Александр Рольбинов: «Каждый вложенный доллар в водный туризм, приносит еще $20»

10.10.2012 00:00
   


Вице-премьер областного правительства Александр Рольбинов фото c портала правительства области.jpg

За чашкой чая с вице-премьером правительства Калининградской области - о спорах с военными, "крестах" таможни и стадионе на болотах.

В сентябре Александра Рольбинова назначили вице-премьером правительства Калининградской области. Корреспондент Русского Запада тут же напросился к госслужащему на чай. Вопросов оказалось так много, что горячий напиток остыл, и это неудивительно, ведь интрига столь серьезного повышения Александра Семеновича сохраняется до сих пор. Заняв должность вице-премьера, наш собеседник оставил кресло министра развития инфраструктуры. Шесть лет его основными вопросами были недропользование, топливно-энергетический комплекс, транспорт, дороги, и водные ресурсы. Рольбинов работал с губернатором Георгием Боосом в условиях гигантских строек, и трудится сейчас – в кабинете министров Николая Цуканова, добивающегося бессрочных федеральных законов о Калининградской области.

ПЕРВЫЕ В РЕЙТИНГЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ

- Александр Семенович, вы руководили инфраструктурой региона шесть лет. Каков ваш личный рейтинг районов, по степени развитости территорий?

- Везде и всюду активную позицию занимают руководители Гурьевска, Советска и Светлого. В хорошем смысле, житья от них не было. Неудивительно, ведь главы этих администраций (Николай Карнюшин, Николай Воищев и Сергей Лютаревич – прим. Русский Запад) пришли из бизнеса, а значит, на протяжении долгих лет сами сталкивались с инфраструктурными ограничениями. Они знают изнутри, чем можно привлечь в  город инвестиции. Оказавшись по ту сторону бизнеса, они четко знают,  как помочь оздоровить муниципалитет. Конечно, работали с нами и другие, но больше никого не хочу называть, чтобы не обидеть. С некоторыми приходилось совсем тяжко.

- Каким основным крупным объектам инфраструктуры Калининградской области вам удалось дать «путевку в жизнь»?

- Георгий Боос приглашал меня, в первую очередь, помочь в организации строительства Приморского транспортного кольца и Балтийской атомной станции. Мне удалось успешно начать возведение этих объектов, а также поработать в реализации проекта по прокладке магистральных газопроводов. В прошлом году на эту программу было выделено около 800 млн. рублей, в текущем – 1,5 млрд. рублей, а в следующем, 2013 году – 3,5 млрд. рублей. Еще одна успешно решенная задача – сдвинуть с «мертвой точки» строительство Берлинского моста. Как вы знаете, работы там уже ведутся. Мы также построили четыре подстанции мощностью по 110 кВт каждая, с распределительными сетями естественно. Еще одна наша заслуга, причем на федеральном объекте, реконструкция трассы А 229, «Калининград – Нестеров». Очень большой объект. Здесь только на отрезке с 8 по 25 км бюджет строительства составил 5 млрд. рублей. В этом году там построят две дополнительные полосы движения. Удалось поспособствовать открытию для малого частного судоходства заливы нашего региона.

- Чего не удалось достичь на должности министра развития инфраструктуры?

- Не получилось добиться либерализации законодательства по снятию таможенно-пограничных барьеров на  границах с Польшей и Литвой.    

МЕХАНИКА ПОВЫШЕНИЯ В РАНГЕ

- Какие планы на переезд из этого кабинета?

- Только что смотрели другие помещения, и решил, что не буду отсюда никуда переезжать. Здесь останусь.

- Насколько неожиданным было это назначение для вас?

-  Я предполагал, что нечто подобное возможно. Занять пост вице-премьера губернатор предложил мне около месяца назад. Я взял паузу. Еще один разговор с Николаем Цукановым на данную тему состоялся после того, когда мне стали понятны функциональные обязанности на предлагаемой должности. К тому времени я уже курировал круг смежных вопросов.

