В марте 2015 года кризис на себе почувствовали 43% россиян

21.04.2015 13:08
   


80% граждан России сообщили, что намерены экономить, откладывать или отказываться от покупки товаров или услуг.

В ходе регулярного опроса исследовательская компания GfK изучила, как текущий экономический кризис и политический климат повлияли на ожидания россиян, их отношение к местной власти, к своей стране и к миру.

К концу 1-го квартала 2015 года индекс потребительских настроений в стране упал на 21 пункт - с 95 в ноябре 2014 года до 74 в марте 2015 года, а количество россиян, которые почувствовали проявления кризиса на себе и своей семье, возросло почти в три раза – с 16% в ноябре 2014 до 43% в марте 2015 года. 

Падение рубля в декабре 2014 года и последовавший стремительный рост цен сказались и на планах россиян. В ноябре 2014 года 49% участников исследования говорили, что ничего менять в своих тратах и привычках не будут, однако из-за кризиса уже в марте 2015 года 80% стали экономить и отказываться от запланированных трат. В первую очередь сокращения расходов жителей РФ могут коснуться таких категорий, как ювелирные украшения и часы, мебель и товары для дачи, товары для ремонта. В свою очередь, заметно меньше было тех, кто намерен урезать затраты на хобби и путешествия.

Меньше всего россияне намерены экономить на продуктах питания и других товарах повседневного спроса, медицинских товарах, оплате коммунальных услуг, базовой одежде, обуви, а также затратах на мобильную связь и интернет. 

Ключевыми изменениями в поведении россиян, так же как и в прошлый кризис, стали рациональность выбора, отказ от импульсных покупок, переключение на дешевый сегмент и экономичные упаковки, а также уход в формат торговли "эконом" – дискаунтеры и супермаркеты. 

Покупатель теперь внимательно читает ценники, так как рост цен привел к тому, что стоимость корзины заметно выросла - по результатам всего 2014 года до 10,2 тыс. рублей в сравнении с 9,7 тыс. руб. за июль 2013 года - июнь 2014 года.  

Изобилие товаров на полках сохраняется, однако каждый четвертый (24%) участник исследования сообщил, что столкнулся с отсутствием некоторых привычных для него товаров на полках магазинов. Некоторые товары и бренды ушли с российского рынка из-за ответных санкций, и их заменили другие, которые ритейлеры ввели в свой ассортимент после поисков лучших ценовых предложений в рамках замещения. 

Интересно, что в 2015 году россияне демонстрируют более высокий уровень доверия к антикризисным действиям правительства. 42% опрошенных в 2015 году говорят, что поддерживают антикризисные действия правительства, - против 24% в 2009 году. Кроме этого, 86% участников исследования поддерживают текущий курс развития России (64% считают, что Россия развивается "скорее в правильном" направлении, 20% уверены, что в "абсолютно правильном" направлении). 

В целом за последние 15 лет доверие россиян к различным институтам власти и общества выросло. В том числе к президенту страны, армии и правительству.

Изменилось и отношение россиян к себе и к миру. Опрос 2015 года показал, что самыми привлекательными странами для россиян являются Россия (80% в 2015 году / 68% в 1998), Беларусь (47% в 2015), Швейцария (46% в 2015 / 60% в 1998) и Италия (44% в 2015 / 57% в 1998). 

Список стран, с которыми, по данным опроса, России следовало бы развивать экономическое партнерство, возглавили Китай (47%), страны СНГ (41%), Индия и Европейский союз (по 26% соответственно). 8% считают, что экономические отношения следует развивать с США. Кроме этого, исследование выявило, что в России сильны изоляционистские настроения; 28% считают, что России не следует ни на кого опираться в своем развитии.

© Информационное агентство Русский Запад