Последние сообщения блогов

22.05.2015 11:00
   


Подробности проведения штурма Кенигсберга Красной Армией в апреле 1945 года отражены во многих мемуарах и исторических исследованиях. Однако некоторые подробности его штурма до сих пор вызывают вопросы у многих исследователей и любителей военной истории. Например, выясняется, что довольно большой вклад в общую победу над врагом в ходе боев за город-крепость внесли и войска НКВД СССР.

Простому обывателю благодаря информационной шелухе перестроечных и постперестроечных времен в своем большинстве известно только то, что данные войска занимались тем, что охраняли тюрьмы да лагеря и в обязательном порядке входили в состав мифических заградотрядов. Однако то, что бойцы в зеленых и синих фуражках обеспечивали в ходе всей войны охрану тыла действующей армии, а зачастую принимали участие и непосредственно в боях на передовой, теперь мало кто знает. Перестроечный негатив и чернуха сделали свое гнусное дело, облив грязью память о тысячах бойцов и командиров этих поистине легендарных войск.

Для штурма Кенигсберга были задействованы пять пограничных полков войск НКВД. 13-й Виленский (в полосе 39-й армии), 31-й ордена Красной Звезды (в полосе 11-й гв. и 50-й армий), 33-й ордена Красной Звезды (в полосе 11-й гв. армии), 86-й (в полосе 43-й и 50-й армий), 132-й Минский (с рассвета 9 апреля  в полосе 11-й гв. армии) и 217-й (занимался охраной тыла по периметру города и выполнял военно-конвойные функции). 102-я и 104-я Отдельные маневренные группы пограничных войск. Три сводных чекистско-войсковых отряда действовали по одному в полосе наступления 11-й гвардейской, 43-й и 50-й армий.

Основной задачей пограничников была охрана главных коммуникаций наступающих войск. Территория города-крепости была огромной, везде болталось огромное количество немецких солдат, метались потерявшие управление подразделения, а то даже и целые части деморализованных германских войск. Именно их нейтрализацией и занимались пограничники. Они вначале обезоруживали солдат противника, а затем доставляли их на пункт сбора пленных. В Кенигсберге и его окрестностях было взято в плен почти 90 тысяч человек. Необходимо было также поддерживать порядок в непосредственном тылу наступающих советских частей. В освобожденных районах города и пригородах пресекать факты дезертирства, мародерства, издевательств над гражданским населением, военнопленными и т. д. Одного только вина в городских казематах и подвалах было захвачено неимоверно огромное количество, а также много другого имущества. И все это необходимо было охранять, следить, чтобы не растащили и элементарно не разграбили.

Нередко в связи со сложившейся обстановкой пограничные части действовали и впереди армейских частей, это предпринималось в основном в целях захвата наиболее важных объектов. Так, ПОГЗ младшего лейтенанта Мацюка из состава 1-го стрелкового батальона капитана Трофимова, не дожидаясь окончания уличных боев, броском преодолела зону интенсивного огня противника и достигла здания государственного банка. В результате последний оказался захваченным ею со всеми находившимися внутри ценностями и денежно-валютными запасами всей Восточной Пруссии. 

Еще один малоизвестный эпизод, связанный со штурмом Кенигсберга, – это действия спецвойск ОСНАЗ, которые также входили в то время в состав войск НКВД. Их главной задачей было ведение круглосуточного наблюдения за основными радиосетями противника с целью выявления основных и запасных частот вражеских радиостанций, мест расположения этих самых радиостанций, их войсковой принадлежности и режимов работы, а в последующем – и подавления путем выставления мощных радиопомех в эфире.

НКВД.jpg

Так, в течение первых суток штурма советскими войсками города-крепости Кенигсберг главная радиостанция окруженного гарнизона пыталась последовательно вести передачи на 43 частотах, но во всех случаях совершенно безуспешно. Всего же по Кенигсбергской группировке войск противника радиодивизионами ОСНАЗ был сорван прием около 1200 радиограмм.