- Чья работа в правительстве области продуктивнее: уроженцев региона или приезжих специалистов?

-  Есть случаи, когда иногородние работали в правительстве области эффективнее, чем местные. Для меня в этом контексте очевидным является следующее: чем меньше решений будет зависеть от чиновника, тем лучше разовьется местный бизнес. Поэтому в министерстве инфраструктуры я всегда старался минимизировать влияние человеческого фактора. К сожалению, так делают не все руководители местного происхождения.

- А в каких вопросах, касающихся бизнеса, вы минимизировали «чиновничий фактор»?

- К примеру, удалось поспособствовать разрешению малого частного судоходства по Калининградскому и Куршскому заливу. А ведь это долгое время существовали запреты. С данной проблемой мы постоянно обращались в министерства иностранных дел и транспорта, в Госдуму, а так же в правительство России. Мы писали везде и всюду. Тем не менее, вопрос решили. Решили на федеральном уровне и проблему с двусторонними российско-польскими «дозволами» на перемещение грузов в фурах. На протяжении многих лет мы вели плодотворную работу не только с Госдумой и Минтрансом, но и с Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков. Таких примеров много.

ДЛЯ ЧМ-2018 ТОПИ - НЕ ПОМЕХА 

- 29 сентября Калининград появился в списке городов-участников Чемпионата мира по футболу 2018 года. Главный стадион построят там, где за предыдущие 750 лет, никаких капитальных строений не возводили - место топкое. 

- Я исхожу из принципа данности: место определено, мы должны извлечь из этого плюсы. Комплексные геологические исследования участка пройдут на этапе оформления рабочего проектирования. Сейчас объявлен конкурс на составление этих документов. А то, что стадион на острове Октябрьский возвести технически возможно – это совершенно точно. Современные технологии позволяют города в море строить.

- А как же преемственность строительной политики?

- Немцы не ставили на острове капитальных строений потому, что в этом не было необходимости. Границы Кенигсберга находились достаточно далеко от тех мест. С расширением город еще и уплотняется, что гораздо хуже. Поэтому требуется двигаться на новые территории, для которых это только благо. Другого шанса развить данную территорию просто не предвидится. Важно провести чемпионат. Но после нескольких дней футбольного праздника 2018 года мы должны умело воспользоваться его наследием. То есть, новыми территориями с развитой инфраструктурой и спортивными объектами.

- Возможно ли воспользоваться этим наследием, чтобы перехватить контракты на выступления звезд мирового шоу-бизнеса у Гданьска и Сопота?  

- Если административные, визовые, пограничные реалии будут такими же, как сейчас, это практически невозможно. Но ведь мы собираемся преодолевать  эти барьеры, выступая с соответствующими законодательными инициативами. А если регион не добьется конкретных результатов в такой работе к 2016 году, у нас будут очень серьезные проблемы, во всех отраслях экономики.      

ВЛАСТЬ ГОТОВА ЗАНИМАТЬСЯ ПОРТАМИ И МАРИНАМИ

- Насколько теперь, в должности вице-премьера, близко вы будете касаться вопросов упрощения погранично-таможенного контроля для маломерных судов?

- Вплотную. Развитие водного туризма – одна из основных задач, стоящих передо мной в контексте работы с рекреационным бизнесом в целом. У всех соседей нашего региона яхтенно-катерный сектор развит достаточно сильно, а у нас – никак. На пути этого развития есть сдерживающие факторы. Один из мощнейших – пункты пропуска для маломерных судов. В ближайшие годы нам нужно организовать два морских пункта: один в порту Пионерский, другой в Балтийске. А уже к навигации следующего года – так называемые речные пункты пропуска, на заливах, Куршском и Калинградском: в поселках Рыбачий и Краснофлотское.

- Регион может ходатайствовать об облегчении таможенного, и паспортно-визового режима для яхтсменов?

