31 января в больницу № 2 нагрянула высокая комиссия в составе зампредседателя правительства области Алексея Силанова, председателя областной Думы Марины Оргеевой и регионального лидера ЛДПР Александра Ветошкина.
Необходимость в проверке возникла после посещения отделения хосписа Елизаветой Глинкой. Доктор Лиза – под таким именем ее знает вся Россия, она - известный меценат, паллиативный онколог и доктор медицины в одном лице. Осмотрев калининградский хоспис, доктор Лиза сделала несколько громких заявлений об уровне его работы. Естественно, это были не хвалебные дифирамбы. Вот и приехала проверяющая комиссия, неясно только, с какой целью - опровергнуть или подтвердить ее слова. После общения с персоналом стало ясно: истина где-то посередине. Проблемы в хосписе есть, правда, не такие шокирующие, как о том заявляла столичный врач. Обвинив походя во всех ужасах бывшего главврача, должностные лица отчитались о том, что хоспис готов к выполнению своих функций, а состояние дел в нем удовлетворительное.
Как заявил Алексей Силанов, программу паллиативной помощи будут расширять на базе других государственных медицинских организаций региона, будут открывать кабинеты паллиативной помощи. Марина Оргеева подтвердила, что деньги на реабилитацию больных выделят. Правда, создается впечатление, что высокие гости не совсем разбираются в данном вопросе. Паллиативная помощь – это не лечение! Кратко говоря, это обеспечение ухода. А вот и полное определение: "Паллиативная медицина – это подход, направленный на улучшение качества жизни пациентов и членов их семей, находящихся перед лицом жизнеугрожающего заболевания, путем предупреждения и облегчения страданий благодаря раннему выявлению, точной оценке и лечению боли и других проблем физического, психического, психосоциального и духовного характера". Примером могли бы послужить польские хосписы, где врач работает в паре с социальным работником. А условиям проживания могут позавидовать здоровые люди.
В лицензии на предоставление медуслуг кабинета паллиативной помощи нет. Лицензию еще надо получить, а для этого требуется показать оснащенность каждой палаты. Но пока хоспис находится в настоящих условиях, лицензию получить нереально. Врачи ютятся по трое в кабинетах, транспорта нет, оборудования (около 60 наименований), да и если бы было, его просто физически некуда ставить.
Медперсонала тоже не хватает, слава Богу, есть волонтеры, помогают. Но главное – на всю область два врача, прошедшие специализированные курсы оказания паллиативной помощи. Областной Минздрав зубами должен за них держаться, а по-хорошему – организовать курсы для повышения квалификации всего персонала хосписа, оплатить обучение и командировки.
Так что рано власти заговорили об удовлетворительном состоянии дел. А между тем уровень заболеваемости раком в регионе за последние десять лет вырос на 2%. И скоро тяжелобольных придется складывать штабелями. В 2013 году хоспис заказывал порядка 8 тыс. памперсов, в этом году – 81 тыс. Десятикратный скачок! А у чиновников все опять удовлетворительно.
© Денис Зайцев-Болотников, специально для Русского Запада