Предупреждение депрессий у детей и подростков

13.09.2021 17:00
5 мин   


Причины депрессивных расстройств у детей и подростков?

Они могут быть различными.

Разлад и проблемы взаимоотношений в семье, а также неполные семьи, семьи, где кто-то из родителей (а может, и оба) злоупотребляет спиртными напитками или употребляет наркотики, чрезмерная опека родителей могут быть такой причиной.

Школа в плане социального развития находится на втором месте по развитию депрессий: здесь ребёнок учится общаться со сверстниками, выстраивать отношения, получает знания, учится соответствовать требованиям, поэтому в школьном микросоциуме он может стать успешным или нет, почувствовать себя умным или так себе. Обиды, поражения, полученные в стенах школы, могут стать причиной депрессии у ребёнка или подростка.

Гормональные перестройки в подростковый период: изменения во внешности, в функционировании организма, сопутствующие этому, в сочетании с воздействием других факторов также могут спровоцировать появление депрессивных расстройств.

Причиной таких расстройств иногда становятся внутриутробная патология, а также генетическая предрасположенность к депрессии (эндогенная депрессия): часть людей, и подростков в том числе, предрасположены к развитию депрессии, эта предрасположенность заложена в генах.

Депрессия (депрессивное состояние) - это эмоциональное расстройство. Депрессия у детей и подростков не просто плохое настроение - это серьёзное эмоциональное расстройство, накладывающее отпечаток на развитие ребенка или подростка, его самочувствие, качество жизни.

Симптомы депрессии в детском и подростковом возрасте

Проявления депрессии могут быть общими:

  • изменения внешнего облика в виде понурой и напряжённой позы, грустного выражения лица, беспокойного или потухшего взгляда;
  • нарушение сна;
  • нарушение аппетита;
  • частые заболевания.

  • Есть и характерные для определённого возрастного периода особенности

    В первые годы жизни основной причиной возникновения депрессии у ребенка является разлука с матерью. После полугода у ребёнка формируется выраженная привязанность к родителям, особенно к матери, и малыш враждебно реагирует на попытки разделить его с ними. Это может проявляться как однообразным безрадостным настроением, медлительностью, вялостью, безучастностью, так и беспричинным беспокойством, капризностью, плаксивостью, негативизмом. Но всё же у детей эмоциональные проявления депрессии выражены слабо, на первое место выходят двигательные, вегетативные расстройства.

    Бессоница.jpg

    Симптомы детской депрессии, свойственные дошкольному возрасту:
  • различные жалобы, что их что-то беспокоит, болит (голова, живот, горло и т.д.), хотя выраженные проблемы со стороны внутренних органов отсутствуют;
  • нарушения аппетита (он может как снижаться, так и повышаться);
  • весёлый, общительный, подвижный ребенок становится плаксивым, медлительным, замкнутым;
  • ласковый и доброжелательный – злым, ворчливым;
  • любознательный и активный – безразличным, чрезмерно послушным;
  • ответственный, послушный – безответственным, с протестным поведением;
  • стремление к играм в одиночестве, хотя ранее была склонность к подвижным, шумным играм;
  • отказ от любимых или просто новых игрушек;
  • примитивный характер игры;
  • расстройства сна, ночные страхи.

  • В младшем школьном возрасте депрессия у детей может проявляться следующими симптомами:
  • нарушение внимания и связанные с этим затруднения в учебе;
  • замкнутость, вялость;
  • энурез;
  • снижение прежних интересов, отказ отвечать на вопросы, бездеятельность;
  • потеря интереса к играм, игнорирование игр, требующих интеллектуального напряжения и внимания;
  • разнообразные жалобы на свое здоровье, чрезмерная фиксация на своем физическом здоровье, со склонностью к преувеличению своего недомогания;
  • недоверчивость, ощущение вины при любых жизненных неудачах.

