15 февраля отмечался Международный день детей, больных раком. Детские онкологические больницы – самое печальное, что может быть на свете. В глазах этих детей читаются несовместимые вещи – ожидание радостной и чудесной жизни впереди и совсем недетская серьезность, умудренность от страшного диагноза.
В этот день в Москве проходили самые разные благотворительные акции. Маленьких пациентов НИИ детской онкологии и гематологии на Каширском шоссе посетили с подарками олимпийцы из сборной России. В Галерее искусств Зураба Церетели состоялось открытие выставки работ онкобольных детей. Все эти мероприятия очень важны и нужны, но для общества главная задача – излечить от этой страшной болезни как можно больше детей.
Ситуация в детской онкологии за последнее время заметно улучшилась. В пользу этого свидетельствуют объективные факты. Так, в 2011 году в столице начал свою работу Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Димы Рогачева. За период с 2006 по 2013 гг. количество пациентов, которым за счет бюджета оказывается ежегодная высокотехнологичная медицинская помощь (ВМП), увеличилось в 8,4 раза – с 60 тыс. до 502 тыс. человек. За эти 8 лет ВМП получили 2,3 млн. человек, в числе которых 350 тыс. детей. Кроме того, значительно расширился список медицинских учреждений, оказывающих ВМП, – с 93 учреждений в 2006 году до 409 в 2012 году.
По статистике заболеваемости раком в России, на 100 тыс. человек приходится 15 онкобольных детей. Что касается взрослых, то этот показатель равен 300.
Главной проблемой детской онкологии считается недостаточное количество таких современных больниц, как Центр имени Димы Рогачева в Москве. Как следствие – диагнозы ставятся слишком поздно. У маленьких детей очень сложно заподозрить рак, педиатры не могут этого сделать. В результате время чаще всего бывает упущено.
Некоторые виды онкологических заболеваний, несмотря на видимый прогресс, до сих пор не могут лечить в России. Ни одна клиника в нашей стране не занимается трансплантологией в детской онкологии, нигде не проводятся MIBG-терапия и внутренняя радиотерапия с меченым радиоактивным йодом.
Незадолго до Международного дня детей, больных раком, произошел скандал вокруг заявления главного детского онколога Минздрава - академика РАМН Владимира Полякова. Академик выразил свое мнение насчет благотворительных фондов, отправляющих детей лечиться от рака за границу. Они, по его словам, дискредитируют российское здравоохранение. При этом не было ни одного случая, когда ребенка, признанного неизлечимым комиссией Минздрава, вылечили за границей благотворители, - пояснил доктор.
Заявление В. Полякова вызвало активную волну обсуждений на форумах. По этому факту не проводилось никаких расследований, да оно и понятно, благотворительные фонды вряд ли захотят в этом участвовать.
Между тем Чулпан Хаматова говорила, что таких детей она знает немало. Также "Русофонд" в прошлом 2013 году направил за рубеж 43 онкобольных ребенка, из которых 37 удалось вылечить.
Так или иначе, проблема с комиссией Минздрава гораздо серьезней. Времени на прохождение всех чиновничьих этапов уходит столько, что лечиться уже порой бывает поздно. Об этом известно всем родителям, пытающимся вылечить своих детишек. А в онкологии, особенно в детской, время – это самое важное. Поэтому, если не выходит получить помощь в России, едут за границу.
По данным вице-премьера Ольги Голодец, в 2013 году около 6 млн. больных предпочли российским клиникам заграничные. И это несмотря на то, что здравоохранение в России становится лучше. За один только год зарубежные клиники заработали 50 млрд. долларов, которые заплатили россияне за лечение в них.
Что касается дискредитации отечественного здравоохранения, то его рейтинг понижают сами чиновники. В течение нескольких лет в бюджете ежегодно выделяется 177 млн. рублей на лечение наших больных за рубежом. Тем не менее лишь 100 млн. расходуются Минздравом по прямому назначению, а в 2013 году и того меньше – всего 50 млн.
В самом факте лечения за границей ничего зазорного нет. К примеру, около 1,5 млн. граждан США каждый год выезжают на лечение за рубеж, и страховые компании оплачивают эти поездки.
© Юлия Порошина, специально для информационного агентства Русский Запад