Никита Чернецкий: "Представление о том, что можно и нужно изучать поведение птиц в природе, было совершенно новым и революционным"

14.04.2014 19:09
   


Корреспондент Русского Запада посетил станцию кольцевания птиц “Фригнилла” и ознакомился с особенностями непростой работы орнитологов и с разнообразными видами птиц, а также увидел поэтапно кольцевание птицы зарянки. Экскурсию по станции провел заместитель начальника станции орнитолог Никита Чернецкий.

 - Расскажите, пожалуйста, о самой станции. Она появилась еще до войны

 - Здание самой станции находится в поселке Рыбачьем. У нас здесь полевой стационар. Станция в поселке существует с 1956 года, но у станции была немецкая предыстория. Немецкие орнитологи обнаружили, что Куршская коса является интересным местом для изучения миграции птиц еще в конце XIX века. С 1901 по 1944 гг. здесь, на Куршской косе, со штаб-квартирой в Росситене находилась первая в мире орнитологическая станция. Ее первым директором был Йохан Тиннеман, который основал здесь станцию. Росситенская станция занималась исследованиями прежде всего миграции птиц, и Куршская коса является местом для этого особенно подходящим и интересным. Наземные птицы - дневные мигранты и по возможности предпочитают лететь над сушей, а коса – это узкая полоска суши, окруженная морем, и, таким образом, тут образуется большая концентрация мигрирующих птиц. Таких мест в Европе ограниченное количество. Так что в этом отношении Куршская коса сопоставима, например, с Гибралтаром и Босфором. 

 - Какой была орнитология до появления этой станции? 

 - Именно тут началось научное изучение миграций. В 1901 году орнитология – это в первую очередь систематика, и орнитолог был человеком, который, увидев птицу, доставал ружье, стрелял в нее, убивал, отвозил тушку и дальше работал с коллекцией. 

 - Получается, что Тиннеман первым в мире отошел от столь жестоких методов исследования?

 - Представление о том, что можно и нужно изучать поведение птиц в природе, было совершенно новым и революционным. Одна из существенных заслуг Росситенской станции была в том, что с 1903 года здесь впервые начали кольцевать птиц в большом количестве. Кольцевание птиц было впервые придумано в Дании в 1899 году, и уже через четыре года Тиннеман начал кольцевание птиц на Куршской косе, начав с серых ворон. Так были разработаны методы отлова птиц живыми. Основная идея кольцевания заключается в том, что вы ловите птицу живой и невредимой, после чего надеваете ей на ногу уникальным образом пронумерованное кольцо. 

- Новый метод оказался более прогрессивным и с научной точки зрения? 

- Разумеется. Птица из анонимной становится индивидуально помеченной, ее можно отличить от любой другой птицы такого же вида. Если через некоторое время птица с этим кольцом будет где-то поймана, вы можете утверждать, что конкретная особь переместилась из точки A в пункт B. Если вы поймаете птицу с прошлогодним кольцом, - это точно птица, которая прилетела и вернулась. Если у вас на даче над окном свила гнездо ласточка, вы не можете на 100% утверждать, что к вам каждую весну возвращается одна и та же ласточка. Только если вы ее индивидуально пометите и поймаете снова. 

Это был абсолютно революционный шаг. Можно без преувеличения сказать, что современные научные представления о миграции птиц были сформированы именно тут, именно Тиннеманом. До него научные теории на этот счет были в зачаточном состоянии. Тиннеман принципиально изменил всю картину. 

 - Как обстояли дела с кольцеванием птиц в России? 

 - Кольцевание птиц в России началось вскоре после этого, в 1907 году. Сначала у нас кольцевали росситенскими кольцами. Потом, незадолго до Первой мировой войны, стали делать свои собственные кольца русского орнитологического комитета. 

 - Росситенская станция продолжала работу во время Второй мировой войны?

- Эта станция существовала до 1944 года. В 1944 году в связи с событиями на фронте Второй мировой войны станция прекратила свою деятельность, а сотрудники были эвакуированы на запад Германии. Дальнейшие события показали, что это было правильное действие. 

 - Какая судьба постигла станцию уже в советскую эпоху?

 - Возобновление деятельности Росситенской станции после Второй мировой войны было невозможно. Однако, эта станция была широко известна, в том числе и в СССР. И возник вопрос о восстановлении деятельности станции уже силами советских орнитологов. В 1956 году станция заработала снова. 

 - Внесли ли советские ученые нечто новое в изучение миграции птиц?

 - В 1957 году были придуманы новые ловушки, которых не было у немцев. Эти сети – советское изобретение, рассчитанное на отлов птиц, пролетающих на малой высоте. А количество таких птиц очень значительно. Такие ловушки появились много где в СССР. И именно такой тип ловушек продолжает использоваться по сей день. 

 - Действительно ли существует в природе такая тенденция, что ряд перелетных птиц перестает являться таковым? Например, традиционно перелетных грачей можно нередко встретить зимой. 

 - Правильнее будет сказать, что грачи и ряд других видов птиц перестают быть перелетными частично. Не улетает определенная часть грачей. Все дело в потеплении климата. Раньше зимы в Восточной Пруссии были суровыми. Куршский залив полностью замерзал. Существовал целый промысел надледной рыбалки на заливе. Сейчас это уже невозможно. 

Далее Никита Чернецкий повел корреспондента Русского Запада непосредственно к ловушке. В этот раз повезло увидеть процесс от и до. Птица зарянка сначала залетела в ловушку, а потом была отнесена на станцию для взвешивания и кольцевания.

 - По этой птице нельзя определить пол, - продолжил свой рассказ Никита Чернецкий. - У зарянок самцы и самки выглядят одинаково. Зато можно определить возраст этой особи. Желтые большие кроющие перья, как у этой птицы, есть только у неперелинявших зарянок-однолеток. А вот зарянку 2012 года рождения от зарянки 2011 года рождения отличить почти невозможно. 

 - Места тут просто располагают к научно-популярному фильму или книге о природе. 

 - К сожалению, единственная достойная книга, интересная широкому кругу читателей, а не только ученым, – “Птичье эльдорадо Балтики” М. Е. Шумакова и Н. В. Виноградовой. Тут пытались снимать и фильмы, но все они удивительно бестолковы. В кино, пусть и научно-популярном, должна быть какая-то история, а не бессюжетный набор видов Куршской косы. Но будем надеяться, что хорошая кинолента еще будет снята. 

© Ольга Шумакова, специально для Русского Запада
Опрос
  • Руководство каких районов надо снимать в первую очередь?

    главы.jpg

Проголосовало 763 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты