Калининградский областной музей изобразительных искусств начал расследование дела о “каменной гостье” из Восточной Пруссии. 6 апреля 2018 года в этом учреждении Русскому Западу рассказали, что даже случайная зацепка может пролить свет на загадку статуи, которую на днях нашли в 10 км от границы России с Польшей.
“Скульптуру богини урожая Цереры обнаружила калининградский фотограф Светлана Коновалова, - рассказала Русскому Западу Екатерина Илюшкина, специалист по экспозиционной и выставочной деятельности Калининградского областного музея изобразительных искусств. - Светлана снимает бывшие усадьбы Восточной Пруссии. Около двух недель назад она оказалась на месте господского имения в бывшем Абелишкене (ныне – посёлок Белкино, Правдинского городского округа – прим. Русского Запада). Перед местом, где был парадный вход, она обнаружила фрагмент женской статуи. Он лежал в глубоко в грунте и листве. Мы узнали об этом 3 апреля в обед и сразу сразу снарядили туда экспедицию. Светлана отправилась с нами, в качестве проводника”.
Поместья, у которого находился загадочный объект, сегодня нет, но о нём было известно с конца 16 века. Усадьбой в Абелишкене, по словам представителя Музея изобразительных искусств, до 1890-х годов владела семья фон Шлибен – плеяда восточно-прусских лесничих, государственных деятелей, дворян. Однако, из немецких документальных источников известно, что античной образ богини урожая связан с именем следующих владельцев дома – семьи Коппен.
“Они приобрели это имение в самом конце 19 века, - продолжила специалист Музея искусств. - Вероятно, что именно тогда и появилась эта статуя. В немецких публикациях сохранились воспоминания семьи Коппен о том, как они любили выходить к своей скульптуре и наслаждаться её образом”.
Поместье не пережило войны 1941-1945 годов и советской разрухи. Сегодня хозяев нет, дом стёрт с лица земли, а его земля не даёт урожая. От плодородия осталась только статуя богини Цереры. В земле и прошлогодней листве.
Церера поднялась из забвения, впервые за 74 года
3 апреля скульптуру выкопали и доставили из Правдинского городского округа в Калининградский областной музей изобразительных искусств. Почему именно туда?
“У нас самый большой и представительный в регионе фонд скульптур, среди которых уже есть одно изваяние Цереры, работы Йозефа фон Копфа”, - ответила Екатерина Илюшкина. “Новая” Церера, по её словам, весит около 150 кг, в высоту – не более полутора метров. К сожалению, образ богини, остался без головы. Однако, по довоенным фото в Музее искусств точно определили, что перед ними античная повелительница плодородия – один из популярнейших образов господских домов Восточной Пруссии. Теперь нужно искать детальные изображения её головы. Есть и другой вариант.
“Мы готовимся снаряжать экспедицию на поиски головы этой скульптуры, - сказала Екатерина Илюшкина. – Если обнаружим, то подготовить статую к показу можно довольно быстро. Если не найдём, то продолжим искать её качественные фотографии. Отправим запросы в профильные организации, получим изображения, по которым можно восстановить иконографию образа, провести анализ. Только после него мастер может воссоздать верхнюю часть скульптуры. Сколько времени займёт атрибуция, неизвестно. По сути, мы ведём целое расследование”.
Екатерина Илюшкина, специалист по экспозиционной и выставочной деятельности Калининградского областного музея изобразительных искусств
Когда калининградцы и гости региона смогут увидеть Цереру из исчезнувшего поместья, неизвестно. Собеседник Русского Запада в Музее искусств не исключает, что случайная зацепка может пролить свет на загадку статуи и тогда события вокруг неё ускорятся.
© ИА Русский Запад/пс