Александр Попадин, директор градостроительного бюро "Сердце города", эксперт, культуролог, писатель и член правления регионального Фонда культуры, поделился с Русским Западом последними новостями в части реализации проекта всероссийского значения и рассказал о своем видении будущего города Калининграда.
Справка:
Проект "Сердце города" − программа по восстановлению исторического центра Калининграда. Архитекторы и историки на основе исследований довоенной застройки исторического центра города сделали предложения по восстановлению 12 исторических территорий (свыше 600 тысяч кв. метров). В них включены кенигсбергские районы: Альтштадт, Кнайпхоф и Лебенихт. Реализовать проект планируется в течение 20 лет.
Задача проекта для постсоветского пространства не совсем обычная – сменить урбанистическую парадигму, а по сути - спроектировать европейский город. Проект для современной России уникальный, хотя и вполне традиционный, во времена правления Екатерины все центры русских городов были перестроены по западной градостроительной технологии. В Калининград пригласили известных европейских градостроителей для обсуждения концептуальных предложений и составления экспертного технического задания.
В результате конкурс на создание проекта "Сердце города" имеет международный статус. Конкурс на разработку концепции градостроительного развития центральной части Кенигсберга - Калининграда будет объявлен в декабре 2013 года. Участники - многочисленные европейские архитектурные бюро, которые представят на конкурс свои проекты и высокопрофессиональное жюри.
- Александр, какие последние новости - хорошие или плохие?
- Если говорить про новости, то у нас сейчас две оперативные новости: закончилась международная сессия, на которой мы обсудили и протестировали на иностранных инвесторах то техническое задание, которое мы подготовили на Королевскую гору и ареал. С 60-х годов город не делал никаких крупных градостроительных проектов, а последний масштабный проект "Дом советов" проводился в 90-х, и тогда победили, если я не ошибаюсь, датчане.
Попытка провести этот конкурс не удалась ни в 1998, ни в 2010 году, тогда составить техническое задание так и не удалось. Сменилась эпоха, сменились задачи, сменилась экономическая ситуация. И сейчас мы уже смотрим комплексно, нами поставлена правильная задача – реконструкция исторической среды. Правильно поставленная задача в науке – 50% успеха. Задал глупый вопрос - получил глупый ответ. Полная симметрия.
Для технического задания важно правильно поставить вопросы и правильно расставить акценты. Мы имеем опыт в постановке задач российским экспертам, но тут возникает еще один существенный момент. У нас огромный исторический участок в центре города, и это конкурсная территория. Сложилась уникальная ситуация и для нас, и для европейских партнеров. У европейских коллег - колоссальный опыт в реконструкции и восстановлении послевоенных городов, но и для них это тоже редкий формат. Конкурс мы, разумеется, проводим для себя, а не для европейцев. Для нас изначально было важно грамотно протестировать параметры этого конкурса.
- Но провести конкурс и пригласить крупных архитекторов - это огромные средства?
- Бюджет у нас скромный в масштабе данного проекта. Да, если бы мы могли объявить премию в миллион, то у нас бы тут весь мир собрался. Но нет у нас миллиона, и поэтому мы серьезно оценили свои возможности, готовы ли мы вообще принимать иностранных участников. Оценили все риски, вплоть до бытовых аспектов: какой кофе, какие рестораны и гостиницы будут приемлемы для наших гостей. Архитекторы и члены жюри должны чувствовать себя комфортно в нашем городе.
Кроме того, мы понимаем, что серьезные архитектурные бюро интересуют две главные вещи – правильно поставленная задача и репутация членов жюри, имена. Понимая это, мы не имеем права на ошибку в принципе. Сейчас в Москве объявили конкурс на кусок центральной набережной, там подготовительный период – год. Нас это радует, потому что люди понимают, что значит сформулировать техническую задачу.
- Верно ли, что территория под реконструкцию сложная и спорная с точки зрения и ландшафта и коммуникаций?
- Да, безусловно, это самое сложное место города по всем параметрам. Плюс у нас стоит задача историческая и политическая. Как мы помним, впереди - 2018 год. Чтобы получить федеральное финансирование на проект "Сердце города", необходимы идея, эскизный проект, рабочие документы и полная смета. И только после завершения последнего этапа мы можем претендовать на федеральный бюджет.
- Но деньги - это еще не все проблемы, наверняка есть подводные камни?
- Сейчас самое главное – это общественный запрос. А кто его сформулирует - Общественная палата, Дума? Нет, они в лучшем случае рассмотрят предложения. И потому одна из первых задач нашего бюро - формирование общественного запроса. Так как территория в первую очередь общественная, а потом уже коммерческая.
Здесь, безусловно, должно быть здание-символ, и это очевидно. Возможно, нужен современный музей, и городу совершенно необходимо пространство, которое есть в любом европейском городе, – это Конгресс-холл для принятия любых делегаций, приглашения любого уровня артистов, проведения международных конференций и пр.
- А вы проводили социологические исследования?
- Мы проводили опросы, но проблема в том, что эта зона – сумеречная, как я ее называю. Горожане абсолютно не думают о ней, так как у них не возникает необходимых эмоциональных связей. Выходит, что предварительно нужно проводить просветительскую работу, а это кропотливый и очень медленный процесс. Тем не менее мы провели обширное исследование, основываясь на мнениях не только экспертов, но и фокус-групп, состоящих из студентов и мотивированной части горожан. Люди хотят, чтобы зона была максимально общественной, прогулочной, похожей на центры европейских городов.
- Возможно, тогда не будет такого потока машин на выходных на границе?
- Да, социальный запрос на европейский комфорт у горожан сформирован, но хотелось бы, чтобы горожане сами были более активными и созидательными, стремились участвовать в процессе развития городской среды. Многое зависит от малого и среднего бизнеса.
Сейчас мы как раз собираемся подключить к обсуждению ассоциированных представителей бизнеса – Союз промышленников и предпринимателей, чтобы они тоже понимали, что и как будет происходить, и могли принимать для себя какие-то решения инвестиционного или консультационного характера, высказывали консолидированную позицию.
- Как Вы сами видите будущее нашего города, ваш идеальный образ городского пространства?
- Боюсь, что я не буду слишком оригинальным, если скажу, что идеальный город – это город удобный для горожан. Понятно, что нам, рожденным на этой земле, смотреть на немецкие фасады и фахверки вполне органично, и почти все опрошенные горожане позитивно воспринимают прусское историческое наследие. Но в то же время население хочет видеть парки, фонтаны, прогулочные зоны, велосипедные дорожки, удобные транспортные развязки, хорошие дороги, комфортный общественный транспорт, детские площадки, зоны рекреации, спортивные сооружения в шаговой доступности. Горожане считают, что город нужно сделать удобным для проживания и для инвалидов в том числе.
- А что в краткосрочной перспективе, есть ли интересные проекты?
- Да, я планировал рассказать об этом. Сейчас мы готовим архитектурную документацию на строительство и воссоздание двух исторических мостов – Потрошиного и Кузнечного, которые будут построены к Чемпионату мира в 2018 году. В плане - красивые причальные набережные, прилегающие рекреационные зоны, но пока об этом рано говорить. Сейчас стоит задача построить мосты.
- Ваше отношение к судьбе Дома советов?
- На мой взгляд, здесь вопрос ставится в корне неверно - сносить или не сносить. Это как про тещу: два варианта - убить или лечить. А если сформулировать вопрос по-другому, то возникнут и новые варианты. В задачи нашего бюро не входит решение судьбы Дома советов. Задача бюро - грамотно организовать конкурс и обеспечить высокий уровень участников и жюри. А затем - примерно из 15 проектов выбрать один.
- Расскажите, а как возникла идея восстановления исторической зоны, и кто стоял у истоков проекта "Сердце города"?
- Повестка дня – обновление культурной политики региона - возникла из недр Совета по культуре при губернаторе Калининградской области. Процессы шли давно, но года два назад проблема стала насущной. В частности, директор Музея Мирового океана Светлана Сивкова и я предложили на Совете по культуре рассмотреть проблему центральной части города. Нас поддержало правительство, и вот во что это вылилось на сегодняшний день.
- Ну что же, будем с нетерпением ждать итогов международного конкурса.
- Мы тоже. И надеемся, что результат порадует и нас, и горожан, и будущих гостей города. Напомню, Кенигсбергу - Калининграду уже семь с половиной веков, и он достоин восхищения.
© Нелли Муминова, специально для Русского Запада