В понедельник, 4 ноября 2019 года, в популярном немецком журнале «Штерн», прославившемся публикацией фальшивых дневников Адольфа Гитлера, появился репортаж о поездке их журналистки в Калининградскую область.
Вибке Томешайт (Wiebke Tomescheit) сделала то, что не смогли сделать её родственники, которые родом из Восточной Пруссии – посетить свою прародину. Белокурая девушка, выглядящая под Мэрилин Монро, отвечает в издании за социальные сети, пишет «простыни» о Бобе Дилане, например, и прочих актуальных общественных темах.
Но к столкновению с российской реальностью в нашем самом западном регионе она оказалась не очень готова. Редактор «Штерна» являет пример человека, имеющего высшее образование, работающего годами в журналистике, но... по-прежнему воспринимающего Калининградскую область через устоявшиеся клише, далёкие от реальности как небо от земли (они соприкасаются только на горизонте).
Как раз для «спонтанных» с 1 июля 2019 года действует электронная виза на 8 суток. Но, с другой стороны, да, иностранцам приходится показывать «миграционную карту» в отелях.
Таких идей Вибке Томешайт (фамилия говорит как раз о восточно-прусских, даже, скорее, литовских корнях) набралась в интернете. К её удивлению, никаких купюр и алкоголя не понадобилось. Она, к счастью, не додумалась ничего предложить. «Здесь бы на такое я даже не решилась, настолько корректное и доброжелательное впечатление произвели на меня все [сотрудники на российской границе]». Но при этом добавляет, что «на других пограничных переходах» всё может быть иначе.
Журнал «Штерн» читают миллионы немцев. Можно только пожелать читателям не пытаться на российской границе доставать водку и деньги, чтобы передать их таможенникам и пограничникам. Хотя... если так считают, то их… ожидает привлечение к ответственности, впрочем, ровно такой же, как если бы они попытались провернуть такое же со своими таможенниками и пограничниками.
Проехав пограничный пункт пропуска Гжехотки – Мамоново II автор вместе с мужем – между прочим, на новеньком «Фольксвагене» - замечает людей, которые припарковались у лес.
«В наших мозгах полно клише, - признаёт сама Вибке Томешайт. – Здесь встречаются банды контрабандистов, чтобы произвести расчёт по последней поставке оружия?»
Они достаточно быстро понимают, что это просто… грибники. И собирать грибы рядом с приграничной зоной можно.
Многие немцы считают, что дороги в Калининградской области и сейчас как сразу после войны или после развала СССР. Рассказы из начала 90-х и 2000-х годов гуляют по немецкоязычному интернету, представляя собой незаменимый источник информации о регионе. Правда, ложный.
«Автобан – новый, широкий и почти пустой. То и дело мы проезжаем через места, где ремонтируют дорожное полотно. Вот было бы так же и в Германии», - пишет Вибке. Правда дальше добавляет, что хорошо развитая дорожная сеть это своего рода «уступка Путина недовольным калининградцам, которые чувствуют себя оставленными Россией в одиночестве». Это уже отдельное клише.
Первый же отель, в котором поселяется немецкая пара, - «Россия» в центре Советска. Автор предполагает, что «это, возможно, единственный отель в городе». Странно писать это в 2019 году, когда один бросок в Google позволяет узнать, что в Советске как минимум в пять раз больше мест, где можно остановиться. К слову, не в каждом немецком городе на 40 тысяч жителей как в Советске, более одного отеля.
Любопытно опять же для человека с широким кругозором, опытом поездок (можно надеяться) по нескольким странам мира, работающем в модном популярном СМИ Германии, иметь такое представление о России.
К счастью, туристы быстро понимают, что «люди в Калининградской области открыты к прошлому». И не помнят зла.
А в пешеходной зоне даже стоят таблички с надписями, в том числе, и на немецком языке.
Впрочем, и тут Вибке Томешайт признаётся и рассказывает, почему Советск казался ей издалека совсем другим: «В моём собранном из стереотипов мире я ожидала увидеть бедность и не могла знать, как мне к этому относиться».
Но бедности она не увидела. Единственное, что не понравилось: на большинстве фотографий с мостом Королевы Луизы не видно «довольно уродливых пограничных ограждений перед мостом». Тут не поспоришь.
В Советске Вибке с мужем читают табличку, ну, как читают – пытаются понять. Вроде как дальше идти нельзя. На всякий случай, они не решаются подойти поближе к реке.
Такую же ошибку они совершают, когда едут на Куршскую косу. Издалека они видят шлагбаум, и им кажется, что «единственная дорога, которая туда ведёт, закрыта». Позднее им рассказывают, что надо было просто заплатить за въезд в национальный парк. Довольно обычная же вещь, в том числе, и в Германии – платить, если не за въезд, то хотя бы за парковку перед национальным парком.
Весь материал на немецком языке можно прочитать здесь, а на русском здесь.
© ИА Русский Запад/аш