- Буквально вчера я вернулся с Международного экономического форума в Сочи, где мы представляли Калининградскую область. На секции развития марин мне довелось услышать немало докладов чиновников из разных регионов и даже представителей федеральной законодательной власти. Уверяю вас, все они, единодушно заявляли о том, что действующие сегодня в России правовые и нормативные акты блокируют развитие водного туризма. Государство обращает внимание на подобную критику, готово вкладывать средства в модернизацию данной отрасли. 

Это возможно только на уровне законодательных инициатив российского парламента. Об этом я беседовал с председателем комитета по транспорту Государственной Думы России Евгением Москвичевым. Говорили о том, что пограничники и таможенники на всей нашей работе зачастую просто ставят крест. 

С Москвичевым мы договорились о том, что выездное заседание комитета по транспорту Государственной Думы нужно проводить именно здесь, в Калининградской области. Ожидается у нас в гостях и новый министр транспорта России Максим Соколов. 

- Где легче организовать пункты пропуска, в Пионерске, где рыбацкий порт или Балтийске, где стояли военные?

- Эти задачи обе - не из простых.  В Балтийске масса неиспользуемых причальных сооружений, принадлежащих Министерству обороны. Совместно с ним и муниципалитетом правительство Калининградской области поставило задачу найти наиболее подходящее место для организации пункта морского погранично-таможенного контроля. Но ведь необходимо там и суда ставить, а оборудование марины, или иного типа стоянки маломерных судов – дело инвестора. Но самое главное - принципиальная договоренность с Министерством обороны по вопросу предоставления той или иной причальной территории на эти цели уже достигнута. Возможно, что уже на днях, вместе с военными, мы выедем в Балтийск, где при участии представителей местного муниципалитета посмотрим наиболее подходящие пирсы, или причальные стенки, с соответствующей инфраструктурой.   

Наверное, сложнее все-таки в Пионерске. Во-первых, это все же рыбацкий порт. Всем известно, что экспедиций в масштабах Атлантического океана из порта Пионерский давно нет и, наверное, уже не будет. Остается прибрежное рыболовство. Оно для региона необходимо. Более того, нужно, чтобы выловленная траулерами продукция поставлялась в рестораны всего калининградского взморья.  Не только Крайний, но мы и сами рыбаков в обиду не дадим. Флот прибрежного лова нам нужен, он останется. Во-вторых, для нас Пионерск для нас важен, как место строительства терминала для круизных судов.

О «СТРАТЕГИИ – 2031» И ВОЕНННОЙ ЗЕМЛЕ

- Как скоро «Стратегия социально-экономического развития Калининградской области» сможет дойти до стадии законопроекта федерального уровня?

- Думаю, это должно произойти в текущем году. Особенно, учитывая положительное решение по проведению игр XXI Чемпионата мира по футболу 2018 года в Калининграде (29 сентября такое решение принято – прим. Русский Запад). Сама же стратегия сейчас согласовывается с министерствами, региональными и федеральными.   

- Насколько реально для развития туризма использование бывших воинских частей вблизи еще нерасформированных?

- Скажу утрированно: мы в правительстве наложили схему мест «где нельзя» на карту Калининградской области. Знаете что осталось?! Жалкие клочки земли, на которых вообще ничего толком сделать нельзя. Губернатор поставил вопрос перед министром обороны: «Уменьшите нам количество участков регламентированного посещения!» И ведь это сбылось. Часть ранее закрытых территорий стала свободной. Губернатор попросил министерство обороны передать региону то, что военным не нужно. Некоторые их городки опустели и рушатся, а мы найдем им применение: в регионе не хватает рабочих рук, работает программа по переселению (Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом – прим. Русский Запад), и их можно заселить в эти жилые комплексы. По некоторым объектам эта трудная работа с Министерством обороны продвигается.    

- Готовится ли какая-то программа по комплексному разминированию нашего региона?

