Светлана Сивкова: "Когда у нас ничего нет, мы начинаем восстанавливать, а то, что есть, не сохраняем"

20.11.2013 00:00
   


Директор Музея Мирового океана рассказала корреспонденту Русского Запада о том, что она думает о проекте "Сердце города", и о том, какие районы в Калининграде нужно и не нужно застраивать.

- Проект "Сердце города" для многих означает восстановление множества немецких объектов, в том числе и мостов. Как вы к этому относитесь? Ведь помимо пешеходного, которым вы планируете заняться, хотят восстановить и другие…

- Сейчас решение по поводу пешеходного моста - за городом и за областью, так как этот участок входит в состав большой территории, которая называется "Сердце города": это река, остров Кнайпхоф, это, естественно, Королевская гора, Нижнее озеро. Что-то сейчас в соответствии с решением Совета по культуре и оргкомитета "Сердце города" будет прорабатываться более подробно, что-то - менее. Но на все это будет объявлен конкурс, проведен воркшоп, и я надеюсь, что когда-то мы все-таки получим предложения по всему этому участку. Есть предложения о восстановлении некоторых мостов, но с мостами надо быть очень аккуратными.  Считаю, что все старые мосты восстанавливать не нужно. Многие говорят, так было исторически. Немцы были прагматичными людьми: если что-то им мешало, то они это не делали, зачем же мы все восстанавливаем так, как было? Я могу сказать, что если мы поставим два моста в районе, допустим, Московского проспекта - на остров Канта и с острова Канта в район Биржи, то мы перегородим два рукава, и вот уж тогда, наверное, никакие трамвайчики у нас там не побегают, и дойти днем даже до яхтенной гавани на острове будет большая проблема. Поэтому надо хорошо подумать, какие мосты мы восстанавливаем, нужно ли это.  

- Для вас вопрос речного сообщения актуален еще и потому, что Вы хотите рядом с новым корпусом в форме шара поставить яхтенную гавань?

- Это не только яхтенная гавань. Мы собираемся там делать причал. Прежде всего, для наших судов, которых сегодня насчитывается уже около 50. Это детские и взрослые яхты, исторические лодки, катера и большие корабли. И яхтенная гавань будет прекрасным местом для швартовки наших маленьких лодок, исторических традиционных средств передвижения по воде, для проведения праздников. И конечно, она будет работать как гостевой причал. В настоящий момент, кстати, прорабатывается вопрос о приобретении и установке здесь плавучих причалов. Но пока (временно) они будут находиться в другом месте, мы их будем использовать, но после завершения строительства.

- Проект "Сердце города" сегодня многим кажется чересчур долгоиграющим: много проводится заседаний, но результата нет. Вы как член Совета по культуре что можете сказать по этому поводу?

- Этот вопрос отнюдь не бесконечный. Первое решение по "Сердцу города" было принято в сентябре 2012 года, тогда был создан оргкомитет. До этого, конечно, была масса всяческих заседаний. Кто только этим ни занимался, и частные лица, и мэрия, и область - в зависимости от того, кому принадлежали земли на этой территории и кому принадлежали строения (Дом советов и т.д.). Этим занимались все, кто был с этим вопросом каким-то образом связан. Да, проводился несколько лет назад воркшоп, но он ни к чему не привел не только потому, что наступил кризисный 2008 год, но еще и потому, что не было четкого техзадания. Я абсолютно убеждена, что мы, калининградцы, должны четко для себя решить, что мы хотим видеть на Королевской горе. И никакие выдающиеся иностранные архитекторы это сделать за нас не смогут. Нельзя же прийти и сделать какой-то объем, мы должны сначала решить, что в этом объеме будет, что мы хотим. Мы же сами все понимаем… Я же четко понимаю, что, например, в городе нет концертного зала, что Спиваков снова выступает в спорткомплексе "Юность". Это вообще мыслимо?! Чтобы Спиваков со своим оркестром выступал в спортивном комплексе?! Концертный зал должен быть, и я полагаю, что он должен быть где-то в центре города. Мы понимаем, что у нас нет, к примеру, большого зала для приемов, Штадтхалле нет. Когда-то был, но сейчас там - Историко-художественный музей. Нет и большого выставочного зала, где могли бы  проходить большие красивые выставки. Нет музея Королевского замка, у нас - не музеефицированный раскоп. Что там происходит? Его заливают, у него нет крыши… Это роскошнейший исторический объект, который тоже надо показывать.

- То есть в первую очередь необходимо определиться с тем, что нужно городу и жителям?

- Мы должны высказаться, чего мы хотим на этом месте, написать техническое задание. Тем не менее в этом году принято решение о создании бюро "Сердце города". Это конкретные люди, которые уже начали там работать, создан оргкомитет, который влияет на то, чтобы бюро работало так, как надо, чтобы было подготовлено техническое задание. В этом году будет объявлен конкурс. Это серьезный шаг, потому что на самом деле вопрос с Королевской горой (и особенно с Домом советов) - очень сложный. Столько лет никто не может понять, быть или не быть! Кто-то говорит,  что нужно просто непременно сносить. Кто-то говорит, что это лучшее произведение архитектуры в нашем городе на сегодняшний день, ни с чем его нельзя сравнить. Лучше же, чем другие рядом стоящие здания? Да, во многом. Стоит он непосредственно на территории Королевского замка? Нет, стоит сбоку, не мешает. Большинство людей все-таки сходится в том, что Дом советов сносить не надо, что его можно прекрасно отделать, преобразовать и затем использовать. Ломать - не строить. Посмотрим, что предложат нам архитекторы, которым мы скажем, что до 2018 года мы должны получить хорошую площадь, где надо закрыть раскоп, а второй этап – ваши предложения.

Мы много говорим о том, что должна развиваться экономика в регионе, одна из отраслей развития – это туризм. А в туризме главное - не гостиницы, не инфраструктура, – они все подтянутся, главное – центры притяжения туристов, коими являются объекты, архитектура, памятники, музеи, природа, зоны отдыха, фестивали (событийный туризм). А мы говорим: "Давайте сначала построим гостиницу, а потом будем восстанавливать наши "гнилые зубчики", которыми являются форты, музеи недостроенные и т. д.". Я бесконечно переживаю об аптеке на Фрунзе, это высший пилотаж безобразия, который у нас творится! Я очень себя ругаю и думаю, что мне нужно что-то сделать и сказать об этом, ведь это уникальное здание для Калининграда. Что же мы делаем? Мы говорим о восстановлении Королевского замка, но тут же - рушим объект! Вот же он, еще живой, умирает… Когда у нас ничего нет, мы начинаем восстанавливать, когда у нас есть, мы не сохраняем.

- Есть мнение о том, что городу нужен парк. Что вы думаете по этому поводу?

- Кто-то говорит, что надо застроить все на территории бывшего Альтштадта, напротив острова, в зеленой зоне. По-моему, зеленую зону надо сохранить, у нас их и так мало. Я сейчас просто восхищаюсь тем, что происходит в Москве по части парков. Нам бы тоже себя нацелить на это, ведь город всегда отличался зелеными зонами, парками, всегда город называли городом-садом. Что у нас происходит на улице Гагарина? У меня сердце кровью обливается: забор за забором, дом в дом, на кладбищах и на парках эти дома растут как грибы. Не успеваешь повернуть голову -  бац, дом стоит. И это во всех наших зеленых зонах! Некоторые говорят: "А вот как в Средневековье было?" Да что ж мы в Средние века-то лезем? А как в Вене, где в центре города - парки? Поэтому давайте не будем ломать зеленые зоны, если они есть! Давайте дадим возможность жить в комфортном городе! 

Опрос
  • Руководство каких районов надо снимать в первую очередь?

    главы.jpg

Проголосовало 693 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты