В Калининграде открылась XI Биеннале графики стран Балтийского моря

15.09.2013 13:21
   


Художественная галерея показала много по-настоящему интересных работ и специальную выставку Петра Дика.

Искусство по-прежнему способно удивлять, – этот нехитрый постулат в очередной раз был доказан Художественной галереей. В этом году международные смотры искусств следуют здесь один за другим. Не успела отгреметь "Фотомания", как уже открылась Биеннале "Калининград - Кенигсберг". Этот международный смотр стараниями Художественной галереи проходит в Калининграде уже в 11-й раз. Художественный смотр, чей "стаж" перевалил за десятилетие, становится по-настоящему знаковым событием в жизни города.

Уже на подходе к галерее можно было понять, что ожидается нечто грандиозное: фасад музея украшали не только красочные яркие афиши, но и флаги стран-участниц. Посетителей в залах было очень много. Впрочем, это вполне привычная особенность Биеннале графики.

Работы Биеннале заняли большую часть галерейных площадей. Посмотреть действительно было на что. Гости открытия путешествовали по залам, обсуждая и даже споря: над некоторыми произведениями смеялись, некоторым удивлялись и поражались в хорошем смысле слова.

Биеннале графики стран Балтийского моря

Как ни крути, а современное искусство не всегда открыто к людям, но, слава организаторам, Биеннале графики не была похожа на междусобойчик знатоков, куда простому народу вход закрыт. В этот раз на Биеннале художники привезли только оригинальную графику, что, безусловно, радует. В последнее время в Художественной галерее зачастили выставки тиражной графики (недавние выставки Шагала и "Линия любви"), и на их фоне Биеннале явно выигрывает. Этот смотр современных авторов действительно проходит на очень и очень высоком уровне.

Не могло обойтись и без спорных работ. Каждый, кто знаком с искусством ХХ века, заметит определенное сходство некоторых произведений с работами Виктора Вазарели, Ильи Кабакова и других. Как бы то ни было, работы производят впечатление.

Интересный факт: несмотря на то, что данное мероприятие носит название Биеннале графики, далеко не все произведения можно к этой самой графике отнести. Скажем, работа одного из лауреатов - Миккеля Нимана - "60 способов преодоления листа бумаги" сделана в очень своеобразной технике. Перед зрителями предстал большой лист бумаги, заклеенной тут и там черным скотчем. Суть данной работы не в том, как она выглядит в итоге, а в том, как она создавалась: художник 60 раз ударом кулака прорывал бумагу, а после заклеивал скотчем образующиеся разрывы. Отнести данную работу к графике, конечно, можно, но это, скорее, некая форма акционизма, когда важно не столько само произведение, сколько действие, предшествовавшее его появлению. Некоторые зрители замысел художника не осознали в полной мере. "И это победитель? Ну все, в следующий раз я тоже участвую в Биеннале!"  - заявил один из гостей открытия. Сбудется ли это намерение, неизвестно, но тот факт, что работа вызывает интерес, – бесспорен.

Биеннале графики

Специальным проектом в рамках Биеннале стала выставка известного российского художника Петра Дика. К сожалению, в полной мере насладиться творчеством этого мастера не удалось: его работы демонстрировались в одном из самых темных мест галереи, к тому же все работы находились под стеклом. Плохой свет и блики стекла сделали свое "черное" дело: Петр Дик масштабного впечатления, увы, не произвел.