ТОП-5 событий в Калининградской области на неделе с 14 по 20 октября: обзор Русского Запада

23.10.2013 23:17
   


Федеральные СМИ продолжают усиленно отправлять в отставку калининградского губернатора Николая Цуканова. Получит ли регион необходимые субсидии для компенсаций перелетов на “материковую“ территорию РФ, построит ли “Автотор“ свой автомобильный кластер на окраине областного центра? Об этих и других примечательных событиях прошедшей недели - в новом выпуске традиционной рубрики.

1. Ошибка экс-президента? Федеральные СМИ продолжают отправлять в отставку губернатора Калининградской области Николая Цуканова.

Казалось бы, всего неделю назад глава Калининградской области Николай Цуканов провел успешную встречу с Президентом России Владимиром Путиным. Сразу после встречи было найдено оперативное решение проблемы усиленного досмотра литовских грузов; также глава государства подтвердил, что Калининград примет игры Чемпионата мира по футболу 2018 года. Однако же сразу после этого главе региона досталось от двух основательных федеральных изданий – “Коммерсанта“ и “Известий“. Обе газеты на минувшей неделе записали калининградского губернатора в число отставников – по той простой причине, что свое назначение он получил от находящегося сейчас на вторых ролях премьер-министра Дмитрия Медведева.

Цуканову назначение от Медведева, а не от Путина припоминают все годы его руководства регионом. Каких-то содержательных основ данные доводы не несут. Да, главе региона можно ставить в укор слабые темпы реализации Федеральной целевой программы на территории области, а также относительную слабость кадровой политики. Но Владимир Путин никогда публично не критиковал главу самого западного региона страны; более того, по мнению наблюдателей, назначение Цуканова в 2010 году было, безусловно, согласовано с тогдашним премьер-министром.

Неназванный источник в Кремле уже назвал сообщения о массовых отставках губернаторов призыва Дмитрия Медведева “бредом, не заслуживающим комментариев“. Что касается Николая Цуканова лично, то федеральный центр максимально не заинтересован в дестабилизации политической ситуации в Калининградской области. До окончания действующего срока главы региона осталось 2 года, это вполне достаточное время, чтобы оценить перспективы переназначения Цуканова на второй срок. Сообщения же о досрочной отставке, судя по всему, так и будут с регулярным постоянством появляться в том числе и в крупных федеральных СМИ, так как элиты в Калининградской области продолжают пребывать друг с другом в конфликтном состоянии.

2. Не островок России? Калининградской области грозит снижение объемов субсидий на железнодорожные и авиационные перевозки.  

На прошедшей неделе от федеральных СМИ досталось не только калининградскому губернатору. Газета “Известия“ во вторник обнародовала информацию о снижении объема субсидий на железнодорожные и авиационные перевозки в Калининградскую область. Причина в общем сокращении расходных обязательств федерального бюджета. Речь идет о постепенном снижении с нынешних 530 миллионов рублей до 467 миллионов к 2020 году (железная дорога) и с 544 миллионов до 290 миллионов (авиаперевозки).

Надо ли говорить о том, что для большинства жителей Калининградской области регулярные поездки на “материковую“ Россию и так не являются слишком уж доступными? Адекватный механизм субсидирования авиаперевозок заработал лишь в этом году, а ранее им могли воспользоваться лишь молодежь и люди пожилого возраста. При этом в пик “сезона“ стоимость билета экономкласса на авиарейсах Калининград - Москва составляла порядка 20 тысяч рублей. Что касается железной дороги, то стоимость купейного билета фактически сравнима с авиацией; а поездки в плацкарте с учетом летней жары, слабой технической инфраструктуры поездов и продолжительности (более суток) пути превращаются в настоящее испытание для тех, кто вынужден ими пользоваться.

В Министерстве транспорта Правительства РФ уже сделали заявление о том, что объемы субсидирования поездок в и из Калининграда будут скорректированы с учетом фактической потребности. Но пока это заявление выглядит как превентивная мера от возможных социальных последствий в самом западном регионе страны. При этом калининградцы уже привыкли, что федеральный центр далеко не всегда ставит проблемы эксклава во главу угла. Это наиболее ярко показали последние события с режимом усиленного досмотра литовских грузов, который привел к прямым экономическим потерям калининградских предприятий.

3. Город моторов. “Автотор” запустил свой проект по строительству автомобильного кластера на северо-западе Калининграда. 

Можно смело говорить об уникальности этого проекта. Речь идет о строительстве 10 автомобилестроительных заводов, сопутствующей инфраструктуры и в итоге появлении нового пригорода Калининграда, где будут жить 50 тысяч человек, а также будут размещены социальные объекты. Автомобильный кластер “Автотора“ называют, пожалуй, самым реально обоснованным проектом в рамках государственной программы развития Калининградской области. Расчетные мощности кластера – производство до 250 тысяч автомобилей в год уже через 5 лет.

При этом “Автотору“, судя по всему, удалось уладить некоторые разногласия с властями Калининградской области. Несколько недель назад губернатор Николай Цуканов позволил себе публичное высказывание о том, что холдинг заплатил в бюджет налогов на 400 миллионов рублей меньше ожидаемого. Кроме того, в компании разрабатывается схема по попаданию нового инвестиционного проекта с другим юридическим лицом под режим Особой экономической зоны в Калининградской области с получением соответствующих льгот по налогообложению. На торжественном открытии проекта автомобильного кластера в минувшую пятницу председатель совета директоров “Автотора” Владимир Щербаков дал понять, что власти просто неправильно произвели расчеты. Присутствовавший на мероприятии Николай Цуканов не стал опровергать это заявление.

Пожалуй, единственным открытым вопросом для спокойного будущего “Автотора“ является подписание полноценного контракта с “якорным“ партнером – автомобильным концерном "BMW". При этом, по заявлениям самих представителей калининградского холдинга, поводов для беспокойства нет, так как немецкие автопроизводители уже финансово участвуют в реализации проекта строительства кластера. Тем не менее вопрос с подписанием соглашения остается открытым уже на протяжении полутора лет. Еще один существенный фактор: Россия поддалась давлению Всемирной торговой организации, Государственная Дума приняла, а президент подписал закон о распространении утилизационного сбора, в том числе и на продукцию в рамках режима Особой экономической зоны.

4. Не тот климат? Калининградская область стала одной из худших в федеральном рейтинге инвестиционного климата.

Как правило, самому западному региону РФ в целом и столице региона в частности везет на различного рода рейтинги. Так, Калининград становился победителем рейтинга Forbes в плане ведения бизнеса, также неплохие позиции были заняты в исследовании по методике Doing Business Всемирного банка. Тем удивительнее результат исследования в рамках проекта “Пульс бизнеса“: Калининградская область вошла в число аутсайдеров по уровню развития инвестиционного климата. Существенное значение имеет то, что исследование базируется на основе опросов непосредственных участников экономических процессов – предпринимателей и инвесторов. Его организаторами также выступали, что называется, не люди с улицы, а вполне себе государственные структуры: фонд “Общественное мнение“, “Агентство стратегических инициатив“ и “Итар-Тасс“.

С чем же связаны столь негативные оценки? Думается, что инвестиционный климат в Калининградской области в действительности не столь неблагоприятен по сравнению с другими регионами. Природа исследования имеет субъективный характер, а калининградские предприниматели известны своими завышенными требованиями к государству по сравнению с коллегами в других регионах РФ.

Свою роль также могли сыграть опасения бизнеса в преддверии прекращения в 2016 году действия таможенных льгот режима Особой экономической зоны. Новый законопроект об ОЭЗ только проходит предварительное обсуждение во властных структурах и бизнес-кругах, и пока нет четкого понимания, какие гарантии инвесторам он сможет дать. Пока же большинство оценок носит негативный характер, причем масла в огонь подлили события недавнего таможенного конфликта с Литвой. Усиленный досмотр грузовых автомобилей с литовскими грузами привел к экономическим потерям для ряда калининградских предприятий, часть из которых заявила о сокращении сотрудников.

5. Техническая победа. Партия власти получила 17 из 20 мест в Совете депутатов Гусевского городского округа.

Особого внимания это голосование к себе не привлекло. Выборы стали достаточно техническими, их необходимость была вызвана объединением сельских и городского поселений Гусевского района в Гусевский городской округ. Примечательно, что в аналогичном объединении в Гурьевском районе обошлись без выборов, сохранив полномочия действующего созыва Совета депутатов муниципального образования.

Что касается Гусева, то родной муниципалитет губернатора Николая Цуканова всегда отличался хорошей поддержкой партии власти. При этом в районе не обошлось без ряда неприятных для главы региона скандалов, – речь идет о строительстве школы в рамках Федеральной целевой программы. В итоге предыдущему подрядчику строительства – компании “МСК-77“ – была выплачена сумма за невыполненные работы, а в отставку по собственному желанию ушла экс-глава муниципалитета Галина Силенко, в отношении которой было возбуждено уголовное дело.

Если говорить непосредственно о голосовании, то “Единая Россия“ пошла проверенным путем устранения политической конкуренции: с избирательной кампании были сняты списки КПРФ и ЛДПР. В итоге партии власти противостояла лишь “Справедливая Россия“, которой удалось взять лишь 3 мандата из 10 разыгрываемых по партийным спискам. Что касается 10 одномандатных округов, то тут ЕР показала 100-процентный результат, несмотря на ожесточенное противостояние на ряде территорий.

Совсем уж низкой оказалась явка избирателей на участки для голосования: всего лишь немногим более 23%, что не сравнить с недавними 60% в Светлогорском районе. Опять же в столь низком внимании к выборам, как правило, заинтересован их победитель. Что же, теперь единороссам придется нести полную ответственность за политические процессы в муниципалитете. А калининградские оппозиционные политические партии, судя по всему, в очередной раз проглотили отношение к себе как к общественным силам “второго сорта“. Сложно представить, сколько может продолжать сохраняться текущая ситуация.

© Кирилл Качанов, специально для Русского Запада