Исследование Института общественного проектирования (ИнОП) "Природа и структура коррупции в России" показало, что сумма взятки за участие коммерческой фирмы в нацпроекте может достигать 40% суммы выделяемых средств, что в среднем в полтора-два раза больше, чем за участие в обычном госзаказе.Главный и в чем-то шокирующий факт, который обнаружили эксперты, состоит в том, что в России уже настолько сложился симбиоз бизнеса и госструктур, что для текущей экономики наличие коррупции терпимо.
При этом в законодательстве, начиная с Конституции, не сформулированы позитивные задачи исполнительной власти, то есть, наделяя чиновников массой прав, законодательство не предписывает им достижение неких целей.
"А когда нет целей, понятно, что чиновники работают в значительной мере для себя. И в этой ситуации нет ничего странного, что коррупция потеряла свою нравственную оценку, то есть стала этически и нравственно нейтральным действием", - утверждает один из участников исследования, заместитель директора ИнОП Михаил Рогожников.
Коррупция в России имеет две важнейшие особенности, отличающие ее от коррупции в других странах, продолжает Рогожников. Первая уникальная особенность: чиновничество в России до 1991 года полностью контролировало весь хозяйственный оборот. "Нигде, кроме России и стран советского блока, не было такого абсолютного контроля. И госаппарат до сих пор исходит из того, что он должен контролировать хозяйственную жизнь страны, и пытается извлекать свою "административную ренту" теми способами, к которым привык", - заявил эксперт.
Для предпринимателей, которые могли бы обеспечить инновационное развитие экономики, наличие коррупции нетерпимо. "То есть бизнесмены просто не вкладывают деньги в новые проекты, посчитав, сколько придется давать взяток. Вот почему за 20 последних лет мы не увидели в России ни своего Билла Гейтса, ни Пола Аллена, вот почему у нас не было инновационных прорывов", - отметил Рогожников.
Второй момент, более общий, встречающийся в других странах с большим уровнем коррупции, — это смещение центра принятия решений от законодательной власти к исполнительной. То есть когда бизнес приходит со своими прагматичными интересами не в парламент, а к чиновнику. Этот системный сдвиг приводит к росту коррупции.
Цена "откатов"
Продажа должностей в органах исполнительной власти разного уровня | Получение госзаказов | Участие в нацпроектах | Развитие бизнеса (решение административных вопросов) | Покупка места в избирательном списке | Принятие/непринятие законов в интересах крупного бизнеса | Отказ от налоговых претензий (как реальных, так и сфабрикованных самими налоговиками) |
---|
Цена: от $10 млн — должность в высшем звене органов исполнительной власти, от $100 тыс. — в среднем и региональном звене органов исполнительной власти | Цена: 20% от суммы заказа | Цена: 30–40% от стоимости проекта | Цена: $1–5 млн | Цена: $2–5 млн | Цена: от $250 тыс. — только за вынесение документа на рассмотрение парламента | Цена: от $1000 до 30-50% от суммы налоговых претензий |
Кому: чиновникам органов исполнительной власти | Кому: чиновникам органов исполнительной власти
| Кому: чиновникам органов исполнительной власти
| Кому: чиновникам органов исполнительной власти
| Кому: чиновникам органов исполнительной власти
| Кому: депутатам Государственной Думы | Кому: сотрудникам налоговых органов |
|
© Информационное агентство Русский Запад