Эксперты Россельхозбанка оценили потенциал импортозамещения в косметической отрасли в России. Одновременно происходят два разнонаправленных процесса: уход ряда крупных зарубежных производителей и наращивание планов производства российских.
В конечном итоге потребление косметики, средств бытовой химии и гигиены в существенной степени не сократится, так как эта группа товаров в современном обществе не имеет заменителей. По оценке РСХБ, отечественные производители имеют наиболее сильные позиции в следующих сегментах: средства по уходу за домом, парфюмерно-косметической и бытовой аэрозольной продукции, жидкостей для бытового и промышленного клининга, растет российский сегмент уходовой и косметики из натуральных компонентов. Одной из основных движущих сил импортозамещения может стать органическая косметика.
По мнению экспертов Центра макроэкономического и регионального анализа и прогнозирования РСХБ, органическая косметика обладает самым широким охватом аудитории потребителей парфюмерно-косметической продукции. Рост объемов потребления косметики на натуральной основе является общемировым трендом. С каждым годом потребители все больше заботятся не только о своем внешнем виде, но и в большей степени о своем здоровье. Преобладание органических элементов в составе натуральной косметики сказывается на антиаллергенных свойствах последней, подходит для всех возрастных групп и не вызывает привыкания.
В России рынок органической косметики находится на начальном этапе становления, а это значит, что за счет низкой базы вероятен кратный рост производства. Уход ряда крупных заграничных брендов отразился на потребительском поведении россиян, сдвинув спрос на отечественные продукты, в том числе органику. Аналитики Россельхозбанка исследовали изменения спроса на органическую косметику. Базой для анализа послужила цифровая платформа Своё Родное.
Исследование показало, что в апреле-мае 2022 года спрос на косметику из натуральных компонентов вырос на 31% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Первую тройку самых востребованных категорий составила органическая косметика по уходу за кожей лица (рост заказов в 3 раза), уход за волосами (в 2 раза), уход за телом (в 2 раза).
Среди лидирующих категорий каждый второй заказ приходится на питательные кремы, в том числе масла и сыворотки для лица. Каждый пятый – на шампуни и бальзамы для волос, а ещё 30% поровну разделились между скрабом и молочком для тела.
На платформе Россельхозбанка Своё Родное представлен широкий ассортимент органической уходовой косметики. В качестве уникального примера можно назвать фермерские улиточные хозяйства, где происходит производство натуральных косметических средств на основе муцина. Улиточный муцин используется в косметических средствах для увлажнения и омоложения кожи.
Органическая косметика из муцина улитки отличается восстанавливающими, антибактериальными и увлажняющими свойствами, служит естественным источником гиалуроновой кислоты. Кроме того, улиточную косметику применяют для создания ровного тона кожи, поддержания ее эластичности и упругости. Для создания уходовой косметики на российских фермах используют только муцин улитки Мюллер, лишь он дает косметический эффект.
А, например, компании и фермерские хозяйства из Юга Сибири специализируются на производстве и продаже натуральной сибирской косметики и товаров для здоровья. Вся продукция изготавливается вручную из свежесобранных дикоросов, произрастающих на экологически чистой территории Горного Алтая. Химия и консерванты при изготовлении не используются. Линейка продукции с использованием даров алтайской природы включает: крема ручной работы, эко-бальзамы, эфирные масла и твердые шампуни.
По ключевым косметическим товарам Россия выступает нетто-импортером, при этом совокупный дефицит рискового импорта* парфюмерно-косметических средств (без учёта средств бытовой химии и личной гигиены) можно оценить в 2,5 млрд долл. США. Наиболее благоприятная ситуация наблюдается в сегменте «Гигиена полости рта», где высоко присутствие стран с партнерскими отношениями. Наибольший потенциал импортозамещения эксперты РСХБ видят в подсегменте дезодоранты/антиперспиранты, благодаря наличию развитой отечественной производственной базы.
Дольше всего – до 3 лет – может происходить импортозамещение в сегменте брендированной люксовой косметики. Также усилий потребует замещение стиральных порошков, российское производство которых имеет низкие показатели сырьевой локализации.
В современной геополитической ситуации российские производители рассчитывают на частичное занятие освободившихся ниш на рынке. Лимитирующим фактором может стать присутствие импортных добавок и необходимости обслуживания зарубежного оборудования в технологической цепочке российских предприятий. Данный вопрос скорее всего будет решен в ближнесрочной перспективе (2-3 года) путем импорта сырьевых компонентов (в том числе упаковки), оборудования и комплектующих через дистрибьюторские компании «третьих стран». Увеличение транспортного плеча поставок скажется на росте компонентов себестоимости. Однако российские производители могут увеличить инвестиции в рекламу и маркетинг, и, в противовес зарубежным компаниям, расширить линейку производимой продукции.
Интересной особенностью стало и прекращение экспорта западных компаний из России, например, британская Unilever не будет вывозить продукцию российского производства на прочие рынки сбыта, что отчасти может увеличить устойчивость на рынке и без того известных брендов.
Показатели |
Духи и туалетная вода |
Макияж |
Средства для волос |
Гигиена полости рта |
Дезодоранты, средства после бритья и прочие косметические средства |
Экспорт |
81 |
255 |
263 |
78 |
250 |
Импорт |
549 |
1 291 |
524 |
208 |
322 |
Торговый баланс |
-468 |
-1 036 |
-262 |
-130 |
-73 |
Объем рискового импорта* |
524 |
1 104 |
467 |
124 |
276 |
Источник: составлено авторами на основе данных ФТС РФ
* К рисковому импорту отнесен весь объем поставок, местом происхождения которых является страна из списка «недружественных стран» (Распоряжение Правительства РФ от 5 марта 2022 года №430-р).
Партнёрский материал