Выборы: планируется масштабный опрос электората Калининградской области за две недели до избрания губернатора

30.07.2015 18:47
   


Социологи ждут гражданское общество.

В БФУ им. И. Канта сегодня, 30 июля 2015 года, проанонсировали полномасштабное социологическое исследование в Калининградской области, которое пройдёт с 24 по 31 августа 2015 года, и – «если получится» - в виде «экзит-пула» на выборах губернатора 13 сентября. Инициаторами выступили четыре социологические компании: Калининградский социологический центр, Социологическая лаборатория анализа, моделирования и прогнозирования рисков, подразделение БФУ им. Канта, Исследовательская компания КМГ и Калининградская социологическая служба. «Конкуренты», как назвали сами себя отдельные представители организаций, решили действовать вместе, чтобы получить максимально непредвзятый результат.

«Уровень доверия к социологическим данным недостаточно высок, - заметил Андрей Клемешев, ректор БФУ им. И. Канта, на брифинге, презентовавшем проект «Открытое мнение – Калининград». – Социологические исследования надо рассматривать не как инструмент политической борьбы, а как инструмент обратной связи общества и власти. Проект «Открытое мнение» направлен на развитие инициатив гражданского общества, чтобы повысить уровень прозрачности. Университет выступил партнёром этой инициативы».

Андрей Клемешев.

Андрей Клемешев.

«Наша работа сталкивается с проблемой доверия. Социологи зависят от искренности респондентов, от того, насколько они доверяют каналу обратной связи, - отметил Игорь Задорин, руководитель Исследовательской группы ЦИРКОН (Москва), специально приехавший в Калининград для представления проекта, в котором группа ЦИРКОН будет осуществлять кураторскую поддержку. – Основные претензии к социологам: ангажированность и закрытость». Именно поэтому, по словам Задорина, проект «Открытое мнение – Калининград» будут отличать два главных обстоятельства: он никем «не заказан», и пройдёт на деньги «профессионального сообщества». Во-вторых: будет прозрачен и открыт «весь технологический цикл».

Игорь Задорин.

Игорь Задорин.


Для московских коллег опыт не новый, а уже опробованный на выборах в 2012 году. Тогда было репрезентативно опрошено 3500 человек в 82 регионах. Впоследствии идея открытого социологического процесса пошла по стране и нашла применение в Астрахани, Подмосковье и в Новосибирске. «Каждый раз эти проекты инициировались немножко из Москвы», - выдал тайну Игорь Задорин. Калининградский проект был представлен как «инициатива, пришедшая с низу, с мест».
Ещё один участник проект - Институт прикладных политических исследований (Москва). Заместитель директора Григорий Добромелов подчеркнул необходимость использования «новых методик».

Григорий Добромелов.

Григорий Добромелов.

«Нам крайне важно не только провести исследование, но чтобы и общественность обратила внимание на работу социологов, - отметил Добромелов. – Для нас важно, чтобы появился новый заказчик – гражданское общество. Оно заинтересовано в повышении доверия к информации».

Сам механизм исследования, которое запланировано в виде массового опроса населения Калининградской области с 24 по 31 августа 2015 года и последующего «экзит-пула» 13 сентября, представил Сергей Цыпленков, директор Калининградского социологического центра.


Сергей Цыпленков.

Сергей Цыпленков.

На первом этапе должны быть задействованы 1500 респондентов. 900 из них будут опрошены на квартирах. Ещё 300 «пойманы» на улицах. А ещё до 300 респондентов социологи надеются достучаться в телефонных интервью.

По телефонам будут звонить «люди не отсюда», сообщил Сергей Цыпленков. Для звонков жителям Калининградской области планируется привлечь специалистов из Самары, Архангельска и Волгограда. «Чтобы они были абсолютно незаинтересованными в ответах», - пояснили социологи.

Состав и содержание вопросов, которыми будут озадачены избиратели, пока в стадии обсуждения. Но предварительный набор уже известен: удовлетворённость положением дел в Калининградской области, вопрос об участии в голосовании, намерение принять участие в выборах губернатора, электоральные предпочтения, причины голосования за того или иного кандидата, вопрос об окончательности решения, отрицательный выбор (за кого из кандидатов не проголосуют). Социологи спросят об образовании, частоте пользования интернетом и материальном положении семьи.

Результаты массового опроса планируется опубликовать 7 сентября 2015 года. Учитывая состав вопросов, пока непонятно, как это будет сочетаться с избирательным законодательством.


Елена Высоцкая.

Елена Высоцкая.

Стоимость проведения опроса оценивается в 156 тысяч рублей. Эту цифру огласила Елена Высоцкая (Исследовательская компания КМГ). Организаторы, и это особенность проекта, рассчитывают собрать часть денег по принципу «с мира по нитке». На английском это звучит как crowdfunding. Для этого проект зарегистрировался на сайте planeta.ru, занимающемся подобными историями.

Холодным душем окатил коллег ректор БФУ им. И. Канта Андрей Клемешев. По его словам, не стоит переходить «к обсуждению всего и вся». Андрей Павлович сослался на известный общественный феномен, согласно которому «все разбираются в медицине».

«Нужно знать какую-то меру», - призвал коллег к сдержанности ректор университета, подвергнув сомнению и обозначение участников общего проекта как «конкурентов». «Зачем собирать деньги с общества на социологические исследования?» - озадачил присутствующих Андрей Клемешев и посоветовал не путать общественную инициативу с наукой. Если речь идёт о получении результата, достижении научной истины, то предложенный подход, по мнению ректора БФУ им. И. Канта, вряд ли уместен.

Клемешева частично поддержал Игорь Задорин, отметив, что «в том, что говорится, много спорного», однако, тут же отыграл назад, заявив, что профессиональные вопросы должны обсуждаться, а профессионалы должны общаться на понятном для общества языке.

К проанонсированному исследованию приглашены, как сказал Задорин, и представители избирательных штабов кандидатов в губернаторы Калининградской области.

В заключение Андрей Клемешев как представитель академического сообщества всё-таки настоял на том, чтобы назвать предложенный проект «общественной, а не научной инициативой»: «Эта инициатива является индикатором того, насколько наше общество принимает наши исследования. Закрытость социологических служб – это факт».


Людмила Чернова.

Людмила Чернова.

Руководитель Калининградской социологической службы Людмила Чернова предложила заглянуть дальше: если этот проект окажется успешным, то социологическое сообщество могло бы делать «срезы» не только в электоральном поле, но и, например, в тех случаях, когда требуется выявить репрезентативное мнение граждан о системах образования и здравоохранения.

Итог обсуждению подвёл Игорь Задорин: «То, что мы хотим сделать, это – эксперимент».

 

(с) Информационное агентство «Русский Запад».