Проверка стоимости и состава затрат на строительство многоквартирных домов в регионах России показала, что в большинстве субъектов отсутствует механизм регулирования затрат на жилье.
Аудитор Юрий Росляк выступил с докладом на соответствующую тему перед коллегией Счетной палаты во главе с Татьяной Голиковой. В результате экспертно-аналитических мероприятий выяснилось, что как на федеральном, так и на региональном уровне не проводится оперативное наблюдение и регулирование цен на строительную продукцию и оптовых цен на строительные материалы, изделия, технологии и конструкции, а также не проводятся необходимый мониторинг и анализ.
Так, в 2013 году в Калининградской области стоимость приобретения жилья варьировалась от 21,4 до 44,2 тыс. руб. за 1 м². При этом в условиях ограниченного предложения региональным властям приходится приобретать жилье по завышенным ценам. Не лучше ситуация обстоит и в других регионах: к примеру, в Ростовской области – от 10,7 до 113,6 тыс. руб. за 1 м², в Саратовской области – от 8,4 до 24,9 тыс. руб. за 1 м², в Нижегородской области - от 17,3 до 37,9 тыс. руб. за 1 м².
Для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем наиболее экономичным способом необходимо осуществлять строительство по проектам с регулируемой ценой, с заданным потребительским качеством и без земельных, социальных, инженерных и прочих обременений. При этом, так как основным способом для отселения граждан из аварийного жилого фонда является приобретение жилья на первичном рынке, аудитор озвучил условия полномасштабного строительства жилья экономического класса:
· формирование долгосрочных и среднесрочных программ развития поселений на основе сбалансированных генеральных планов развития территории, их публикация на открытых сайтах администрации;
· разработка схем инженерного и транспортного обеспечения;
· опережающая инженерная подготовка территорий застройки;
· формирование планов и организация продаж (или передачи) земельных участков, подготовленных под строительство жилья экономического класса;
· административное обеспечение и координация взаимодействия всех участников строительства жилья для социальных нужд.
В то же время Счетная палата разработала предложения по оптимизации затрат, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда. Орган предлагает Минстрою России:
· обеспечить разработку программных мероприятий для создания условий развития строительной индустрии, для строительства и реконструкции предприятий по производству эффективных и ресурсосберегающих материалов, изделий и конструкций;
· обеспечить формирование банка данных проектов для типового, повторного применения, оптимальных и эффективных проектных и технологических решений;
· разработать вопрос и представить предложения по созданию реестра данных первичных цен оптовых поставщиков, первичных ресурсов и строительных материалов, изделий, технологий и конструкций, продукция которых преобладает на региональных рынках строительства и (или) профильных товарно-сырьевых биржах.
Отчет эксперты, как сообщается на сайте Счетной палаты, направят в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также в Комиссию по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации при Президенте Российской Федерации. В Минстрой России, Фонд РЖС, Фонд ЖКХ будут направлены информационные письма.
© Денис Зайцев-Болотников, специально для Русского Запада