Антон Алиханов подтвердил свои губернаторские амбиции в телеэфире (полная расшифровка интервью)

02.11.2016 15:16    © Фото: Россия-24
   


Антон Алиханов в эфире "Россия-24".

Врио губернатора Калининградской области Антон Алиханов ответил утвердительно на вопрос ведущей телеканала «Россия-24» Эвелины Закамской о желании стать губернатором в эфире программы «Мнение» 1 ноября 2016 года.

ИА «Русский Запад» приводит полную расшифровку беседы на телеканале. Беседа журналиста с главой региона длилась 26 минут.

- Ушли на рекламу с сюжета о ситуации в одном из посёлков Калининградской области где глава города выставил на продажу здания мэрии. Неоднозначный поступок. Расскажите, что на это сподвигло. Есть ли ещё такие прецеденты?

- Пока таких прецедентов больше я не слышал. Господин Заливатский у нас активный пользователь фейсбука и медийная в этом смысле персона, двигается в тренде. На самом деле, программа приватизации на следующий год у нас тоже довольно амбициозная. Мы за 10 лет столько не реализовывали, сколько мы планируем реализовать в следующем году.

Это и определённые земельные участки, и акционерные общества, которые не совсем профильные для нас. Поэтому в нынешнее довольно непростое с бюджетной точки зрения время, ну, это один из источников пополнения доходов. А на самом деле, здание у господина Заливатского очень хорошее. Оно прямо рядом с парком, буквально на первой линии у моря, поэтому …

- То есть, вы не возражаете, чтобы это здание было продано?

- У нас муниципалитеты – это отдельная ветвь власти. Не то, чтобы не подконтрольная, но – независимая довольно-таки. И в принципе знаем, чем это вызвано.

- А чем это вызвано? Что случилось?

- Действительно, часть недополученных доходов мы перераспределили в пользу регионального бюджета за счёт того, что у нас произошло перераспределение полномочий. И теперь часть полномочий, в том числе, в части образования лежат на региональном бюджете. И мы, соответственно, эту часть денег забираем, точнее, недодаём в виде трансферта отдельным муниципалитетам. Ну, и, к сожалению, Янтарный комбинат предпринял ряд юридических действий, которые привели к тому, что 26 миллионов рублей теперь идут не в доход муниципалитета, а в федеральный бюджет.

- Муниципальный бюджет, по сути, остался без источников доходов?

- Нет. Источники свои у него есть. Но это довольно существенная часть. Больше 25% от доходов. Мы приняли решение о том, что доп. дотацией в следующем году как минимум половину уже закрываем. В следующем году будем искать источники, которыми сможем закрыть и другую часть выпавших доходов. Но хочу сказать, что Янтарный-то у нас с точки зрения бюджетной обеспеченности – один из лидеров. Поэтому ситуация не столь драматичная, на самом деле.

- Обратите внимание, в каком контексте происходит подготовка к этому аукциону по приватизации. А глава посёлка говорит о том, что он во что бы то ни стало будет продолжать выполнять социальные обязательства. И они для него являются ключевыми. Может быть, это ваш будущий конкурент на выборах в будущем году?

- Не сомневаюсь, что у Алексея большое будущее. Посмотрим!

- На самом деле, что сегодня можно говорить, если серьёзно, о способностях муниципалитетов к выживанию? Мы сегодня много говорим о неспособности регионов развиваться в условиях высоких долговых обязательств, высоких процентных ставок и ограниченного доступа к финансовым ресурсам. А про муниципалитеты-то ещё…

- На самом деле, муниципальный долг Калининградской области – самый высокий в Северо-Западе. В своё время, когда губернатором стал Николай Николаевич Цуканов, были приняты определённые решения, и долги муниципалитетам были списаны. Но, к сожалению, опять вот за прошедшие 6 лет наши муниципалитеты, в силу определённых обстоятельств, набрали долгов, в том числе, и от бюджета регионального. Мы сейчас разрабатываем, я думаю, что в течение ближайшего месяца закончим разрабатывать систему специальных стимулов, когда главы муниципалитетов – у них в принципе все рычаги для этого есть -, снижая недоимки по отдельным налогам, не муниципальным, а в том числе региональным, федеральным, получают бонусы в виде как раз списания долга на суммы, которые они помогли взыскать. Например…

- То есть, если они стали больше собирать налогов, они как бы за это могут получить бонусы в виде списания части муниципального долга?

