов, отданных "Трансаэро" слишком велико.


В Минтрансе озаботились проблемой, и решили, что необходимо создать саморегулирующуюся организацию. Но успеха идея у перевозчиков не имела, и Минтранса "куски пирога" по-прежнему распределяет.

На встрече с президентом РФ, Виталий Савельев высказал мысль, что "Аэрофлот" готов отказаться от монополии на 34 зарубежных регулярных маршрута, ради возможного понижения цен на авиабилеты. Минтранс согласился с доводами, но пока ничего не изменилось, проблема остается и в 2013 году.


ВНУТРЕННИЕ РЕЙСЫ НУЖНЕЕ ВСЕГО

Россия изобилует регионами, куда невозможно долететь напрямую. Все воздушные коридоры ведут в столицу. Это можно объяснить выгодой для авиаперевозчиков, самые прибыльные маршруты именно в Москву и Питер и обратно.

Здесь уместно бы взять пример с США, где региональная авиация является приоритетной для государства. Именно региональные маршруты необходимо дотировать властям, и возродить небольшие аэродромы.


Когда-то именно подвижничество местного смотрителя аэродрома помогло избежать катастрофы: он выпиливал поросль, подметал взлетные полосы, смотрел, чтобы на заасфальтированном поле не разворачивалась несанкционированная торговля. И однажды его труды были вознаграждены – неисправный самолет благополучно приземлился на заброшенном аэродроме.

Не хватает в нашей стране и среднемагистральных самолетов, хотя определиться, какие именно самолеты нужны авиаперевозчикам, так и не удалось. Кто-то ратует за известные Боинги и Аэрбасы, а кто-то уверен, необходимо создавать и возрождать авиапарк российских самолетов.

Положительные сдвиги в деле региональных перевозок уже наметились – будут субсидированы межрегиональные маршруты Северо-Западном, Сибирском, Дальневосточном, Уральском и Приволжском федеральном округах.

Всего на ближайшие три года выделено 2,9 млрд рублей. В Приволжске будут дотированы 25 % от стоимости тарифов, остальные получат до 34%. Субсидией смогут воспользоваться все граждане России независимо от возраста.


СВЕТЛАЯ ПОЛОСА УЖЕ ВИДНА

За полтора года будут созданы и дочернии компании "Аэрофлота" - "Владивосток Авиа" и "Сахалинские авиатрассы". "Аэрофлот" получит контрольный пакет акций - 51%, субъекты Дальневосточного федерального округа - 49% . но только в обмен на субсидии. Этот вопрос находится сейчас в стадии разработки.

Похоже, что в России побеждает трезвый взгляд, что никакие закупки самолетов не решат проблему региональных перевозок. И свою лепту в возрождение авиапарка в РФ Минпромторг: государство заказывает 260 самолетов Ан-2, тем самым убивая двух зайцев: дается хороший заказ предприятиям авиапрома, и возрождается отечественный авиапарк.

Подобные самолеты больше всего востребованы государственной авиацией: МЧС, Министерством обороны, лесоохраны. Будут Ан-2 летать и на внутренних пассажирских рейсах.

Сейчас в России для гражданской авиации непростой период. Здесь и многочисленные катастрофы, имевшие международный резонанс, такие как теракт в Домодедово, крушение президентского самолета Польши и показательной катастрофы российского Суперджета в Индонезии.

Хотя авиатранспорт по прежнему является самым безопасным в мире, в России об этом сказать ни у кого не поворачивается язык. 

Но, тем не менее, хочется верить, что в решении многочисленных проблем авиаперевозчиков уже наметился перелом в выгодном для всех направлении, когда и пассажиры смогут летать внутри страны за приемлемые деньги, и авиакомпании будут спокойны за свою выручку.


© Русский Запад. Специальный корреспондент Анна Николаева