Профилактика девиантного поведения детей и подростков

23.11.2021 11:00
5 мин   


Девиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространённых и устоявшихся норм в обществе: уходы из дома, бродяжничество, употребление спиртного, наркотиков, нарушение законов, хулиганство и т.п.

Как воздействовать на ребенка с девиантным поведением?

1. Позитивный настрой

Любое взаимодействие следует начинать с себя. Что это значит? Случившееся уже не изменить, можно только предотвратить возможные нарушения поведения в будущем.

Очень важно задать себе вопрос: «Что я чувствую?» Если вами владеет гнев, растерянность, злость или другие негативные чувства, то следует успокоиться, прежде всего, привести себя в равновесие. Для этого можно сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, переключить внимание, сосредоточиться на чем-то другом или сделать еще что-то, позволяющее растопить негативные чувства

Важно оценить отношение к ребенку, а не к совершенному им поступку. Постарайтесь найти позитивные стороны в поведении ребенка.

2. Доверительное взаимодействие

Доверие к миру, ситуации, другому человеку - это базовая потребность ребенка. Он будет молчать, огрызаться или демонстрировать другие формы защитного поведения, пока не почувствует, что вы именно тот взрослый, который не нарушает его безопасности. Поэтому для достижения доверия необходимо признание безусловной ценности и уникальности ребенка, принятие его.

3. Выявление причин

Конкретное поведение - это следствие чего-то. Может оказаться, что причина поведения весьма значима, поэтому, устраняя только следствия, результата можно не получить.

4 типичные причины нарушения поведения:

  • стремление привлечь к себе внимание (независимо от способностей);
  • стремление найти ценности, служению которых они могли бы посвятить себя;
  • обесценивание чувства любви, добра;
  • стремление отомстить родителям или другим взрослым за пережитые обиды, боль и унижение.

  • 4. Последовательность во взаимодействиях

    Достичь желаемого результата вряд ли удастся, если взрослые советуют ребенку не терять самообладания в трудных ситуациях, говорят, что дракой и ссорой ничего не доказать, а сами кричат на ребенка и наказывают его. В результате дети начинают презирать взрослых.

    5. Позитивность взаимодействия

    Формулировка цели будет позитивной в том случае, когда она содержит указание на позитивный результат: «вести здоровый образ жизни» вместо «бросить курить», «добиться положительной успеваемости» вместо «не получать двойки», «приходить в школу вовремя» вместо «перестать опаздывать». Важно искренне поощрять привлекательность поступков, чувств, мыслей и намерений ребёнка.

    6. Поощрение положительных изменений

    Поощрение минимальных изменений предполагает умение выделить и оценить самые малые достижения. Путь к вершине складывается из малых шагов. Вряд ли ребёнок может быстро стать кардинально другим. Чтобы не сбиться с пути, важно помнить о правиле позитивности.

    7. Разумный компромисс

    Следование данному правилу, с одной стороны, предполагает понимание того, что абсолютный идеал не достижим, а с другой, что любые изменения должны создавать, а не разрушать ребенка. В одном из источников приводится такой пример, во время одной из лагерных смен для «трудных подростков» выявился «ночной житель» - подросток, который долго не засыпал и не давал заснуть всему отряду и лагерю. Вмешательство воспитателя только раззадорило его, он демонстрировал удивительную изобретательность. Конфликт был снят необычным способом: подростка назначили в группу ночной охраны лагеря.

    8. Индивидуальный подход

    Любая помощь будет эффективна настолько, насколько она учитывает уникальность и неповторимость ребенка.

    9. Системность

    Нужно создавать позитивную воспитывающую среду. Важно выявить значимых для подростка лиц: одноклассников, авторитетных взрослых, друзей. Важно выяснить и по возможности изменить социальную ситуацию ребенка в школе, семье и во время досуга.

    Автор статьи: медицинский психолог Александр Михайлович Юнин.