Для большинства из нас школьные годы – это замечательное время, которое мы с удовольствием вспоминаем на протяжении всей жизни, переживая вновь и вновь самые приятные моменты школьной поры.
В преддверии Дня знаний мы поговорили с известными жителями нашего любимого города, которые с удовольствием поделились своими воспоминаниями о школьной поре и рассказали, какой была их "школа детства"…
Наталья И́щенко, российская спортсменка по синхронному плаванию, трехкратная олимпийская чемпионка, 16-кратная чемпионка мира и 9-кратная чемпионка Европы, абсолютная чемпионка Европы 2010 года и первая синхронистка в истории чемпионатов Европы, которой удалось выиграть все 4 вида, член сборной России с 2002 года, заслуженный мастер спорта России:
- До 8 класса включительно я училась в Калининграде, в 23-м лицее на улице Вагнера. Часто вспоминаю свою первую учительницу Золотухину Валентину Николаевну. Мы все ее обожали! Также с теплотой и благодарностью всегда вспоминаю директора нашей школы Фуксона Лазаря Моисеевича и классную руководительницу Коченович Надежду Николаевну, которые всегда поддерживали, на соревнования отпускали без проблем, отрабатывать пропуски помогали. Я всегда очень серьезно относилась к учебе, была практически отличницей. Даже когда стало понятно, что спорт – это то, что будет занимать все мое время, школа не уходила на второй план. Если пропускала что-то, приходилось нагонять и все сдавать самой. Это было для меня принципиально важно. И знаете, очень приятно приходить сейчас в свою школу и видеть на стене гордости школы свой портрет. В 8 классе мне пришлось оставить любимую школу и переехать в Москву, чтобы продолжать строить спортивную карьеру. И мне очень запомнилось то, как меня провожал мой класс. Это был конец учебного года. Как-то раз мне позвонила моя подруга и предложила встретиться в кафе, поесть мороженого. Я собралась и пришла в назначенное время в кафе (на Ленинском проспекте было тогда кафе-мороженое). Захожу я в зал, а там меня встречают все мои одноклассники. Представляете, дети сами договорились, накрыли целый стол с разными сладостями. И все без помощи взрослых! Я была ужасно тронута, особенно когда они вручили мне подарок на память – огромного плюшевого дельфина! Я храню его до сих пор и вспоминаю этот день с теплотой и благодарностью к каждому из них. Со многими из них мы до сих пор общаемся, и, приезжая в Калининград, я всегда стараюсь найти время, чтобы посетить свою первую школу.
Артем Рыжков, арт-директор кинотеатра "Заря", арт-директор фестиваля короткометражного кино "Короче":
- Я ходил в школу через дорогу. В детстве вообще все должно быть через дорогу, хотя еще лучше, если дорогу даже не надо переходить. Школа называлась "школа номер 47". И чтобы до нее дойти, нужно было перейти улицу Сержанта Колоскова. На этой улице одностороннее движение. Но поскольку эта улица находится неподалеку от правительства, то люди из правительства, бывало, забывали об этом. И один мой поход в школу почти закончился прямо посреди улицы Колоскова. Две черные "Волги" ехали не в ту сторону. Вначале меня почти сбила первая, а потом почти сбила вторая. Они даже не притормозили. Видимо, у них были какие-то срочные правительственные дела. А вообще, когда я учился в школе, я одновременно занимался теннисом. Я потом подсчитал, что из 10 школьных лет три года провел на соревнованиях. Это было очень удобно. Приезжаешь с соревнований, и тебя пытаются вызвать к доске, а ты говоришь, что тебя не было, и поэтому ты не выучил урок. А на следующий урок ты снова куда-нибудь уезжаешь. Особенно удачно у меня выходило с физикой. Физику я не понимал. То есть я понимал, что тела имеют разные физические свойства, но все эти формулы как-то не запоминались в моей гуманитарной голове. Зато у меня получались контрольные. Наш преподаватель задавал нам такие литературные задачки... Например, почему барон Мюнхгаузен не мог сам себя вытащить за волосы из лужи. И я отвечал. Я не очень понимал теорию рычага, но зато мог увлекательно писать о бароне Мюнхгаузене и получал пятерки. Я-то точно знал, что получаю пятерки не за физику, а за литературный дар. А однажды я не уехал на соревнования, что-то там отменилось, и меня вызвали к доске. Учитель начал со сложных вопросов, а потом перешел к самым простым, все проще и проще. Мне даже кажется, что последний вопрос был уже на уровне физики для одноклеточных. Но я не сумел ответить ни на один. И теперь я этим даже немного горжусь. Это моя самая любимая двойка за всю школу.
Сергей Карпович, начальник Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота ФГБОУ ВПО "КГТУ":
- Я родился и вырос в Балтийске – самом западном городе России. С 1974 г. по 1984 г. учился в средней школе № 7 (ныне - гимназия № 7 г. Балтийска). Школа - это определенный этап в жизни каждого человека, очень важный этап. В этот период ты находишь друзей, познаешь себя, делаешь первый осознанный выбор будущей профессии. Моя школа - это школа времен СССР, когда в стране проходили такие военно-патриотические игры среди молодежи, как "Зарница" и "Орленок". Школьные команды участвовали в соревнованиях по спортивному ориентированию, стрельбе, плаванию, демонстрировали умения быстро ставить палатку, преодолевать препятствия, оказывать первую медицинскую помощь. Я любил эти соревнования. И надо отметить, среди всех школ региона наша школа неоднократно признавалась одной из лучших. В 1981 году мы стали участниками Всесоюзного слета "Зарница-81" в городе-герое Одессе. Каждый из нас был полон новыми впечатлениями, яркими событиями и интересными встречами. За то время, что мы проводили вместе, соревнуясь между командами, происходило сплочение коллектива. Мы всегда были готовы прийти на помощь друг другу. Несмотря на то, что прошло много лет, теплые воспоминания о школе, учителях и одноклассниках я храню и сейчас. Школа воспитала и дала дорогу в жизнь многим достойным людям, связавшим свою жизнь с морем. Одним из таких людей является мой коллега Новиков Михаил, с которым мы учились в параллельных классах, а ныне он трудится капитаном-наставником известного российского барка "Крузенштерн".
Андрей Ковалев, калининградский актер и писатель:
- Ой, как же я не любил 1 сентября! После трех месяцев футбола, помоек, чердаков и подвалов. Мое детство прошло в Полесске, и мы тогда летом гуляли по городу где хотели, нужно было прийти вечером домой более-менее во время. А тут вдруг раз - и завтра в школу, а там - уроки. Целых 45 минут нужно сидеть за партой, потом перемена, а потом еще несколько раз по 45. Ужас. А потом дома нужно делать домашние задания. То есть на беспечное времяпровождение времени не остается вообще. И нужно сделать вид, что я очень люблю школу и соскучился по своим одноклассникам. А если не люблю? А если не соскучился? Скорее, было интересно. Кто и насколько вырос? Кто где провел лето? Насколько девочки махнули ввысь? Сидорова, а как? Благодаря чему? Морковка. Турник. А в основном - гормоны. Мы все после лета пришли такие индивидуумы, а тут нужно стать единым обществом, со строгими рамками и без опозданий на урок. Мы больше не распоряжались своим временем – теперь оно принадлежит учителям, урокам и домашним заданиям. Отличники завидовали троечникам: их редко спрашивали, и никто не удивлялся, когда они чего-то не знали и не выучили. Но случались и, так сказать, компенсации для отличников, когда весь класс начинал хихикать над их неумелыми попытками решить пример у доски. А отличником быть очень затратно по времени, но опять же есть компенсации в виде различных благ.
- Дай списать?
- А ты мне что?
- Я тебя бить не буду.
(Шучу.)
Хотелось идти в школу, когда в кого-то влюблялся, интересно, что ли, было. В средних классах все меняется, теперь уже троечники правят бал. Отличники теряют былой авторитет – теперь они "ботаники". И вот, казалось бы, еще вчера ты был вполне успешным учеником, а сегодня оказалось, что хорошо учиться и не прогуливать уроки – уже немодно. Девушкам, чтоб быть как все, приходится носить мини-юбки и т. д. У учителей есть свои любимчики и нелюбимчики, первым ставят отличные оценки просто так, а вторых в редких случаях награждают четверками. Кто-то бегает заниматься к репетиторам, чтобы иметь возможность поступить в институт. Надо сказать, что в смысле экзаменов нам, наверное, было все-таки легче, чем сегодняшним школьникам. Ведь как было на экзаменах у нас:
- Ковалев, ты в 9-й класс пойдешь?
- Нет.
- Билет можешь даже не брать. Иди, три.
Да и в 10 классе тебя все равно вытянут. Сегодня, даже если учитель и захочет тебе помочь, помочь не сможет. Тесты. Мы, троечники, должны были постоянно упражняться в дипломатии.
- Марья Иванна, я вам хочу сказать честно, я не смог сделать домашнее задание.
- Ковалев, а что такое?
- Да там...
- Что? Что такое?
- У нас собака заболела. Я всю ночь рядом ее из пипетки, а она, главное, дышит тяжело. Я ей: "Лайма, Лайма". А она так жалобно смотрит на меня.
- Аж тушь потекла. Андрюша, ты сиди тихонечко, я тебя не буду спрашивать.
- Спасибо вам большое, какая вы хорошая учительница.
- Ой, иди. Стоп, Ковалев, у вас же нет собаки.
А еще есть такие педагоги, плохие оценки по предметам которых стыдно было иметь, прежде всего перед самими педагогами. А на выпускном всем становится грустно - все закончилось. Расписываются школьные альбомы с фотками, обещания помнить друг о друге всю жизнь и навещать учителей. А через годы кто-то кого-то найдет в "Одноклассниках". И съездит на пару встреч. И удивится, что троечники снова зацвели. А отличники как-то... А кого-то уже и... И вообще, от класса соберется чуть больше половины. Очень хочется талантливых педагогов для своих детей, хороший класс и адекватные учебники. Про школу сейчас много говорят: учителя, программы, эксперименты, реформы. Пугают бесплатными уроками. От школы общество требует идеальности, в то время как само общество идеальным не является далеко. А завтра кто-то с родителями первый раз в первый класс.
- Здесь 1 "А"?
- Здесь 5 "Б".
Линейка, цветы, родительские слезы умиления, первый звонок. А потом...
- Опять с горки на ранце, я тебе Рокфеллер, что ли? Где стерка? Где тетради? Как ты мог забыть в школе учебник? Где дневник? Показывай, что сделал.
- А нам не задавали.
Возьмите своего маленького человечка за руку и пройдите этот путь вместе с ним. Хочу пожелать, чтоб у наших детей остались только хорошие и теплые воспоминания о школе…
Школа не только дает нам знания и умения, она еще формирует в нас те качества, с которыми мы идем по жизни дальше, часто именно в стенах школы мы приобретаем лучших друзей. Школа помогает нам раскрыть свои таланты и способности. Второй год подряд на территории Калининградской области реализуется благотворительная программа "Вестер - школам". Благодаря этому проекту учебные заведения получают возможность стать более современными и удобными для тысяч школьников.
Сегодня вы можете помочь школе, в которой учатся ваши дети, внуки или племянники, или той самой, которую когда-то закончили сами. Благодаря вашему участию образовательное учреждение может получить компьютерный класс, интерактивную доску или другие ценные для учебного процесса подарки.
Скажите и вы своей школе "Спасибо!" .
© Информационное агентство Русский Запад