- О единой программе речи пока не шло. Такие процедуры делаются под конкретные объекты, в установленном законом порядке. А если какой-то участок претендует на «первую строчку» в рейтинге наиболее взрывоопасных, то основную ответственность за это несет глава района, или руководство воинской части, если земля принадлежит Министерству обороны.     

О КИРХАХ И ПОДТОПЛЕНИЯХ

- Насколько возможен «туристический кластер» там, где его якорные объекты, старинные кирхи и замки, переданы Русской Православной церкви?

- Не вижу проблем в том, кто находится собственником. Вопрос стоит иначе: каково состояние и доступность объектов?

- Но с момента передачи исторического наследия Восточной Пруссии в лоно церкви (ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» подписан 30 ноября 2010) доступности все нет, а состояние не улучшилось.

- Пока не знаю, были ли договоренности у регионального министерства культуры по восстановлению кирх и обеспечению туда доступа туристов. Но поскольку на новой должности я курирую и направление туризма, буду касаться и этого вопроса.

- Как вы отнеслись к тому, что сотрудникам правительства региона ограничили доступ к некоторым новостным порталам?

- Для большей части сотрудников я бы вообще здесь все эти порталы отключил. Подключение к интернету необходимо тем, у кого это напрямую связано с функционалом. Остальные новости могут посмотреть и дома. В любой частной компании является нормой ограничение доступа к информации со служебных компьютеров. Рабочее время принадлежит поставленным задачам, его нужно использовать максимально эффективно.      

- Что можно сделать в столице региона, чтобы прекратить ее ежегодные подтопления?

- Предстоит разработать соответствующую комплексную программу. Понятно, что бывший Кенигсберг имеет очень сложную систему сообщающихся водоемов, но вся довоенная немецкая гидротехника в плохом состоянии. Отдельный вопрос – использование муниципальными «коммунальщиками» песко-соляной смеси. Весной, после схода снега, она забивает ливневую канализацию города. Говорилось об этом уже много раз. Всем также хорошо известно и о жидких реагентах. Но каждый год ситуация почти одна и та же.  Городским властям нужно заниматься этой работой. Хотя бы потому, что результаты начатой ими же «точечной застройки»  усугубляют подтопления. Новые здания зачастую перебивают сложные дренажи довоенных строений. В подвалах нескольких соседних домов поднимается вода. Но думаю, власти города справятся и с этим. А мы в правительстве всегда готовы им помочь.

ДОСЬЕ «Русского Запада»


Александр Семенович Рольбинов - Заместитель Председателя Правительства Калининградской области (вице-премьер)

Родился 22 августа 1964 года в г.Калининграде.

Образование высшее. Окончил в 1986 году Калининградский технический институт рыбной промышленности и хозяйства по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

 

1981-1982 г.г.– Слесарь 1-го разряда, Калининградский ремонтно-механичекий завод

 

1982-1986 г.г.– Студент Калининградского технического института рыбной промышленности и хозяйства

 

1986-1990 г.г.– Мастер по ремонту корпуса, помощник мастера, мастер сварочных работ, инженер по нормированию труда цех №1, Калининградский судоремонтный завод

 

1990-1994 г.г.– Коммерческий директор, Производственно-закупочный кооператив

 

1994-1999 г.г.– Генеральный директор, зам.генерального директора, ТОО «Вестер-Инвест»

 

1999-2003 г.г.– Коммерческий директор, ООО «Торговый дом Вестер»

 

2003-2006 г.г.– Президент, Ассоциация «Группа компаний «Вестер»

 

2006-2012 г.г. – Министр развития инфраструктуры Калининградской области

 

С 2012 г. – Заместитель Председателя Правительства Калининградской области

© Информационное агентство Русский Запад. Руководитель корпункта в Калининграде Петр Старцев

© Иллюстрации предоставлены пресс-службой правительства Калининградской области