  • Для подросткового периода более характерны следующие особенности:
  • идеи малоценности. Подросток может говорить про себя «я хуже всех в классе, я неспособный и т.п.», в высказываниях отрывками могут звучать суицидальные мысли «Кому я такой нужен? Зачем вы меня родили? Зачем мне жить?»;
  • подросток становится вялым, бездеятельным, никуда не ходит, ни с кем не общается, сидит дома, не ищет развлечений, может жаловаться на скуку, на обвинения родных в лени реагирует раздражением;
  • изменения в поведении (подросток становится угрюмым, часто конфликтует с родителями и учителями, грубит, кажется, что все «делает назло»);
  • изменения в эмоциональном состоянии (постоянное состояние раздражительности на окружающих, особенно близких людей; агрессия, направленная на близких, может смениться аутоагрессией и даже суицидальными попыткам);
  • затруднения в обучении: у подростка возникают трудности с сосредоточением, усвоением нового материала, при попытках что-то выучить, быстро сделать наступает утомление, ухудшается продуктивность, вследствие этого занятие забрасывается;
  • жалобы на ухудшение состояния здоровья: имеющиеся проблемы со здоровьем, как правило, преувеличиваются, подростки охотно соглашаются на обследования, даже на неприятные процедуры, могут уклоняться от учебы из-за болезни, бездельничать, валяться в постели, становиться раздражительными, плаксивыми;
  • ранее опрятный ребенок перестаёт следить за своим внешним видом.

  • объятия.jpg

    Рекомендации по профилактике депрессий у детей и подростков

    При депрессии у ребенка существенно снижается его самооценка, могут возникать трудности в построении отношений с ровесниками, педагогами, снижаться успеваемость. И именно родители, которые обладают богатым жизненным опытом, хорошо знают своего ребенка (подростка), должны помочь ему преодолеть возникшие трудности. Они должны стать своеобразным «буфером» в отношениях между врачом и ребенком, школой и ребенком, ровесниками и ребенком.

    В состоянии депрессии любой человек, сколько бы лет ему ни было, чувствует себя никому не нужным, нелюбимым, глупым, самым худшим. Родители ненароком, одной лишь небрежно слетевшей с уст фразой, могут еще больше усугубить психическое состояние своего чада. А это недопустимо.

    Поэтому:

    1) Безоговорочное принятие детей такими, какими они являются. Безусловно, принимать ребёнка, значит, любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть! Именно родители должны поддерживать своего ребёнка, сколько бы лет ему ни было, вселять в него уверенность, что он нужен, любим, что он самый-самый лучший для своих родителей.

    2) Обнимайте ребёнка несколько раз в день, 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день!

    3) Равноценное отношение родителей к детям, если в семье их несколько, с целью предупреждения чувства ревности.

    4) Обучение ребёнка конструктивному общению со взрослыми и сверстниками.

    5) Соблюдение единых подходов в воспитании ребёнка, с развитием у него таких качеств, как самостоятельность, уверенность в себе.

    6) Участие взрослых в делах и интересах детей и подростков, организация совместной деятельности, совместные занятия с ребенком, несколько семейных дел, традиции создают зону радости.

    7) Создание необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности.

    8) Предупреждение интеллектуальных и эмоциональных перегрузок: организация основного и дополнительного обучения детей с учетом состояния здоровья, интеллектуальных и творческих способностей.

    9) Сохранение конфиденциальности (лучше, чтобы родители переговорили с учителями, предупредили о непростом периоде в жизни ребёнка и попросили их быть максимально толерантными к нему, помогать, поддерживать, способствовать продуктивному взаимодействию с ровесниками; также необходимо предупредить педагогов о том, чтобы окружающие не узнали о болезни).

    В семейном кругу ваше чадо должно ощущать любовь, поддержку и защиту. И это будет наилучшей профилактикой депрессии для любого ребёнка и подростка, которую могут предоставить ему самые близкие люди.

    При подозрении на депрессию необходимо проконсультировать ребенка у специалистов: врача-психиатра, психолога для уточнения состояния и получения дальнейших рекомендаций. Такие дети и подростки нуждаются в обязательном индивидуальном психолого-педагогическом подходе, учитывающем их состояние.

    Автор: медицинский психолог ГБУЗ «Центр общественного здоровья и медицинской профилактики Калининградской области» Юнин А.М.

    Партнёрский материал

    Опрос
    • Руководство каких районов надо снимать в первую очередь?

      главы.jpg

    Проголосовало 901 человек Проголосуй, чтобы узнать результаты