- Конечно! Это один из инструментов… Она будет многоуровневая эта система бонусов, выполнив которую можно дойти до суперприза в виде стопроцентного списания долга.

- Осталось найти, с кого собрать налоги.

- Вы знаете, у нас просроченная задолженность только по транспортному налогу более миллиарда рублей. Совместно с ГИБДД, судебными приставами главы муниципалитетов, главы администраций вполне могут эту статистику улучшить и бороться с этой недоимкой. Поэтому вся полнота власти в этом смысле у них есть.

- А другие источники фондирования есть?

- Конечно, есть. Будем пересматривать и те ставки, по которым выдаём кредиты. Мы получаем у федерального бюджета кредиты под совсем мизерные ставки, а муниципалитеты кредитуем под другие. Эта практика тоже должна быть каким-то образом пересмотрена. Потому что мы понимаем, что ситуация просто загоняется в порочный круг, который никаким образом отдельным муниципалитетам в принципе невозможно разорвать.

- То есть, если 6 лет назад долги были просто списаны, то сегодня дважды надеяться на такое чудо не приходится?

- Нет. Мы всё-таки хотим…

- …что-то списать?

- Нет, не списать. Создать систему стимулов, которая поможет главам муниципалитетов с этим долгом разобраться именно за счёт своих активных действий, а не просто, потому что вот им тяжело. За ту работу, которую они выполнят, конечно, такой бонус мы им предусмотрим.

- Активные действия, в том числе, приватизация?

- Например.

- Как проходит подготовка регионального бюджета. С каким дефицитом вы будете жить в следующем году?

- У нас бюджет сводится без дефицита. Конечно, мы за счёт собственных налоговых и неналоговых доходов не покрываем всех своих потребностей. Здесь у нас опять три источника. Первый, это наиболее очевидный, - возможность занимать, в том числе и у федерального бюджета, у коммерческих банков. Вторая большая, я уже сказал о ней, амбициозная программа приватизации. И третий – это работа нашей комиссии, которую я периодически, буквально два раза в месяц провожу, по мобилизации нашей доходной базы. Мы как раз там разбираем все примеры огромных недоимок и предпринимаем какие-то действия, для того чтобы со всем с этим бороться. Где-то успешно, где-то – не очень. Но очень важно системно над этим работать. Бюджет будет непростой, но я думаю, мы достойно его пройдём. Социальные обязательства у нас в приоритете. То есть, никаких урезаний различных социальных выплат или оптимизации не будет. Здесь очень важно не делать каких-то резких движений, потому что мы понимаем, что… чувствительная у нас ситуация. Нельзя принимать каких-то скоропалительных решений в этой сфере.

- В Калининградской области одна из самых высоких зарплат по России по-моему – больше 22 тысяч.

- Средняя заработная плата у нас по региону – 29 тысяч рублей.

- 29 тысяч рублей…

- …я бы не сказал, что это какой-то…

- …ну, это не какой-то, но, тем не менее, это меньше, чем в Москве, меньше, чем в Московской области. Мы не берём сейчас нефтеносные регионы наши, где, в общем, тоже своя реальность…

- …да, северные надбавки…

- …несколько отдалённая от среднероссийских показателей. Какие прогнозы на следующий год? Планируется ли у вас индексация? Или наоборот, секвестирование?

- Определённые индексации в бюджетной сфере предусмотрены, в силу того, что мы одной из основных задач видим выполнение и достижение показателей, которые у нас определены майскими указами президента. Честно говоря, все мы понимаем, что и в России в целом, и Калининградская область здесь не является каким-то исключением, довольно высокая доля серых заработных плат. И с этим вопросом мы тоже будем активно работать. Создавать дополнительные экономические стимулы для вывода заработной платы из тени. Например, у нас довольно существенный объём поддержки сельхозтоваропроизводителям, различным перерабатывающим предприятиям. В следующем году, чтобы получить эти субсидии – они довольно большие, региональный бюджет у нас в области поддержки сельского хозяйства, порядкам миллиарда рублей ежегодно только за счёт региональных средств, к сожалению, там до сих пор не было установлено требования о необходимости соблюдения какого-то уровня заработной платы у работников. Такие критерии будут введены уже в этом году. И в следующем году, я надеюсь, мы всё-таки за счёт таких в том числе мер увидим вывод зарплат из тени, соответственно, рост налоговой базы за счёт НДФЛ.

- С одной стороны, да, с другой стороны, может быть, это покажет и сокращение безработицы. Потому что, если вам удастся вывести из тени так называемых самозанятых, которые сегодня по общероссийским подсчётам составляют порядка трети активного населения.

 -У нас, по нашим оценкам, чуть поменьше. Но тоже довольно значительные цифры.

- Данные по безработице – более 9% - это выше среднероссийских показателей.

- Вы знаете, это…

- …А какие у вас сейчас?

- Это такая статистика для меня новая.

- Давайте уточните. Какая у вас?

- По нашим показателям, даже по методике международной организации труда, у нас 6,5 или 6,7%. По российской методике, соответственно, минус…

- …минус полтора процента, где-то, да? Тем не менее, есть проблемы там? Сокращение было…?

- Вы знаете, у нас была эта знаменитая проблема 1 апреля, окончания переходного периода.

-… По особой экономической зоне.

- На самом деле, хочу, пользуясь вашей площадкой, сказать – Особая экономическая зона в Калининградской области не закончилась, не закрылась. А её условия, и благодаря нашим усилиям, калининградского правительства, и благодаря усилиям, которые федеральные коллеги предпринимают… Собственно, в феврале этого года Дмитрий Анатольевич Медведев проводил Комиссию по социально-экономическому развитию Калининградской области. И в рамках этой Комиссии принимались окончательные решения относительно того, как мы будем существовать после 1 апреля. Льготы в части налога на имущество, налога на прибыль у нас как были, так и остались. Те выпадающие доходы предприятий от уплаты таможенных пошлин, которые после первого апреля возникли, они компенсируются за счёт специального механизма субсидирования. У нас введён новый механизм субсидирования железнодорожных перевозок. И так далее, и так далее. Отдельные поправки специально под Калининградскую область приняли в части таможенного НДС. Уникальный механизм только для Калининграда. Поэтому с точки зрения условий хозяйствования ничего страшного после 1 апреля не произошло. Рисовали, в своё время, картины апокалипсиса. Значит, от 20 до 100 тысяч человек останутся без работы. Ничего не произошло.

- А сколько осталось на самом деле?

- На самом деле сокращений существенных не произошло в принципе. У нас по итогам 9 месяцев этого года рост секторов обрабатывающей промышленности – 2,5%. Мы уже в этом году федеральные средства поддержки по компенсации таможенных пошлин… 19 млрд рублей получили наши предприятия. Механизм работает. Милости просим. Новые инвесторы тоже подпадают под эти механизмы.

- Кстати, идут ли новые инвесторы сейчас?

- У нас есть несколько площадок, индустриальных парков, как частных, так и таких квазигосударственных. На Питерском форуме мы подписали инвестиционное соглашение при участии РФПИ и французского инвестиционного фонда с компанией Arc. Они в следующем году начинают, и за 17-й год планируют закончить строительство завода по производству посуды. Инвестиции там порядка 6,5 млрд рублей. Сейчас мы ведём переговоры с одной из компаний по производству ДСП, МДФ-плит, которая тоже в Черняховском индустриальном парке собирается размещать своё производство. Довольно большой список. Вчера, собственно, встречался с коллегами из БМВ. Нас поддержали из федерального министерства промышленности и торговли, Александр Николаевич Морозов за компанию с нами продолжал давление на коллег. Потому что 18 лет они присутствуют и вместе с компанией «Автотор» осуществляют сборку своих автомобилей в Калининграде. И я надеюсь, те планы, о которых они рассказывали и Дмитрию Анатольевичу, и Владимиру Владимировичу по созданию целого кластера, по строительству завода полного цикла, мы уже в следующем году начнём воплощать в жизнь.

