Здравоохранение России превратилось в "смердящую, разлагающуюся на глазах язву общества, "черную дыру", расточающую огромные ресурсы и прямо грозящую жизни каждого из нас", - считает известный российский экономист, публицист и политик, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.
Советская медицина тоже не была идеальной
Медицина советского периода во многом была похожа на военно-полевую хирургию, поэтому тоже была далека от идеала, - рассуждает М. Делягин. Так, уходом за больными пренебрегали (мол, раненый солдат – молодой мужик и выздоравливает сам). Во врачебных школах отсутствовали стандарты, и чаще всего даже гениальные врачи творили не по инструкции, а по вдохновению.
С 70-х годов бюрократия тормозила внедрение новых методов лечения, как в целом и весь прогресс. Врачей вынуждали брать на себя управленческие функции, в результате чего, по словам М. Делягина, гениальные специалисты тратили себя на администрирование, а ловкие бюрократы пролезали в науку. О недостатках советской медицины можно говорить еще долго.
О "достижениях" современных реформаторов
Как заметил М. Делягин, на фоне современной ситуации несовершенства советской медицины кажутся не такими уж страшными.
Ключевым принципом нынешних реформ является, по его словам, всеобщность рынка. Это привело к тому, что медицина стала лишь одной из сфер услуг: "спасение жизни людей" практически приравняли к "починке обуви".
Реформы превратили медика из спасителя в бизнесмена и, как выразился М. Делягин, "в бездушную машинку по извлечению прибыли из мук и трагедий людей".
Экономист обращает внимание на то, что механизмы контроля качества до сих пор отсутствуют. Их внедрение отторгается реформаторами на идеологическом уровне, ведь они не позволят максимизировать прибыль. Остается ждать, что "рынок все сам урегулирует".
Между тем природа у медицины (как и у всей социальной сферы) совсем не рыночная, поскольку у потребителя, как правило, нет возможности оценить качество ее услуг.
М. Делягин приводит следующий пример: "Купив гнилой картофель, Вы станете избегать продавца (хотя его жертвами станут другие). А получив некачественное лечение, Вы можете уже никуда больше не попасть, кроме кладбища".
Врачам выгодно "залечивать" пациентов
В результате проведенных реформ, по словам экономиста, сложилась коммерческая модель здравоохранения, при которой врачам выгодно, когда пациент покупает их услуги как можно дольше.
Вследствие этого происходит переориентация огромной части врачей (чаще коммерческих) на "залечивание" пациента вместо его излечения. Дело иногда доходит до того, что врачи начинают запугивать людей выдуманными страшными диагнозами. И совесть не мешает им это делать, ведь "машинке для извлечения прибыли, в которую сознательно превращена медицина, она противопоказана".
Усугубление ситуации, по словам М. Делягина, происходит еще и из-за краха образования и насаждения клановости. "Многие раздутые от собственного величия врачи, если и умеют говорить по-русски, не имеют знаний в принципе", - считает он.
Интересно, что на Кубе, которой Россия когда-то помогла построить лучшую массовую медицину в Западном полушарии, перестали признавать наши дипломы о медицинском образовании с 1995 года.
Реформа бюджетных организаций также усугубляет ситуацию, как утверждает экономист. Официальная цель данной реформы – "повышение платности бюджетных услуг", что "в искусственно удерживаемой в бедности стране означает снижение их доступности" – успешно достигается в медицине.
Врача нагрузили колоссальным объемом отчетности и превратили в делопроизводителя. Нередко оказывается, что быть регистратором, распределяющим пациентов по специалистам, гораздо выгодней, чем лечить больных.
М. Делягин делится ощущением, что невыносимые условия для пациентов создаются врачами бюджетных организаций для того, чтобы "те плюнули и пошли к ним же – в частные (платные) клиники".
На всех врачей не хватает денег
В то же время сами врачи поставлены в не менее чудовищные условия, - считает экономист.
После того как ликвидировали тарифную сетку, которая связывала зарплату работника бюджетной сферы с его квалификацией, должностью и стажем, возникли предпосылки для злоупотреблений – администраторы первым делом начисляют зарплату себе ("по потребности"), а лечащие специалисты потом получают то, что останется.
Как сообщалось ранее, в начале февраля значительная часть медперсонала Читинской женской консультации написала заявления об увольнении по собственному желанию. Причиной стало безденежье: врачи, даже работая на полторы-две ставки, получали в среднем по 15 тыс. рублей в месяц, а медсестры – по 9 тыс. рублей.
Дело вызвало общественный резонанс, "лидер восстания" и заведующая женской консультацией - заслуженный врач Читинской области Е. Воробец - достучалась до краевого министра здравоохранения (который, конечно же, "ничего не подозревал"), и тот снял с должности главврача роддома.
Вслед за этим начали поступать жалобы и из других регионов: в социальные сети выплеснули эмоции медсестры Нижегородской области, ежемесячная оплата труда которых доходит до уровня в 5600 руб., и Тульской, где получают около 3800 руб. в месяц. Между тем официальные данные подсчитываются по принципу "средней температуры по палате": по информации депутата от "Единой России" из Забайкалья Мурзабаевой, средняя зарплата медиков с учетом администраций – 35 тыс. рублей…
К обострению ситуации приводит, помимо этого, и либеральный саботаж майских указов В. Путина, - считает М. Делягин. Регионам, которые правительство Медведева лишило денег, навязали дополнительные обязанности, не выделив средства для их осуществления. В итоге повышение заработной платы работникам бюджетной сферы (не только медикам) происходит за счет сокращения их числа. Все это сводится к тому, что больницы и школы закрываются, а люди все больше покидают села и деревни.
На плечи региональных бюджетов переложили финансирование и скорой помощи. М. Делягин вспоминает о случаях, произошедших в Москве, когда сотрудники отказывались помогать даже младенцам, говоря, что занимаются только транспортировкой.
Больные раком не могут получить обезболивающие
В сфере онкологии ситуация не менее ужасна. Не говоря уже о том, что людям ставят неверные диагнозы в массовом порядке, а врачи пренебрегают своими обязанностями (даже по отношению к детям), пациенты, мучающиеся от страшных болей, часто оказываются лишены обезболивающих.
В начале февраля стало известно о самоубийстве контр-адмирала Апанасенко. Он был главным экспертом страны по баллистическим ракетам подводных лодок, бывшим начальником Управления ракетно-артиллерийского вооружения ВМФ. Выписанные ему обезболивающие достать не удалось. И вроде бы жил он не в тайге и не в вымирающем поселке городского типа, а в Москве. Это оказалось невозможным даже в "столице богатейшей страны мира, захлебывающейся от чванства в связи с проигранной и со спортивной, и с организационной, и с репутационной точек зрения Олимпиадой", - говорит М. Делягин.
Не найдя другого выхода, офицер застрелился, чтобы не изводить своими мучениями родных и близких. В своей предсмертной записке, которую цитировала его дочь в соцсетях, он честно назвал виновных в этом: Минздрав и правительство.
О произошедшей трагедии узнала широкая общественность, и вице-премьер О. Голодец поручила "разобраться в причинах" и даже "привлечь к ответственности" виновных.
Множество людей, близкие которых были больны раком в последней степени и также оказались лишены обезболивающих, написали об этом в социальных сетях. В своих рассказах они говорят, что больных "привязывали к кроватям, чтобы они не метались по помещениям, а соседи и семьи буквально сходили с ума от криков".
Это, по выражению М. Делягина, "зверство", совершающееся каждый день вокруг нас, прячется под видом борьбы с наркоманией. Тем не менее наркомафия в настоящее время процветает, наркотики реализуются почти открыто ("а пытающиеся бороться с этим или хотя бы лечить наркоманов преследуются "по закону"), на зонах очень много мелких торговцев-наркоманов.
Обычные больницы приходят в запустение
Экономист связывает описанную "специфику отрасли" с общенациональными проблемами: в ситуации бесконтрольности случаи вымогательства стали нередкими даже в элитных клиниках. Наглостью называет он отказ врачей одной из лучших больниц Москвы сделать несложную операцию до уплаты взятки в размере 5 тыс. евро. В такую ситуацию попала французская журналистка Наталья Уварофф (внучка графа Уварова), пострадавшая на Манежной площади ("когда людей массово "винтили" просто за раскрытые зонтики"). Ей пришлось несколько дней ждать необходимой операции, ведь до уплаты взятки на медицинский полис международной страховой компании, признаваемый в России, никто не обращал внимания.
Фонд обязательного медицинского страхования является по сути "единственным в России примером борьбы с коррупцией на высоком уровне" (руководство которого практически в полном составе было лишено свободы в 2009 году, как напоминает М. Делягин), но, несмотря на это, по словам экономиста, реальный контроль над его средствами до сих пор отсутствует.
Склонность российской элиты лечиться за рубежом или в "личных" платных клиниках привела к запустению обычных больниц по всей стране. По словам М. Делягина, фотохроника, которую собрали пользователи социальных сетей, выглядит как архивы ГУЛАГа или фашистских лагерей уничтожения.
С 2001 года Правительство России, как раз когда на это появились деньги, принципиально отказывается гарантировать гражданам РФ даже минимальные социальные стандарты во всем, включая медицину, - напоминает экономист.
Впрочем, вышеописанная картина, естественно, не является повсеместной. М. Делягин подчеркивает, что прекрасные врачи и прекрасные больницы есть не только в столице, но и, например, в "захолустной" Шатуре.
© Юлия Порошина, специально для информационного агентства Русский Запад