Найти подходящий автомобиль среди сотен тысяч объявлений в интернете бывает непросто: наряду с достойными предложениями попадаются и те, что могут скрывать реальное прошлое автомобиля.
Именно поэтому важно еще до этапа очного осмотра провести комплексную проверку автомобиля. Сегодня многие данные о машине можно найти в интернете в открытом доступе, а благодаря специальным сервисам проверки истории автомобиля, таким как Автотека, можно узнать максимум информации – включая наличие скрученного пробега, кузовных ремонтов и техосмотрах.
Вторичный авторынок предоставляет возможность купить подержанный автомобиль напрямую у предыдущего владельца, в официальном автосалоне (сданные по trade-in) или у профессионального продавца подержанных автомобилей. Но независимо от способа покупки, вам предстоит заранее проверить надёжность продавца. Добросовестный продавец не только покажет автомобиль целиком и предоставит нужные фотографии и видео по запросу, но и не будет скрывать небольшие дефекты – потертости, царапины. Изображения должны быть четкие, а кузов должен быть снят со всех сторон. В идеале получить фотографии салона и приборной панели, цифр по пробегу и подкапотного пространства.
Попросите продавца поделиться госномером и индивидуальным идентификационным номером VIN. Именно эта информация потребуется на следующем этапе проверки. Если продавец отказывается давать вам эту информацию – это повод насторожиться и даже перейти к рассмотрению других вариантов.
Зная госномер и VIN, переходите к проверке автомобиля на юридическую чистоту. Это важно, так как если есть неоплаченные штрафы, на автомобиль могут быть наложены ограничения на регистрацию. Еще более опасной ситуацией является покупка автомобиля, находящегося в кредите или залоге. Запрет или ограничения на регистрацию означает, что у прежнего собственника есть неоплаченные штрафы или налоги, на транспортное средство наложены нормативные запреты или аресты. Чтобы автомобиль можно было переоформить на нового покупателя в ГИБДД, текущий собственник должен погасить все задолженности. Если же автомобиль приобретен будучи в залоге или кредите без согласия банка, то есть большой риск лишиться автомобиля – его изымут в счет долгов предыдущего хозяина.
Чтобы избежать этого, следует обратиться к сайту ГИБДД – это позволит получить информацию о ДТП и штрафах. Узнать, находится ли машина в залоге, можно воспользовавшись реестром нотариальной палаты.
Узнать полную историю автомобиля перед покупкой можно при помощи таких сервисов, как Автотека. Они агрегируют информацию от ГИБДД, нотариальной палаты, дилерских центров, независимых станций технического обслуживания, а также от страховых компаний, банков и пр. В результате по каждой машине в продаже можно посмотреть не только такие базовые данные, как пробег и год выпуска, но и расчеты страховых ремонтов и участие в аукционах битых автомобилей, узнать использовалась ли она в качестве такси (и если да, то где именно). Кроме того, отчет Автотеки содержит полную историю объявлений о продаже автомобиля, которые когда-либо размещались на Авито Авто. Например, если когда-то автомобиль продавали на Авито как «битый», отчет покажет эту информацию, как и сводные данные о пробеге, которые ранее указывались продавцами конкретного автомобиля. Скручивание пробега по-прежнему является распространенным способом обмана покупателей на вторичном рынке.
Чтобы дополнительно обезопасить себя от покупки автомобиля, по которому есть залоговые обязательства или обременения, попросите продавца предоставить паспорт транспортного средства – ПТС. В нем должна содержаться информация обо всех предыдущих владельцах, заверенная подписями. Если вы обратили внимание, что в списке владельцев указано юридическое лицо, это может означать, что автомобиль использовался как такси или в каршеринге.
Вас должно насторожить, если предоставлен дубликат ПТС вместо оригинала. Причину замены указывают в графе «особые отметки». Если новый ПТС выдан взамен утраченного, то есть риск, что продавец что-то скрывает. А если дубликат выдан взамен утилизированного ПТС, это может значить, что в оригинальном паспорте просто закончилось место для указания нового собственника, то есть машина сменила много владельцев.
Другой важный документ - свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС). Если вы покупаете машину напрямую у предыдущего владельца, то в СТС все данные об автомобиле, включая ФИО, VIN, номера кузова и двигателя, должны совпадать с информацией из ПТС и паспорта владельца.
Все документы в порядке? Можно переходить к очному осмотру. Снаружи оцените внешнее состояние кузова, зазоры кузовных элементов, внутри – внешний вид салона, качество обивки и состояние руля, педалей, ручки КПП. Небольшие потертости и царапины для автомобиля с пробегом – совершенно нормальное явление. Это даже может послужить вам поводом для торга при обсуждении финальной цены. А вот детали, сверкающие новизной, наоборот, должны вас насторожить. К примеру, накладка на ступице руля, под которой находится подушка безопасности, может выглядеть новой потому как ее заменяли вместе с подушкой безопасности — по понятным причинам.
При осмотре стоит также проверить работоспособность электроники, в том числе освещения и кондиционера. Открывая моторный отсек, обратите внимание на наличие подтеков и уровни жидкостей, состояние ремня ГРМ и наличие трещин на трубках, незакрепленных проводов, разболтанных хомутов.
Наконец, рекомендуется совершить тестовую поездку, чтобы оценить автомобиль в динамике и предвидеть возможные неисправности. Для еще большей надежности можно провести осмотр вместе с независимым оценщиком.