- Это вот просто давили-давили и вышли с таким ощущением. Или есть какие-то договорённости? Согласие на то, что – да, пора!

- Договорённости есть уже давно. Но инвесторы – люди с ранимой душой. Им нужно долго объяснять, долго показывать все выгоды. На самом деле, Калининград с точки зрения экономических условий…

- …и географии.

- …и географии для них. Понимаете, БМВ пока рассматривало Калининград всегда как точку входа на российский рынок. Мы же совместно с минпромторгом всё-таки хотели бы, чтобы…

- …выход на европейский…

- …Калининград был и на европейский, и на рынки Северной Африки, Ближнего Востока. И в этом смысле очень важна та работа, которую сейчас проводят и минпром, и минэк, и Евразийская экономическая комиссия в части заключения соглашений о зонах свободной торговли. Потому что чем больше у нас их будет, тем проще будет доступ российским товарам на эти рынки, собственно, с коллегами из БМВ ровно об этом и говорили.

- С Европой такой зоны ещё долго не будет, а вот на рынки Евразийского экономического союза…

- …Он становится шире благодаря развитию интеграционного проекта.

- Для этого нужно поменять полностью парадигму сознания наших партнёров. Потому что действительно они до сих пор локализовали производство только для того, чтобы здесь быстрее и удобнее, рассматривая нас как рынок сбыта, а зачем мы им нужны тогда? Вот что им сказать тогда? И какие конкурентные преимущества мы можем сегодня им предложить?

- Мне кажется, что Калининград в этом смысле необходимо рассматривать с двух-трёх позиций. С одной стороны, это точка входа на российский, на евразийский рынок, и через евразийский рынок – на рынки тех стран, с которыми у нас заключены соглашения о зонах свободной торговли. Ну, собственно, первая у нас это – Вьетнам. Из того, что на слуху. И второй подход – это рассмотрение Калининграда как точку входа на европейский и на другие рынки. Те же азиатские компании, на наш взгляд, могли бы использовать Калининград как некую точку подскока на европейский рынок. Потому что мы знаем, что Европа зачастую закрыта для китайцев, индусов и так далее, и так далее. И размещение производства у нас могло быть неким новым подходом. Хочу сказать, у нас уже есть и европейские компании, которые за счёт дешевизны и труда, и электроэнергии, и газа уже размещают производства, и в том числе отдельные комплектующие машиностроители немецкие, компания «Граммер» и другие, они размещают эти производства в Калининградской области, и потом экспортируют эту продукцию для сборки в Германию. Такие примеры тоже есть. Я надеюсь, что и в этом году, и в прошлом году реализовали несколько таких удачных проектов совместно с Российским экспортным центром. У нас есть примеры удачной работы с Росэксимбанком, при их поддержке в том числе отдельных краностроителей. У нас на литовско-польской границе теперь стоит калининградский портальный кран. Поэтому нам тут есть что показать и чем гордиться.

- Во сколько вы оцениваете целевые ориентиры по притоку инвестиций?

- У нас последние четыре года инвестиции, к сожалению, сокращались.

- Не только у вас.

- Сейчас, 51% от всех инвестиций в основные средства – это бюджет. А если считать квазибюджетные организации – сетевые энергетические компании и так далее – я думаю, эта цифра может доходить и до 70%. Как минимум нам нужно выйти из минусовой отрицательной зоны. Для этого нам необходимо, на мой взгляд…

- …А отток какой?

- Сейчас точные цифры не скажу. Но минус 15% в год – это существенные вещи. Нам нужно больше рассказывать о себе. Потому что, к сожалению, Калининград перестал восприниматься как уникальная точка входа и как территория с уникальными условиями. Мы в своё время обкатывали новые механизмы особой экономической зоны, других вещей, но наш опыт был распространён на территорию Российской Федерации. По нашему предложению, которое поддержал президент, мы работаем над новым законом, как мы его называем, на самом деле, такой пакет поправок в существующий наш закон, который продлит существование особой экономической зоны до 95-го года. Ряд льгот с территорий опережающего развития мы имплементируем в свой режим и так далее. Льготы по НДС. Квазибезвизовый режим, который мы сейчас надеемся, и во Владивостоке, и у нас будет внедрён. Возможность применения норм технического регулирования стран ОЭСР, признание дипломов и так далее.

- Как по вашим ощущениям, первым таким, когда вы уже на земле, просто с экономическим образованием, и вот сейчас вы приходите и начинаете вот это хозяйство трогать, переворачивать и рассматривать, достаточно полномочий у регионов, для того чтобы выходить из минуса и решать те проблемы, с которыми центр оставляет регионы один на один? Не все проблемы, но есть те, которые предстоит решать.

- Конечно, вы знаете, мне кажется, что и в Калининграде, и в других, наверное, регионах большое количество проблем, с которыми мы можем справиться сами. Конечно, у нас есть и федеральная целевая программа, и федеральный бюджет нас в принципе не обижает в этом смысле. Тем не менее, я считаю, что нам надо просто активно работать, продвигать себя внутри России с точки зрения инвестпотоков, вовне – привлекая внешние инвестиции. Конечно, те проблемы, с которыми сталкиваются наши граждане каждый день, это всё в наших силах: здравоохранение, ЖКХ. Огромный пласт проблем обычных жителей Калининградской области, с которыми вот я, уже живя в Калининградской области больше года, я, моя семья, жена, дети, сталкиваемся и, в принципе, есть понимание, как эти проблемы решать.

- То есть, среда жизни, она обуславливает и настроение жизни.

- Мы же ориентируемся, вы же понимаете, мы такой островок России в европейском море. У нас уровень сравнения немножко другой. Мы себя сравниваем, при всём уважении, не с Рязанью или Иваново, мы сравниваем себя с Польшей, Литвой, Германией.

- Раньше у этого острова были преимущества свои, потому что было безвизовое общение с Польшей. Сейчас оно отменено.

- Да, малое приграничное передвижение.

- Смотрите, проблемы, с которыми сталкиваются губернаторы, и уже столкнулись, которые пришли, начали активно осваиваться, привлекать инвестиции, привлекли этих инвестиций очень много, вышли из дотационного региона в регионы-доноры, а потом начался кризис, выяснилось, что у них высокая закредитованность, высокая долговая нагрузка. И получается, что… А центр так и говорит: «Но вы же молодцы!» Вы должны дальше тоже сами, вы же нам показывали… И получается ситуация несправедливая, когда дотационные регионы оказываются в более выигрышном положении. Развиваться как бы невыгодно. Сейчас говорят очень тихо, не на встрече с президентом, а так – кулуарно говорят руководители регионов, которые столкнулись с такой проблемой. Вы видите такие риски?

- Буквально в этом году по инициативе калининградского правительства было принято решение о снижении инвестпорога со 150 до 50 миллионов, того, который даёт полное освобождение от налога на прибыль, налога на имущество. Хорошо это? С одной стороны, хорошо. У нас уже в три раза больше резидентов ОЭЗ в этом году по сравнению с 15-м. Но количество этих проектов -большое. Но при этом налоговая база у нас, у регионов, вымывается. Мы этих налогов недополучаем. Мы надеемся, что получим эффект через другие налоги, через НДФЛ, через ещё какие-то вещи, через создание новых рабочих мест, повышение занятости и появление людей с высокими или средними доходами. Для того чтобы они могли как-то повышать свой уровень жизни. Мы в середняках в этом смысле. Есть регионы гораздо более закредитованные, чем Калининградская область. Я считаю, что мы с этими проблемами прекрасно справляемся…

- …какая часть бюджета – простите, что перебила – уходит на обслуживание долга?