Знаменательно, что именно радиостанциями радиодивизионов ОСНАЗ во второй половине 9 апреля 1945 года на частотах немецких раций открытым текстом был выдан в эфир приказ коменданта города генерала О. Ляша о безоговорочной капитуляции его войск.

В период с 11 по 19 апреля 1945 года войсками НКВД СССР с целью окончательного подавления вооруженного сопротивления гитлеровских войск, отказавшихся признать акт капитуляции, была произведена широкомасштабная спецоперация по зачистке Кенигсберга. Фактически это был «второй» штурм Кенигсберга.

31-й погранполк действовал от современного проспекта Мира до улицы Гагарина, 33-й погранполк – от Понарта (Балтийский район) до современной улицы Киевской, 86-й погранполк – от Метгетена (пос. А. Космодемьянского) до современного проспекта Мира.

Операция проводилась в исключительно сложной обстановке. Город находился в руинах, на юг и на запад в ночное время постоянно прорывались группы немецких солдат и офицеров, взрывались боеприпасы, оставленные в горящих зданиях, и мины замедленного действия. То и дело, особенно в подземельях и фортах, бойцы и командиры наталкивались на укрывавшихся там фашистов, в результате то там, то тут вспыхивали ожесточенные боестолкновения, переходящие в рукопашные схватки. Противниками пограничников в основном оказывались матерые эсэсовцы, которым, как правило, терять было нечего. Однако Брестской крепости из Кенигсберга немцы создать так и не смогли, хотя во всей округе было расположено множество бункеров, подземелий, крепостных фортов и других сооружений, где было складировано и в дальнейшем брошено множество различного имущества, продовольствия, оружия и боеприпасов. То есть в крепостных сооружениях можно было надежно укрыться и, действуя как Бресте или в крымских пещерах, используя партизанскую тактику, воевать против врага неделями, а то и месяцами. Однако, как показали дальнейшие события, немцы – это не русские, у них совершенно другой менталитет.

В итоге только личным составом одного 31-го погранполка было захвачено и пленено в общей сложности 1555 солдат и офицеров противника, выявлены, обезврежены и переданы в руки военных контрразведчиков 495 военных преступников, 35 активных членов нацистской партии, пять сотрудников гестапо. При этом в качестве трофеев было захвачено 2783 винтовки и карабина, 203 пулемета, 15 автоматов, множество боеприпасов и другого военного имущества.

Генерал-л-нт Любый.jpg


«КЕНИГСБЕРГСКИЕ» ЧАСТИ НКВД СССР

Приказом Верховного Главнокомандующего № 084 от 17 мая 1945 года «за образцовое выполнение заданий командования в боях с фашистскими захватчиками при овладении городом-крепостью Кенигсберг и проявленные при этом доблесть и мужество» воинского почетного наименования «Кенигсбергские» были удостоены:

– 31-й пограничный ордена Красной Звезды полк войск НКВД СССР (командир – подполковник Котов Сергей Николаевич);

– 33-й пограничный ордена Красной Звезды полк войск НКВД СССР (командир – майор Зотов Николай Константинович);

– 86-й пограничный полк войск НКВД СССР (командир – майор Марихин Павел Аполлонович);

– 3-й Отдельный ордена Красной Звезды дивизион специальной службы внутренних войск НКВД СССР (командир – майор Чернов Геннадий Сергеевич);

– 131-й Отдельный ордена Красной Звезды радиодивизион ОСНАЗ (командир – подполковник Петров Владимир Алексеевич);

– 474-й Отдельный ордена Красной Звезды радиодивизион ОСНАЗ (командир – подполковник Серегин Иван Кондратьевич).

Боевыми действиями частей и соединений войск НКВД СССР в ходе Кенигсбергской наступательной операции руководил один из самых талантливых военачальников внутренних и пограничных войск генерал-лейтенант Иван Семенович Любый (1904-1963).

© Юрий Ржевцев, Григорий Горевич, специально для Русского Запада

Ваше мнение Все блоги

Cannot find 'preview' template with page ''

Календарь мероприятий

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Опрос

Опрос
  • Руководство каких районов надо снимать в первую очередь?

    главы.jpg

Проголосовало 638 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты