Причины депрессивных расстройств у детей и подростков?
Они могут быть различными.
Разлад и проблемы взаимоотношений в семье, а также неполные семьи, семьи, где кто-то из родителей (а может, и оба) злоупотребляет спиртными напитками или употребляет наркотики, чрезмерная опека родителей могут быть такой причиной.
Школа в плане социального развития находится на втором месте по развитию депрессий: здесь ребёнок учится общаться со сверстниками, выстраивать отношения, получает знания, учится соответствовать требованиям, поэтому в школьном микросоциуме он может стать успешным или нет, почувствовать себя умным или так себе. Обиды, поражения, полученные в стенах школы, могут стать причиной депрессии у ребёнка или подростка.
Гормональные перестройки в подростковый период: изменения во внешности, в функционировании организма, сопутствующие этому, в сочетании с воздействием других факторов также могут спровоцировать появление депрессивных расстройств.
Причиной таких расстройств иногда становятся внутриутробная патология, а также генетическая предрасположенность к депрессии (эндогенная депрессия): часть людей, и подростков в том числе, предрасположены к развитию депрессии, эта предрасположенность заложена в генах.
Депрессия (депрессивное состояние) - это эмоциональное расстройство. Депрессия у детей и подростков не просто плохое настроение - это серьёзное эмоциональное расстройство, накладывающее отпечаток на развитие ребенка или подростка, его самочувствие, качество жизни.
Проявления депрессии могут быть общими:
В первые годы жизни основной причиной возникновения депрессии у ребенка является разлука с матерью. После полугода у ребёнка формируется выраженная привязанность к родителям, особенно к матери, и малыш враждебно реагирует на попытки разделить его с ними. Это может проявляться как однообразным безрадостным настроением, медлительностью, вялостью, безучастностью, так и беспричинным беспокойством, капризностью, плаксивостью, негативизмом. Но всё же у детей эмоциональные проявления депрессии выражены слабо, на первое место выходят двигательные, вегетативные расстройства.
При депрессии у ребенка существенно снижается его самооценка, могут возникать трудности в построении отношений с ровесниками, педагогами, снижаться успеваемость. И именно родители, которые обладают богатым жизненным опытом, хорошо знают своего ребенка (подростка), должны помочь ему преодолеть возникшие трудности. Они должны стать своеобразным «буфером» в отношениях между врачом и ребенком, школой и ребенком, ровесниками и ребенком.
В состоянии депрессии любой человек, сколько бы лет ему ни было, чувствует себя никому не нужным, нелюбимым, глупым, самым худшим. Родители ненароком, одной лишь небрежно слетевшей с уст фразой, могут еще больше усугубить психическое состояние своего чада. А это недопустимо.
1) Безоговорочное принятие детей такими, какими они являются. Безусловно, принимать ребёнка, значит, любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть! Именно родители должны поддерживать своего ребёнка, сколько бы лет ему ни было, вселять в него уверенность, что он нужен, любим, что он самый-самый лучший для своих родителей.
2) Обнимайте ребёнка несколько раз в день, 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день!
3) Равноценное отношение родителей к детям, если в семье их несколько, с целью предупреждения чувства ревности.
4) Обучение ребёнка конструктивному общению со взрослыми и сверстниками.
5) Соблюдение единых подходов в воспитании ребёнка, с развитием у него таких качеств, как самостоятельность, уверенность в себе.
6) Участие взрослых в делах и интересах детей и подростков, организация совместной деятельности, совместные занятия с ребенком, несколько семейных дел, традиции создают зону радости.
7) Создание необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности.
8) Предупреждение интеллектуальных и эмоциональных перегрузок: организация основного и дополнительного обучения детей с учетом состояния здоровья, интеллектуальных и творческих способностей.
9) Сохранение конфиденциальности (лучше, чтобы родители переговорили с учителями, предупредили о непростом периоде в жизни ребёнка и попросили их быть максимально толерантными к нему, помогать, поддерживать, способствовать продуктивному взаимодействию с ровесниками; также необходимо предупредить педагогов о том, чтобы окружающие не узнали о болезни).
При подозрении на депрессию необходимо проконсультировать ребенка у специалистов: врача-психиатра, психолога для уточнения состояния и получения дальнейших рекомендаций. Такие дети и подростки нуждаются в обязательном индивидуальном психолого-педагогическом подходе, учитывающем их состояние.
Автор: медицинский психолог ГБУЗ «Центр общественного здоровья и медицинской профилактики Калининградской области» Юнин А.М.
Партнёрский материал