- Большая. У нас в этом году порядка 800 миллионов мы отдаём на…

- …это сколько в процентах бюджета?

- Где-то 3,5 – 4%.

- Немного? Просто на обслуживание.

- Нестрашно.

- Это некритично. Но тем не менее. У вас есть необходимость брать…

- …нам федеральный бюджет очень сильно помог заместить…

- Вам нужно брать средства дальше. Вы будете брать их на развитие или вы будете брать их на обслуживание долга дальше?

- Конечно, мы будем брать их на развитие. Мы говорили об индустриальных парках. Если мы и будем занимать, то только для того чтобы создавать новые рабочие места и создавать условно-бесплатную инфраструктуру для потенциальных инвесторов с тем, чтобы они создавали новые производства в регионе. Я ничего плохого в кредите не вижу.

- Если есть возможность его отдать, то почему бы нет?

- Поэтому у нас, слава Богу, я уже говорил о приватизации, очень большой пул активов, распоряжаясь которыми можно решить большое количество проблем. Это и строительство новых поликлиник, школ. К сожалению, социальная инфраструктура у нас пока страдает. Я очень долго жил в Москве и наблюдал здесь замечательную практику, когда застройщиков «грузят» строительством социальной инфраструктуры. В Калининградской области такой практики нет. Будем её внедрять. Это некое комплексное развитие территории. Хочешь большое количество квадратных метров? Будь добр, сними с бюджета такую нагрузку, как строительство школы или поликлиники. Я считаю, что это вполне справедливое требование.

- Посмотрите, что считают застройщики, здесь диалог предстоит интересный. Значительная часть федеральных инвестиций связана с подготовкой к чемпионату мира 2018 года, то есть, это – стадион.

- У нас федеральная целевая программа этого года и следующего года, к сожалению, или, к счастью, практически полностью превратилась в федеральную целевую программу подготовки к чемпионату мира по футболу. Конечно, мы надеемся на то, что мы сможем достойно этот чемпионат принять, и это даст дополнительный стимул для развития территории. Стадион строится на непростом месте. Это – остров Октябрьский. Ещё в немецкие времена это было болотистое место.

- История подготовки этой территории тоже непростая. Несколько раз менялась смета. Тут много было преодолений. Но дивиденды вы ожидаете от этого чемпионата?

- Конечно. Это целый город. На этой территории, подготовленной теперь территории можно возвести целый город. Это дополнительная территория для развития города. Это огромный остров в центре города со стадионом на 35 тысяч зрительских мест. Для нас это огромная перспектива.

- Главное – не теряться после чемпионата. Потому что в Сочи никто не верил, что эти объекты будут приносить… будут окупаться.

- Мы над этим активно работаем.

- Там столько мероприятий, столько планов, всё это сейчас реализуется. Внутренний туризм тоже активно развивается.

- У нас тоже.

- Вы хотите быть губернатором?

- Конечно! Конечно, хочу!

- Рассчитываете, что 18-й год вы встретите в качестве уже главы региона?

- Да.

- Я желаю…

- Владимир Владимирович такое доверие в качестве исполняющего обязанности мне оказал.

-…первое впечатление. Вот абсолютно новое…

- Я же уже не первый год там…

- …Я понимаю, что не первый… Я имею в виду: от должности и от этого управления?

- 15 минут радости и потом (смех) приходит осознание того, с каким количеством задач теперь придётся столкнуться. Потому что я был заместителем председателя правительства примерно 11 месяцев, 10, был определённый блок работы, сейчас нужно отвечать за всё и за социальные вопросы и за вопросы ЖКХ, которые гораздо более ответственные, на самом деле, потому что от этих вопросов зависит социальное самочувствие людей. Конечно, в этих вопросах надо активно разбираться, в них погружаться, чем мы и занимаемся.

- Я желаю вам успехов!  

 

(с) ИА Русский Запад/аш

Опрос
  • Руководство каких районов надо снимать в первую очередь?

    главы.jpg

Проголосовало 649 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты