Последние сообщения блогов

10.04.2015 19:00
   


Свою первую разведоперацию Иван Медведев провел успешно, да только получил за нее от командира не благодарность, а выговор. 

Все дело в том, что 18-летний командир пулеметного взвода стрелкового полка младший лейтенант Медведев после того, как не вернулась с задания уже третья наша разведгруппа, принял отчаянное решение – самостоятельно добыть языка. Заприметив, откуда стреляет враг, приказал своим бойцам вести по немецкой огневой точке прицельный огонь, а сам по-пластунски добрался до вражеской траншеи и гранатой, как гантелей, оглушил немецкого пулеметчика, кое-как связал и доставил в расположение своей части. Сведения плененного солдата оказались полезными, но Медведеву от командира досталось: «Твое место – взвод. А если бы тебя, молокососа, в плен взяли?!»

О бесстрашном и смекалистом комвзвода вспомнили вновь, когда был тяжело ранен командир разведчиков. Менее чем за год разведвзвод под командованием Медведева добыл 24 языка, и каждая операция - особая, по-своему уникальная. Такая, например, что провели разведчики у латышского городка Алеупе, выполняя приказ уточнить, на какие рубежи отходит противник. У дороги устроили засаду, подпустили вражеское подразделение поближе и внезапно атаковали. Решение командира было отчаянно смелое, ведь расклад сил – 75 немецких солдат и офицеров и четверо разведчиков. «Дерзостью в короткой схватке уничтожили врага, оставив на поле сорок убитых немцев и пленив троих» – свидетельствуют строки пожелтевшего от времени донесения.

За недлинный свой фронтовой путь он умудрился успеть совершить 125 разведывательных операций, поучаствовать почти в сорока контратаках. «Да просто я везучий», – щурит глаза в улыбке ветеран и продолжает вспоминать, как, оправившись после ранения в голову, попросился служить в 1‑ю Московскую дивизию, которая в тот момент участвовала в подготовке Восточно-Прусской операции. Успех этой решающей битвы во многом был предопределен подвигом личного состава разведформирований.

«На реке Шешупе – это граница Литвы с Восточной Пруссией – мы должны были небольшой группой пройти в тыл противника и уточнить данные аэрофотосъемки: где дислоцируются основные силы противника, где готовится наступление. Ведь в октябре 1944 года немецко-фашистское командование под прикрытием сильных контратак моторизованных и танковых частей собирало крупную группировку войск, – рассуждает полковник Медведев. – Взял самого опытного бойца да еще Генриха – бывшего немецкого офицера-антифашиста. В данном случае он выдавал себя за военного инженера, мы с товарищем «исполняли роль» литовских легионеров – пособников гитлеровцев».

Как в пламя, шагнули втроем в кишащий фашистами хутор, и каждый раз, когда их останавливал патруль, Генрих вел переговоры, а «легионеры» помалкивали, держа оружие наготове. Не вдаваясь в подробности, Иван Григорьевич говорит только, что во время той операции его разведгруппе удалось разузнать все необходимое. Но ведь возвращаться-то нужно было снова через немецкие хутора. И вновь пригодилась смекалка фронтового разведчика. По всем поселкам проходили они под видом немецких связистов, усиленно мотая взад и вперед стащенный у врага же телефонный кабель.

Встречали их в части как героев. Из всех заброшенных в тыл врага фронтовых разведгрупп живыми вернулись только они. В штабе Медведеву в полной мере объяснили цену добытых его разведгруппой сведений: узнав, что на правом фланге у противника - только слабые части, находящиеся в обороне, а основные силы сгруппированы левее, командование 11‑й гвардейской армии приняло решение изменить направление главного удара танкового корпуса генерала Буткова. Таким образом, немецкие части, собранные в Кенигсберге, были отрезаны от группировки, расположенной в Тильзите.

Иван Григорьевич вспоминает, как в штабе к нему широкой походкой подошел высокий статный генерал, крепко обнял: «Живой! Эх, молодец! Да ты ведь герой!» - и тут же распорядился подготовить приказ на месячный отпуск бравому разведчику. Медведев не поверил: на его памяти домой с фронта еще никого не отпускали, отпуск был самой большой наградой. Вокруг засмеялись: «Раз командующий говорит, значит, так тому и быть». Только тут сообразил молодой офицер, что руку ему пожимал командующий 3‑м Белорусским фронтом генерал армии Иван Черняховский.

«Этот отпуск мне жизнь спас. Если бы я участвовал во всех этапах Восточно-Прусской операции, не уберегся бы, обязательно бы погиб, – рассуждает ветеран. – А так вернулся уже к самому штурму Кенигсберга. На подступах к городу наша штурмовая группа, произведя разведку боем, смогла продвинуться на 500 метров и вынуждена была остановиться – немцы начали отчаянную контратаку. До самого вечера продолжался тяжелый, изнурительный бой. Но мы выстояли, дождались подкрепления и даже взяли первых пленных – 17 человек».

С каким сожалением до сих пор говорит Иван Григорьевич о том, что, получив в боях у железнодорожного вокзала тяжелое ранение, не смог принять участие в форсировании реки Прегель и вместе со своей дивизией штурмовать Пиллау (ныне - Балтийск)!

Но его война продолжалась и после Победы: до 1948 года участвовал в ликвидации литовских бандформирований, так называемых лесных братьев. До начала 70‑х годов продолжал службу в частях Калининградского гарнизона. Выйдя на пенсию, без дела тоже не остался. К тому времени успел получить высшее образование и как человек с богатым опытом наставника, командира и хорошей теоретической базой был приглашен преподавателем в Калининградский университет, где более двадцати лет отдал научно-преподавательской работе. Он охотно делится своими воспоминаниями и мыслями о значении человека в погонах. Школьникам, студентам и собственным сейчас уже взрослым внукам с гордостью рассказывает о своей маме, в одиночку поднявшей в глухом селе Мещёры Нижегородской области пятерых сыновей и взвалившей на себя в годы войны заботы председателя колхоза. 

© Светлана Леонтьева, специально для Русского Запада

Ваше мнение Все блоги

Cannot find 'preview' template with page ''

Календарь мероприятий

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Опрос

Опрос
  • Руководство каких районов надо снимать в первую очередь?

    главы.jpg

Проголосовало 649 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты