Калининградцам показали "Врага народа"

16.09.2013 14:14
   


Лев Додин добавил пьесе Ибсена многозначности, а заодно приговорил все мечты о прекрасном будущем...

Еще одной, без всякого сомнения, жемчужиной Балтийских сезонов стал спектакль "Враг народа" в постановке Малого драматического театра Санкт-Петербурга. Лев Додин, худрук театра, в очередной раз подтвердил славу одного из самых интересных режиссеров современного театра.

Пьеса Генрика Ибсена "Враг народа" хороша и сама по себе. Небольшой курортный городок с водолечебницей. Слегка фанатичный доктор Стокман узнает о том, что воды эти грязны и только травят туристов, приезжающих сюда на лечение. Стокман предлагает закрыть лечебницу и переделать водопровод, что займет по меньшей мере пару лет. Но вот незадача, жители городка не хотят терять свое благосостояние, и вскоре врач из всеми уважаемого человека превращается во врага народа. Сюжет интересный, но в постановке Льва Додина он так потрясает своей глубиной, как норвежскому драматургу Генрику Ибсену, вероятно, и не снилось.

На сцене минимум декораций, лишь стол, 7 стульев да белая завеса. Ярких красок здесь попросту нет, даже в костюмах персонажей, по сути, есть лишь черное и белое. Такие контрасты очевидным образом подчеркивают тех, на чьей стороне авторы спектакля. Художник Александр Боровский сделал все возможное, чтобы ничто не отвлекало от монологов и диалогов героев. Сергей Курышев (доктор Стокман) играет потрясающе: с одной стороны, это привычный образ ученого немного не от мира сего, с другой же – человек, готовый идти до конца и бороться за правду, невзирая на то, чем ему это грозит. Персонаж очень неоднозначный и очень при этом трогательный. А вот его антагонист – мэр в исполнении Сергея Власова – персонаж без полутонов, человек как будто отлитый из металла, непроницаемый и жесткий. Сильный и в то же время пугающий в своей непроницаемости и непрошибаемой уверенности образ, – такие не знают сомнений.

враг.jpg

Персонажей стало меньше, а вот сама история кажется еще более масштабной. Постановка Льва Додина ничего не убавляет, скорее, наоборот - наблюдать за развитием действия тем интереснее, что оно неоднозначно. Поначалу каждый зритель сопереживает странному доктору-утописту, ему симпатизируешь еще и потому, что похож он на булгаковского мастера в этой своей вязаной шапочке, не хватает только буквы М, что всем своим видом он противопоставлен холеным властителям в черных пальто, что он увлечен и не меняет своей точки зрения, как большинство его оппонентов.

Однако в конце, после ужасающего и оглушающего звона разбитых стекол, от которого на самом деле кровь стынет в жилах, наш герой словно перевоплощается: его оппоненты неожиданно предлагают ему совсем иной и, что уж греха таить, совсем нетрагичный исход… Из одинокого борца за справедливость он, кажется, вот-вот превратится в одного из тех, с кем боролся. Конечно, этого не происходит, но возможность такая есть, и это очевидно. Постановка Льва Додина в этом плане звучит гораздо безысходнее, чем любые сюжеты на тему Апокалипсиса: смерть в физическом плане уступает в трагизме крушению идеалов и надежд, что, возможно, даже страшнее. Это некий приговор всем тем, кто сегодня недоволен политической обстановкой в стране, кто пытается бороться…  Впрочем, остальным это тоже приговор... ничуть не меньший.

враг4.jpg

Здесь на самом деле выражена вся беспощадность истории и эта поистине страшная фраза "благими намерениями усеяна дорога в Ад". Справедливость этого взгляда уже доказала история: всеобщее ликование по поводу распада СССР и последовавшие за этим события или (в качестве аналогии для тех, кто не согласен с этим вариантом) радость по поводу Октябрьской революции и последовавшие за ней события… На выбор, не жалко.

Желание бороться за правду прекрасно само по себе, но оно разбивается о реальность с грохотом бьющихся стекол. Это грустно, но герой говорит о настоящей свободе, внутренней, которой не обладает большинство, – за нее и нужно бороться. В конечном итоге  это значит - бороться за себя, потому что общественной правды не добиться, пока есть рабское большинство, а оно есть и будет всегда. Эту постановку можно в некотором смысле считать гимном эскапизму и эгоизму: общей правды нет, и сильнее всех только тот, кто абсолютно одинок. Но поскольку абсолютно одиноких людей, к счастью, не существует, нужно холить и лелеять свою внутреннюю свободу насколько это возможно, а значит, обратить взор на себя самого и не браться за непосильные задачи переустройства мира.

Лев Додин, актеры Малого драматического театра, художники спектакля создали без всякого преувеличения шедевр. Зрители аплодировали стоя, режиссеру - больше всего, по заслугам. За один только спектакль "Враг народа" надо горячо поблагодарить организаторов "Балтийских сезонов", - шедевры попадаются далеко не каждый день, и увидеть их - дорогого стоит.

враг1.jpg