Деревянный мост в Калининграде будет полностью уничтожен

07.10.2015 19:27
   


Калининградские чиновники готовят снос Деревянного моста 1905 года. Так трактует предстоящие работы федеральный эксперт по объектам культурного наследия Юрий Забуга. В беседе с корреспондентом Русского Запада он прокомментировал последние заявления представителей мэрии, областного правительства и проектировщиков о грядущей перестройке исторической переправы.

Опоры не исследованы на безопасность

Максимальная ширина старинного моста на ул. Октябрьской после его восстановления должна увеличиться с 12 до 24 метров. За счет расширения проезжей части и тротуара. Опоры планируется усилить. Об этом заявил официальный представитель проектировщика, института "Гипростроймост - Санкт-Петербург", Януш Стрельников.

“Перед составлением проекта не было исследовано состояние опор моста, их сегодняшняя несущая способность, - прокомментировал государственный эксперт по объектам культурного наследия, архитектор Юрий Забуга. - Их просто хотят убрать и поставить новые, но в два раза больше, а ведь могли быть и другие варианты. К примеру, оставить эту переправу в ее нынешнем размере, но только для проезжей части, пустив пешеходные дорожки по подвесным мостам. Вынести их консолями, слева и справа от основного объекта”.

Деревянный мост стал частью жизни каждого калининградца

Деревянный мост стал частью жизни каждого калининградца.jpg

Никто не будет сохранять старину

“Мост будет восстанавливаться в виде, максимально приближенном к тому, в котором он построен в 1905 году: кладка, ограждения, светильники, вензеля, – все заложено в сметную документацию”, - заявил заместитель главы Калининграда Артур Крупин.

“Никто сохранением старых перил заниматься не будет, - возразил госэксперт по объектам культурного наследия. – Ограждения в плачевном состоянии. Если снять с перил всю краску, что от них останется, неизвестно. Поэтому планируется подмена старины на новодел. Может быть, это и хорошо, но говорить о Деревянном мосте как об объекте культурного наследия уже не приходится – его не будет. Он будет полностью уничтожен. Поэтому сейчас нужно выводить Деревянный мост из реестра объектов культурного наследия. После перестройки новодел уже не может являться памятником. Не бывает, чтобы объект культурного наследия, имевший ширину12 метров, увеличился вдвое и оставался при этом памятником. Инициаторы “реконструкции” моста маскируются, но все это писано вилами по воде”.

Проектировщик обошелся без федеральных экспертов

Что конкретно нужно сохранять на мосту и рядом с ним, точно не знают и чиновники правительства Калининградской области.

“До настоящего времени не разработаны и не утверждены границы территории объекта культурного наследия, - сообщил исполняющий обязанности руководителя Службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области Евгений Маслов. - Думаю, по окончании его восстановления эта часть работы будет обязательно выполнена. Во время историко-культурной экспертизы проекта мы ориентировали разработчиков на максимальное сохранение аутентичных элементов моста”.

Речь идет о важном разделе проектной документации, который касается сохранения объекта культурного наследия.

“Его должен готовить федеральный эксперт, - подчеркнул Юрий Забуга. - Однако проектировщик как-то обошел федеральных экспертов по объектам культурного наследия. В итоге он нашел кого-то другого”.

Юрий Забуга Фото Алексея Шабунина.jpg

Юрий Забуга, фото Алексея Шабунина

Скорее всего, по предположению федерального эксперта, нужные бумаги были подписаны в областной Службе госохраны объектов культурного наследия. Тем более что, по словам руководителя этой структуры, уже на стадии проектирования сохранение остатков старины на мосту предусмотрено. По крайней мере, проектировщик и областная контролирующая структура друг другом довольны.

Переправа дорожает как на дрожжах

Сохранятся ли кованые перила во время строительства, станет понятно в 2016 году. Пока же планируется почистить старые элементы моста и дополнить их новоделами. Власти и проектировщики обещают вернуть мосту даже то, что утрачено еще в начале XX века. Де-факто чем дольше затягивается начало работ, тем больше дорожает объект.

“Начиналась история с этим мостом около года назад, - напоминает федеральный эксперт Забуга. - Тогда стоимость замены подъемных механизмов, несущих конструкций и отдельных элементов составляла 80 млн рублей. Сейчас, если не ошибаюсь, под 1 млрд руб. Почувствуйте разницу”

Время - деньги. Хотя высокая планка объекту задана еще в старину: ширина Деревянного моста, по словам калининградских чиновников, с ходом истории и ростом нагрузок менялась. В разное время он имел четыре, шесть и девять пролетов. Почему бы сейчас не взять по максимуму? Проектировщикам поставлена задача: пропускную способность увеличить.

“Мне сначала не было известно насколько, - продолжил федеральный эксперт по объектам культурного наследия. - Когда я узнал, что в два раза, то вздрогнул и чуть не поперхнулся. Многовато. Если проект отправился на госэкспертизу только сейчас, смело прибавляйте еще четыре-пять месяцев. Только тогда возможно строительство. Реально ли сделать такой мост за год? Если нагнать тысячу китайцев, то да. Но это вопрос финансирования”.  

Под слоями современной краски скрываются кованые гербы Кнайпхофа

Под слоями современной краски скрываются кованные гербы Кнайпхофа.jpg

Досье РУССКОГО ЗАПАДА

Деревянный мост Калининграда через реку Преголя, ул. Октябрьская

II половина XIII в. – начало XIV в. – на этом отрезке русла Преголи действует паромная переправа и понтонный мост.

Нач. XV в. – строится Деревянный мост.

Кон. XVI – нач. XIX в. - мост периодически достраивается: от 7 до 9 пролетов.

Начало XX века – металлическими элементами дополняют деревянные.

Первая четверть XX в. – ликвидируются орнаментальные излишества.

1944-1945 гг. – мост поврежден в результате бомбардировок и штурма города.

1947-1950 гг. – проходит капитальный ремонт моста.  

© Информационное агентство Русский Запад, специальный корреспондент Петр Старцев

© Фото автора 

Опрос
  • Вы хотите уехать из Калининградской области навсегда?

    ам.jpg

Проголосовало 652 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты